В Год водоохранных зон все предприятия в Татарстане пройдут проверку на чистоту сточных вод - «Экологические новости»
В Год водоохранных зон все предприятия в Татарстане пройдут проверку на чистоту сточных вод - «Экологические новости»
Всем промышленным предприятиям Татарстана в этом году предстоит пройти серьезную проверку — что содержится в их стоках, которые попадают в водоемы после производственного процесса. Об этом KazanFirst рассказали представители госслужб, контролирующих состояние окружающей среды.
В 2016 году на всех водных объектах регионального значения усилят надзор, на водоемах федерального значения пройдут проверки Росприроднадзора и других органов. Эта работа проводится регулярно, однако в Год водоохранных ей уделят повышенное внимание.
Ведомства будут проводить как плановые проверки, так и внеплановые — по факту выявления сброса вредных веществ в воду. Специализированная инспекция аналитического контроля минэкологии РТ продолжит брать пробы сточных вод.
Тщательнее всего будут проверяться предприятия, где очистные сооружения давно устарели и не справляются с объемом загрязняющих веществ, и те, где очистных систем вовсе нет. Все предприятия стараются устранить нарушения, но сделать это по разным причинам удается не всегда, говорит казанский межрайонный природоохранный прокурор Альберт Хабиров.
В основном сбросами загрязнений в воду грешат сельские предприятия ЖКХ, которые не имеют качественного водоотведения. Например, такие проблемы выявлялись у Куйбышевско-Затонских, Высокогорских, Камско-Устьинских коммунальных сетей — сбросы попадали на рельеф местности, а также в малые и большие и реки. Владельцы предприятий знают о проблеме, но ничего не могут сделать — приходится ждать, когда их включат в программу финансирования по реконструкции очистных сооружений, объясняет собеседник. При этом в условиях кризиса эту статью расходов юрлица смещают на последнее место.
«Крупные предприятия сами способны справиться с этими расходами, а в сельских поселениях испытывают финансовые трудности и ждут выделения средств», — добавляет Хабиров.
В пример он приводит поселок Октябрьский близ Казани, где местные жители рискуют утонуть в нечистотах. В населенном пункте на протяжении трех лет нет исправной канализации. Привлекать к ответственности некого, поскольку насосная станция нигде не стоит на балансе, ситуация в поселке с каждым годом только ухудшается
«Такие факты в республике достаточно распространены, когда в сельских поселениях отсутствует надлежащее водоотведение, — продолжает Хабиров. — У кого-то выявляем недостаточную очистку либо прямые сбросы неочищенных стоков. Трудность в устранении этих нарушений заключается в необходимости финансирования строительно-монтажных работ».
В первую очередь проверки коснутся предприятий, которые раньше уже попадали в списки нарушителей. В июле прошлого года нарушения фиксировались на Усадском спиртзаводе. После начатой в 2012 году реконструкции завод увеличил производство и очистные сооружения перестали справляться с объемом нечистот. Сточные воды попали в Казанку. Дело рассматривается в Высокогорском районном суде.
«Такие предприятия у нас всегда остаются на контроле, мы всегда добиваемся реального исполнения нарушения и решения судов, — говорит Хабиров. — В случае повторных нарушений такого характера мы вновь проводим проверки и обращаемся в суд — до тех пор, пока на предприятиях не будет наведен порядок».
Чаще всего нарушителей наказывают штрафами и приостанавливают их работу по решению судов. Но если установлено, что окружающей среде нанесен серьезный вред, руководители могут понести и уголовную ответственность (дела возбуждаются по статье «Загрязнение вод»).
Какие именно предприятия будут проверены, ни одно контролирующее ведомство не уточняет. Однако об этом будет несложно догадаться по состоянию самих водных объектов, которые находятся рядом с нарушителями — массовая гибели рыбы, заболачивание и в целом ухудшение природных свойств рек.
«Мы можем проверить бизнес любого уровня, для нас нет препятствий, если есть сведения о нарушениях водоохранного законодательства», — отмечает прокурор. О том, где предположительно происходят сбросы вредных веществ, контролирующим органам нередко подсказывают местные жители, которые живут рядом с реками, и рыбопромысловые организации.
Сохранение водных объектов не должно ограничиваться только внешними реками, озерами и водохранилищами, защитой береговых полос от стихийных застроек. Внимание будет уделяться и состоянию подземных вод, говорит 1-й заместитель министра экологии и природных ресурсов РТ Рустем Камалов. По его словам, мероприятия Года водоохраных зон будут разделены на надзорный и инвестиционный блоки, «потому что Татарстан в лидерах среди субъектов по привлечению федеральных денег». Есть гарантии и муниципалитетов, что многое будет сделано, объясняет он, одним надзором все вопросы не решить
У каждого водного объекта своя история, и населению нужно напоминать о происхождении рек и озер. Например, власти собираются бросить силы и средства на экологическую реабилитацию Адмиралтейского пруда и озера Кабан в Казани. «Мы предполагаем активное участие представителей науки, чтобы они рассказывали об истории Казанки, Среднего Кабана и Голубого озера, а также четырех крупных водохранилищ», — объясняет Камалов.
«Мы хотим вызвать интерес, чтобы [люди] были гордыми за Татарстан и узнали, какими богатствами он располагает, а у каждого населенного пункта должен появиться родник или речушка, где будут проводиться субботники», — говорит он.
Кроме контролирующих органов, за состоянием выбросов должны следить и сами заводские лаборатории, отмечает член президиума республиканского совета Всероссийского общества охраны природы Сергей Мухачев. Проблему загрязненных стоков можно наблюдать по всей стране, утверждает он. Причина проста — производственные обороты растут и очистные сооружения перестают справляться. Как результат — часть вредных веществ попадает в реки и озера.
«Охрана природы везде финансируется по остаточному принципу, подход к этой проблеме — в осознании ее важности, — констатирует Мухачев. — Моментально эту работу не провести, на это требуются десятилетия, найти на это деньги и решить одним махом — немыслимо».
Юлия Яковлева