Глава Росприроднадзора: Контроль - другая сторона доверия - «Экологические новости» » Новости Экологии
Создать акаунт
Новости Экологии » Экономическое развитие » Глава Росприроднадзора: Контроль - другая сторона доверия - «Экологические новости»

Глава Росприроднадзора: Контроль - другая сторона доверия - «Экологические новости»

12 апр 2019, 10:24
Экономическое развитие
359
0

Глава Росприроднадзора: Контроль - другая сторона доверия - «Экологические новости»


Гильотина в руках регулятора отсечет все лишнее и субъективное в его отношениях с бизнесом. А введение экологического налога развяжет руки и даст больше свободы контрольным органам - так обозначила свою позицию и свой подход к решению поставленных задач глава Росприродназора Светлана Радионова, назначенная на эту должность три месяца назад.
Сегодня в Москве под ее руководством завершает работу расширенная коллегия Федеральной службы по надзору в сфере природопользования. Перед этим глава надзорного ведомства дала развернутое интервью "Российской газете" и поддержала экологические инициативы редакции, включая журналистские расследования, которые мы ведем в контакте с общественными организациями и правоохранительными органами.
Надзорная работа как одна из важнейших функций государства Вам, Светлана Геннадьевна, хорошо знакома. Но возглавить федеральный надзор в сфере природопользования пришлось сравнительно недавно…
Светлана Радионова: Вы правы. Я начинала свой путь в прокуратуре и занималась кодификацией. Тогда не было электронных систем типа "Гарант" и "Консультант Плюс", они только внедрялись. Поэтому всю законодательную и нормативную базу брали из "Российской газеты". Поэтому вы для меня родное издание. Я так же делаю до сих пор: законы и другие акты, подписанные президентом и опубликованные в "РГ", становятся прямым руководством.
Какие задачи видели перед собой в момент назначения и как ранжируете их сейчас, когда в новой должности осмотрелись?
Светлана Радионова: Новое для меня - животный мир, вопросы биоразнообразия, все, что касается конвенции CITES - это регулирование международной торговли дикими видами, которые находятся под угрозой исчезновения. А что-то было знакомо и хорошо понятно из прежней работы. Потому что часть полномочий Росприроднадзора была в свое время передана из Ростехнадзора. Это и вопросы недропользования, и все, что касается лицензионных требований, взаимодействия с предприятиями. Кардинальных различий тут нет, и мне даже легче по многим вопросам входить в тематику, чем коллегам в обратную сторону.
Да, я не считаю себя глубоким специалистом в экологии, я - юрист по базовому образованию. И моя задача на этом этапе - найти, вычленить наиболее грамотных специалистов и создать команду. Чем сейчас и занимаюсь…
И в рабочие дни, и в выходные? Что за цифры у вас на рабочем календаре? Отсчет с момента назначения?
Светлана Радионова: Напоминание себе самой: день прошел, неделя, месяц - что успела за это время. Только четко сформированная команда позволит дать четкий результат. Без этого нельзя. Не настроив пианино, не сыграть грамотно и качественно. Можно быть прекрасным пианистом, но, если инструмента нет, ты вообще ничего не сыграешь.
Удалось ли уже разобраться и ответить на свой собственный, цитирую, вопрос, "почему у нас за последние четыре года плата за негативное воздействие снижена в 2,5 раза"? Все "грязные" предприятия обанкротились? Или, напротив, исправились и больше не отравляют воздух и воду?
Светлана Радионова: Все не обанкротились. Говорить, что и модернизации нет никакой, не буду. Но в каком-то ярком, демонстративном виде, ее не случилось. Мы видим, как обновляются предприятия. И хорошо знаем основных загрязнителей. Технической революции еще не произошло. Хотя мы в эту сторону идем, государство создает необходимые инструменты.
Так почему экологические сборы упали?
Светлана Радионова: Изменилось законодательство. Причем, менялось везде и точечно, по чуть-чуть. Это как сводные отчеты по выбросам в атмосферу. Когда каждый объект считают отдельно, вроде бы ничего особенного. Когда сложили вместе, получилось много. Так и с законами. В одном случае менялся базовый документ, в другом - какие-то коэффициенты. Был, например, коэффициент "2" для районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностям. Он отменен. Отменены поправочные коэффициенты за выброс загрязняющих веществ в воздух городов. Тут убрали, там ослабили или сократили - вот и результат.
Системным анализом никто не занимался?
Светлана Радионова: Вот именно. А когда мы это сделали, проанализировали - увидели разницу. На местном уровне это надо объяснить жителям и обязательно предложить компенсирующие мероприятия. В конце концов не важно, сколько мы денег собрали от загрязнителей. Это ж не штрафы! Важно, что мы получаем в результате. Можем вообще ноль собирать, но при этом иметь чистое производство за счет компенсирующих мероприятий.
Нам всем надо знать и помнить принцип, заложенный в 42-й статье Конституции: каждый имеет право на благоприятную окружающую среду, а также достоверную информацию о ее состоянии. Там есть и вторая часть, которую мало кто читает: и - "на возмещение ущерба, причиненного его здоровью или имуществу экологическим правонарушением".
Вы готовы идти навстречу предприятиям, которые не укладываются в нормативы и говорят: добавьте нам разрешенную норму выброса, мы будем за это платить...
Светлана Радионова: Да, конечно. Вы понимаете, что большинство производств у нас можно остановить только один раз? Потом их уже не запустить. Между тем есть производства, которые готовы в себя вкладывать. И чем богаче производство, тем оно должно быть безопасней. А государство, и нашем лице тоже, будет стимулировать такие вложения в промышленную безопасность и в экологию, что на практике одно от другого неотделимо.
То есть мы за диалог, который дает возможность услышать бизнес. Когда мне говорят, можно я не буду одевать золотые коронки на гнилые зубы, что ответить? Наверное, это разумно. Я бы тоже не стала переоснащать предприятие, которое через два года планирую ликвидировать. А вместо этого произведу выплаты на природоохранные мероприятия. Будут они окрашены или пойдут в рамках нацпроекта - это уже второй вопрос. Но я заплачу за то, что я загрязняю. Это как с мусором: если вы больше выбрасываете, то и платите больше.
С Вашим приходом в Росприроднадзор стали ассоциировать пугающее словосочетание - "регуляторная гильотина"…
Светлана Радионова: Почему со мной ассоциируете? Она для всех. Само обозначение ввел Дмитрий Анатольевич…
Медведев? Тогда поясните, для чего потребовался и как этот средневековый механизм будет работать в XXI веке?
Светлана Радионова: Слово "гильотина" прижилось как наиболее точное и, если хотите, технологичное. В первоначальной терминологии была "секира".
Секира в чьих-то руках может влево-вправо уйти, а гильотина бьет строго в указанное место?
Светлана Радионова: Как регулятор я об этом говорила и на площадке РСПП: мы отсечем все ненужное. Не голову со всеми мыслями, что в ней есть, а только избыточное.
Регуляторная гильотина в том понимании, которое нам доводит правительство, это набор мероприятий, направленных на полноценное обновление нормативной базы. Иными словами, предлагается не хвосты подчищать, в которых уже все запутались, а создать заново нормативные документы, и с 2021 года ввести в оборот совершенно новую нормативную базу. Мы должны к этому стремиться и должны успеть. Хотя Росприроднадзор как федеральная служба и не является органом, осуществляющим нормативно-правовое регулирование.
Это прерогатива Министерства природных ресурсов России?
Светлана Радионова: Да. Мы надеемся, что коллеги услышат и примут в работу наши предложения. Потому что ревизия, которую мы у себя провели, показала такой, например, факт: отсутствует 41 административный регламент. Что это значит? Это такая вольница, когда 41 административная процедура делается "от печки". Как потребитель вы не понимаете, что вправе требовать. А я, как представитель услуг, могу делать в Омске одно, в Самаре - другое, в Дагестане - третье.
В одном месте, когда будете экологический паспорт получать, вам надо 8 фотографий представить, три книжки и еще что-то. В другом месте - по-другому. Это прямо влияет на имидж государственной власти и, что самое главное, отражается на качестве услуг. А чем больше будем унифицировать, тем прозрачнее будем становиться, тем ясней и понятней будут наши действия.
Работа по пересмотру и отмене устаревших документов будет вестись и на площадке Научно-технического совета, который мы формируем при Росприроднадзоре. Приглашаем к участию специалистов и общественных представителей - всех, кто готов не просто горлом с места кричать, а участвовать в создании востребованных нормативных документов.
Еще одна обсуждаемая новация - перевод экологического сбора в систему налоговых платежей? Какие здесь плюсы-минусы?
Светлана Радионова: Как руководитель Росприроднадзора я совсем не против, чтобы этим занималась налоговая инспекция в рамках налогового законодательства. Это делает систему более понятной, четкой, обязательной, администрирование становится прозрачней.
О каких суммах идет речь?
Светлана Радионова: В этом году должны собрать 15 миллиардов рублей. В прошлом было почти 18, а пять лет назад - 30.
Установки нет на то, чтобы из года в год увеличивать экологический сбор?
Светлана Радионова: Палочной системы у нас не было и нет. И в дальнейшем подход должен быть прагматичным. От нас требуется правильная классификация объектов по категориям негативного воздействия на окружающую среду. Вот с этим будем принципиально разбираться. Сейчас у нас объекты разделены на 1, 2, 3, 4 категории, и мы, конечно, классификацию объектов перепроверим.
Как только налоговая возьмет на себя часть нагрузки по администрированию платежей, Росприроднадзор напрямую этим займется. Сейчас, как известно, действует заявительный порядок. И мы, не исключаю, выявим тех, кто слишком хорошо о себе подумал, определяя степень негативного воздействия на природу.
А может быть, Светлана Геннадьевна, мы еще не дозрели до заявительного порядка в этой важной сфере? Ставка на сознательность тут срабатывает крайне редко…
Светлана Радионова: Государство и общество должны определиться с подходами, если мы ведем и собираемся дальше вести речь о социально ответственном бизнесе. Почему порядок заявительный? Потому что доверяем. Изначально ставить вопрос о недоверии, согласитесь, как-то странно. С одной стороны предлагаем: снимите административные барьеры, и бизнес сам себя устаканит. А с другой - нет, мы ему не доверяем? Не логично. Вот поэтому и заявительный порядок. Не вижу в этом ничего плохого.
Понял вас: доверие - это обратная сторона контроля. А контроль - другая сторона доверия?
Светлана Радионова: Можно и так сказать. Поскольку порядок уведомительный, мы верим предприятию на слово. Но и механизмы контроля, конечно, существуют. Они есть в рамках проверочных мероприятий - плановых и внеплановых, в рамках рейдов, или когда к нам поступает информация.
Пример из жизни: в региональное управление Росприроднадзора поступил депутатский запрос, в котором сообщается, что предприятие N в 3-4 раза нарастило мощности, ввело новые технологические линии, мощную котельную и много чего еще, а по-прежнему остается в 3 категории негативного воздействия на природу. Кто и как должен такой сигнал проверить?
Светлана Радионова: Можно посмотреть в рамках 294-го закона и в ходе проверочных мероприятий какие-то выводы сделать. Можно спросить, не готовы ли они в добровольном порядке перейти в другую категорию. Понудить к этому предприятие достаточно сложно. Но при желании все можно сделать, и сделать по закону. Росприроднадзору и нашим региональным подразделениям хватает для этого полномочий. Было бы желание.
Кто больше вам досаждает: радикально настроенные активисты-экологи, которые требуют немедленно закрыть все вредные производства? Или ходоки и отраслевые лоббисты, которые выторговывают для себя новые поблажки на выбросы и сбросы, добиваются повышения ПДК вместо того, чтобы внедрять на производстве наилучшие доступные технологии?
Светлана Радионова: Я далека от мысли, что в государстве кто-то сознательно хочет травить свой народ большим количеством выбросов в XXI веке, чем было в прошлом. Мы говорим с вами про высокотехнологичные предприятия. Я совершенно не допускаю, чтобы кто-то из органов государственной власти или просто адекватных людей был бы готов травить собственных детей, родителей, себя самого. Мы же здесь живем, уезжать не собираемся, мы же не какую-то мифическую Портландию загрязняем, а Российскую Федерацию. Лично я собираюсь прожить здесь долгие годы и, надеюсь, счастливые.
И я за то же. Однако не секрет, что находятся специалисты, в том числе с профессорскими и академическими регалиями, которые пытаются обосновать, что некоторые ПДК у нас значительно жестче, чем в Европе и мире. На основе подобных умозаключений и под благозвучным термином - гармонизация - уже случился негласный пересмотр ПДК по некоторым веществам-канцерогенам…
Светлана Радионова: Мне такие факты неизвестны. Но если говорить о проблеме в целом, и тут, я думаю, коллеги в Роспотребназоре со мной согласятся: причинение вреда здоровью есть причинение вреда здоровью, в какую красивую обертку это ни заворачивай. А благополучие человека - наш главный приоритет. Защита среды обитания, чем мы в первую очередь занимаемся, направлена на это же.
А что касается ученых, я к ним с большим уважением отношусь. Но есть такие, у кого очень специфично устроен мозг: при необходимости могут объяснить любой факт.
Или - обосновать решение, со многих точек зрения сомнительное…
Светлана Радионова: Задача администратора в подобной ситуации - а я администратор, не ученый - выбрать золотую середину. То есть решение, наиболее приемлемое для всех.


Гильотина в руках регулятора отсечет все лишнее и субъективное в его отношениях с бизнесом. А введение экологического налога развяжет руки и даст больше свободы контрольным органам - так обозначила свою позицию и свой подход к решению поставленных задач глава Росприродназора Светлана Радионова, назначенная на эту должность три месяца назад. Сегодня в Москве под ее руководством завершает работу расширенная коллегия Федеральной службы по надзору в сфере природопользования. Перед этим глава надзорного ведомства дала развернутое интервью "Российской газете" и поддержала экологические инициативы редакции, включая журналистские расследования, которые мы ведем в контакте с общественными организациями и правоохранительными органами. Надзорная работа как одна из важнейших функций государства Вам, Светлана Геннадьевна, хорошо знакома. Но возглавить федеральный надзор в сфере природопользования пришлось сравнительно недавно… Светлана Радионова: Вы правы. Я начинала свой путь в прокуратуре и занималась кодификацией. Тогда не было электронных систем типа "Гарант" и "Консультант Плюс", они только внедрялись. Поэтому всю законодательную и нормативную базу брали из "Российской газеты". Поэтому вы для меня родное издание. Я так же делаю до сих пор: законы и другие акты, подписанные президентом и опубликованные в "РГ", становятся прямым руководством. Какие задачи видели перед собой в момент назначения и как ранжируете их сейчас, когда в новой должности осмотрелись? Светлана Радионова: Новое для меня - животный мир, вопросы биоразнообразия, все, что касается конвенции CITES - это регулирование международной торговли дикими видами, которые находятся под угрозой исчезновения. А что-то было знакомо и хорошо понятно из прежней работы. Потому что часть полномочий Росприроднадзора была в свое время передана из Ростехнадзора. Это и вопросы недропользования, и все, что касается лицензионных требований, взаимодействия с предприятиями. Кардинальных различий тут нет, и мне даже легче по многим вопросам входить в тематику, чем коллегам в обратную сторону. Да, я не считаю себя глубоким специалистом в экологии, я - юрист по базовому образованию. И моя задача на этом этапе - найти, вычленить наиболее грамотных специалистов и создать команду. Чем сейчас и занимаюсь… И в рабочие дни, и в выходные? Что за цифры у вас на рабочем календаре? Отсчет с момента назначения? Светлана Радионова: Напоминание себе самой: день прошел, неделя, месяц - что успела за это время. Только четко сформированная команда позволит дать четкий результат. Без этого нельзя. Не настроив пианино, не сыграть грамотно и качественно. Можно быть прекрасным пианистом, но, если инструмента нет, ты вообще ничего не сыграешь. Удалось ли уже разобраться и ответить на свой собственный, цитирую, вопрос, "почему у нас за последние четыре года плата за негативное воздействие снижена в 2,5 раза"? Все "грязные" предприятия обанкротились? Или, напротив, исправились и больше не отравляют воздух и воду? Светлана Радионова: Все не обанкротились. Говорить, что и модернизации нет никакой, не буду. Но в каком-то ярком, демонстративном виде, ее не случилось. Мы видим, как обновляются предприятия. И хорошо знаем основных загрязнителей. Технической революции еще не произошло. Хотя мы в эту сторону идем, государство создает необходимые инструменты. Так почему экологические сборы упали? Светлана Радионова: Изменилось законодательство. Причем, менялось везде и точечно, по чуть-чуть. Это как сводные отчеты по выбросам в атмосферу. Когда каждый объект считают отдельно, вроде бы ничего особенного. Когда сложили вместе, получилось много. Так и с законами. В одном случае менялся базовый документ, в другом - какие-то коэффициенты. Был, например, коэффициент "2" для районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностям. Он отменен. Отменены поправочные коэффициенты за выброс загрязняющих веществ в воздух городов. Тут убрали, там ослабили или сократили - вот и результат. Системным анализом никто не занимался? Светлана Радионова: Вот именно. А когда мы это сделали, проанализировали - увидели разницу. На местном уровне это надо объяснить жителям и обязательно предложить компенсирующие мероприятия. В конце концов не важно, сколько мы денег собрали от загрязнителей. Это ж не штрафы! Важно, что мы получаем в результате. Можем вообще ноль собирать, но при этом иметь чистое производство за счет компенсирующих мероприятий. Нам всем надо знать и помнить принцип, заложенный в 42-й статье Конституции: каждый имеет право на благоприятную окружающую среду, а также достоверную информацию о ее состоянии. Там есть и вторая часть, которую мало кто читает: и - "на возмещение ущерба, причиненного его здоровью или имуществу экологическим правонарушением". Вы готовы идти навстречу предприятиям, которые не укладываются в нормативы и говорят: добавьте нам разрешенную норму выброса, мы будем за это платить. Светлана Радионова: Да, конечно. Вы понимаете, что большинство производств у нас можно остановить только один раз? Потом их уже не запустить. Между тем есть производства, которые готовы в себя вкладывать. И чем богаче производство, тем оно должно быть безопасней. А государство, и нашем лице тоже, будет стимулировать такие вложения в промышленную безопасность и в экологию, что на практике одно от другого неотделимо. То есть мы за диалог, который дает возможность услышать бизнес. Когда мне говорят, можно я не буду одевать золотые коронки на гнилые зубы, что ответить? Наверное, это разумно. Я бы тоже не стала переоснащать предприятие, которое через два года планирую ликвидировать. А вместо этого произведу выплаты на природоохранные мероприятия. Будут они окрашены или пойдут в рамках нацпроекта - это уже второй вопрос. Но я заплачу за то, что я загрязняю. Это как с мусором: если вы больше выбрасываете, то и платите больше. С Вашим приходом в Росприроднадзор стали ассоциировать пугающее словосочетание - "регуляторная гильотина"… Светлана Радионова: Почему со мной ассоциируете? Она для всех. Само обозначение ввел Дмитрий Анатольевич… Медведев? Тогда поясните, для чего потребовался и как этот средневековый механизм будет работать в XXI веке? Светлана Радионова: Слово "гильотина" прижилось как наиболее точное и, если хотите, технологичное. В первоначальной терминологии была "секира". Секира в чьих-то руках может влево-вправо уйти, а гильотина бьет строго в указанное место? Светлана Радионова: Как регулятор я об этом говорила и на площадке РСПП: мы отсечем все ненужное. Не голову со всеми мыслями, что в ней есть, а только избыточное. Регуляторная гильотина в том понимании, которое нам доводит правительство, это набор мероприятий, направленных на полноценное обновление нормативной базы. Иными словами, предлагается не хвосты подчищать, в которых уже все запутались, а создать заново нормативные документы, и с 2021 года ввести в оборот совершенно новую нормативную базу. Мы должны к этому стремиться и должны успеть. Хотя Росприроднадзор как федеральная служба и не является органом, осуществляющим нормативно-правовое регулирование. Это прерогатива Министерства природных ресурсов России? Светлана Радионова: Да. Мы надеемся, что коллеги услышат и примут в работу наши предложения. Потому что ревизия, которую мы у себя провели, показала такой, например, факт: отсутствует 41 административный регламент. Что это значит? Это такая вольница, когда 41 административная процедура делается "от печки". Как потребитель вы не понимаете, что вправе требовать. А я, как представитель услуг, могу делать в Омске одно, в Самаре - другое, в Дагестане - третье. В одном месте, когда будете экологический паспорт получать, вам надо 8 фотографий представить, три книжки и еще что-то. В другом месте - по-другому. Это прямо влияет на имидж государственной власти и, что самое главное, отражается на качестве услуг. А чем больше будем унифицировать, тем прозрачнее будем становиться, тем ясней и понятней будут наши действия. Работа по пересмотру и отмене устаревших документов будет вестись и на площадке Научно-технического совета, который мы формируем при Росприроднадзоре. Приглашаем к участию специалистов и общественных представителей - всех, кто готов не просто горлом с места кричать, а участвовать в создании востребованных нормативных документов. Еще одна обсуждаемая новация - перевод экологического сбора в систему налоговых платежей? Какие здесь плюсы-минусы? Светлана Радионова: Как руководитель Росприроднадзора я совсем не против, чтобы этим занималась налоговая инспекция в рамках налогового законодательства. Это делает систему более понятной, четкой, обязательной, администрирование становится прозрачней. О каких суммах идет речь? Светлана Радионова: В этом году должны собрать 15 миллиардов рублей. В прошлом было почти 18, а пять лет назад - 30. Установки нет на то, чтобы из года в год увеличивать экологический сбор? Светлана Радионова: Палочной системы у нас не было и нет. И в дальнейшем подход должен быть прагматичным. От нас требуется правильная классификация объектов по категориям негативного воздействия на окружающую среду. Вот с этим будем принципиально разбираться. Сейчас у нас объекты разделены на 1, 2, 3, 4 категории, и мы, конечно, классификацию объектов перепроверим. Как только налоговая возьмет на себя часть нагрузки по администрированию платежей, Росприроднадзор напрямую этим займется. Сейчас, как известно, действует заявительный порядок. И мы, не исключаю, выявим тех, кто слишком хорошо о себе подумал, определяя степень негативного воздействия на природу. А может быть, Светлана Геннадьевна, мы еще не дозрели до заявительного порядка в этой важной сфере? Ставка на сознательность тут срабатывает крайне редко… Светлана Радионова: Государство и общество должны определиться с подходами, если мы ведем и собираемся дальше вести речь о социально ответственном бизнесе. Почему порядок заявительный? Потому что доверяем. Изначально ставить вопрос о недоверии, согласитесь, как-то странно. С одной стороны предлагаем: снимите административные барьеры, и бизнес сам себя
Комментарии
Минимальная длина комментария - 50 знаков. комментарии модерируются
Комментарии для сайта Cackle

Смотрите также:

Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика