Эксперты ОП выявили недостатки поправок в законы обращения с отходами - «Экологические новости»
Эксперты ОП выявили недостатки поправок в законы обращения с отходами - «Экологические новости»
Реформа законодательства обращения с отходами должна носить системный, целенаправленный и эффективный характер. Об этом в разговоре с корреспондентом «ФедералПресс» заявила председатель Комиссии Общественной палаты по экологии и охране окружающей среды Альбина Дударева по итогам «нулевых чтений» пяти законопроектов, предусматривающих изменения в федеральный закон «Об отходах производства и потребления», в Кодекс об административных правонарушениях и в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части совершенствования государственного экологического надзора.
Как передает корреспондент «ФедералПресс», в общественной экспертизе приняли участие члены Общественной палаты России, члены региональных общественных палат, научно-консультативный совет при ОП, представители Общероссийского народного фронта и экспертных организаций, работающих в области охраны окружающей среды, а также граждане нашей страны, неравнодушные к тому, что происходит с природой и интересующиеся тем, как регулируется природоохранное законодательство.
В общей сложности, эксперты сегодня рассмотрели три законопроекта, предусматривающие изменения в статьи Федерального закона «Об отходах производства и потребления». Законотворческие акты были разработаны Минэнерго, Минприроды и Минтрансом.
В первом случае законодатели хотели закрыть пробелы и неопределенность в части регулирования вопроса ввоза на территорию России отходов, образовавшихся при создании, эксплуатации, использовании, ликвидации искусственных островов, установок, сооружений, проведении буровых работ при региональном геологическом изучении, разведке и добыче минеральных ресурсов на континентальном шельфе России, в целях захоронения и обезвреживания.
Во втором законопроекте речь идет об установлении отсрочки внесения плательщиками платы за негативное воздействие на окружающую среду при размещении твердых коммунальных отходов (ТКО), исчисленной по итогам отчетного периода за 2016 год, на период до марта 2019 года. Порядок оплаты предполагает поэтапное и последовательное внесение платежей, осуществляемое в равных долях не позднее 1 марта 2018 года, 1 сентября 2018 года и 1 марта 2019 года соответственно. Законопроект также предполагает введение поблажек для операторов ТКО. До 1 января 2019 их частично освобождают от авансовых платежей за негативное воздействие на окружающую среду.
Третий законопроект регулирует транспортировку отходов.
Кроме того были рассмотрены два законопроекта, касающиеся надзора в сфере окружающей среды. Первый, внесенный Минприроды, направлен на сохранение и рациональное использование лесных и водных биологических ресурсов. А второй законопроект предусматривает ужесточение административной ответственности за нарушения использования зоны санитарной охраны источников питьевого и хозяйственного-бытового водоснабжения.
В ходе общественной экспертизы сегодня звучали разные предложения. Одни эксперты считают, что законодательство надо ужесточать, другие придерживаются мнения, что его не нужно менять, поскольку оно и так не гармонизировано. Надо сказать, что все законопроекты получили порядка 20 замечаний от различных специалистов. По словам Альбины Дударевой, общественники отмечают низкий уровень подготовки законов и низкую корреляция с текущим законодательством.
«Реформа идет. Желание приостановить, притормозить введение ответственности и реформу в области обращения с отходами имеется. Кто-то спекулирует поднятием тарифов, кто-то спекулирует неподготовленностью объектов для того, чтобы заниматься попустительством и размещением отходов в том виде, в котором оно присутствовало раньше. Вопрос взят сегодня под контроль не только президентом, но и обществом. Мы рассматриваем все инициативы, которые в отрасли есть, читаем все письма граждан. И на сегодняшний день Общественной палатой выдвинута инициатива сделать до конца года сводный доклад, в котором мы покажем инфраструктурное состояние отрасли обращения с отходами глазами общественности», - рассказала в беседе с корреспондентом «ФедералПресс» председатель Комиссии Общественной палаты по экологии и охране окружающей среды.
Альбина Дударева объяснила, что бизнесмены нарушают закон в трех случаях: ради своей прибыли, из-за недостатка полномочий надзорных органов и реального отсутствия мест складирования и переработки мусора.
«Дело в том, что закрывая старые объекты органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации заблаговременно не позаботились о создании новых. Понятно, что если так происходит, мусор придется везти либо на старые объекты, либо в окружающую среду. Сегодня тот объем отходов, который не привезли в Балашиху, это около миллиона тонн, рассекается по Московской области, по Владимирской области, везутся в Калужскую область. Были попытки вывезти в Рязанскую область. Все эти попытки фиксируются, отмечаются экспертами, но это могут быть разовые, несистсемные меры. Нам бы очень хотелось, чтобы реформа обращения с отходами имела системный, целенаправленный и эффективный характер», - добавила Альбина Дударева.
Как рассказал «ФедералПресс» эксперт Общественной палаты, юрист Игорь Лопин, прародителем нынешних изменений стал 458-й Федеральный закон, принятый без подзаконных актов еще в конце 2014-го года.
«В 2015-й году была выработана «дорожная карта» подготовки подзаконных актов, но процесс их принятия растянулся фактически на два года. Две недели назад был принят последний подзаконный акт из этого перечня. Даже председатель Совета Федерации Валентина Матвиенко призывала отходить от такой практики принятия законов», - рассказал специалист.
Он отметил, что по ряду рассмотренных сегодня законопроектов будут отправлены обращения в надзорные органы, в том числе в Федеральную антимонопольную службу по поводу платы за негативное воздействие на окружающую среду. По части вывоза отходов добывающими компаниями на шельфе, по мнению юриста, изменений в законодательство не требуется.