Требования при организации натурных наблюдений при установлении санитарно-защитной зоны - «Экологические новости»
Требования при организации натурных наблюдений при установлении санитарно-защитной зоны - «Экологические новости»
Ответ подготовлен экспертом сайта ecovopros.ru М.В. Ламиховой
В соответствии с Постановлением Правительства № 222 от 03.03.18 г.:
2. Правообладатели объектов капитального строительства, введенных в эксплуатацию до дня вступления в силу настоящего постановления, в отношении которых подлежат установлению санитарно-защитные зоны, обязаны провести исследования (измерения) атмосферного воздуха, уровней физического и (или) биологического воздействия на атмосферный воздух за контуром объекта и представить в Федеральную службу по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека (ее территориальные органы) заявление об установлении санитарно-защитной зоны с приложением к нему документов, предусмотренных пунктом 14 Правил, утвержденных настоящим постановлением, в срок не более одного года со дня вступления в силу настоящего постановления. При этом приведение вида разрешенного использования земельных участков и расположенных на них объектов капитального строительства в соответствие с режимом использования земельных участков, предусмотренным решением об установлении санитарно-защитной зоны, допускается в течение 2 лет с момента ее установления.
14.К заявлению об установлении или изменении санитарно-защитной зоны прилагаются:
а) проект санитарно-защитной зоны;
б) экспертное заключение о проведении санитарно-эпидемиологической экспертизы в отношении проекта санитарно-защитной зоны.
Таким образом, для установления СЗЗ для действующих объектов необходимо при подаче заявления на установление СЗЗ приложить проект СЗЗ и результаты измерений. Порядок проведения данных измерений на данный момент не утвержден, согласно Постановлению 222 он будет утвержден отдельно.
На данный момент такой документ, регулирующий данный вопрос, отсутствует. На сайте regulation.gov.ru размещен 2 года назад Проект Приказа Роспотребнадзора «Об утверждении Порядка определения контрольных точек и показателей воздействия в целях проведения исследований и измерений атмосферного воздуха, уровней физического воздействия на среду обитания человека за контуром объекта (контуром ранее существовавшего объекта)», согласно которому планируется проводить определение точек и показателей измерений.
Согласно проекту приказа, Программа исследования и измерения атмосферного воздуха, уровней физического и (или) биологического воздействия на атмосферный воздух за контуром объекта (контуром ранее существовавшего объекта) должна соответствовать требованиям действующих нормативно-методических документов и содержать:
- координаты и/или адреса мест (точек) лабораторных исследований и измерений,
- карту-схему расположения точек натурных замеров;
- перечень измеряемых вредных факторов воздействия (химических, биологических, физических) на атмосферный воздух;
- перечень методик отбора проб и методов измерений (исследований);
- график проведения отбора проб (прямых измерений).
Для подтверждения установленной или измененной санитарно-защитной зоны исследования (измерения) химических, физических и (или) биологических факторов проводятся по программе, разработанной в составе проекта санитарно-защитной зоны в контрольных точках на границе санитарно-защитной зоны, а также в жилой застройке.
Контрольные точки выбираются исходя из следующих критериев:
- в направлениях изменения (сокращения, увеличения) размеров санитарно-защитной зоны относительно ориентировочных размеров санитарно-защитных зон, предусмотренных санитарной классификацией, или ранее установленной санитарно-защитной зоны;
- в направлении минимального расстояния до нормируемых территорий (земельных участков) в соответствии с пунктом 5 Правил;
- в направлении максимальных уровней химического, физического воздействия объекта, групп объектов на среду обитания и здоровье человека и критериев риска для здоровья населения (для объектов I и II классов опасности, групп объектов, в состав которых входят объекты I и (или) II класса опасности, а также в отношении объектов, не включенных в санитарную классификацию) исходя из расчетных показателей.
- в направлениях изменения (сокращения, увеличения) размеров санитарно-защитной зоны относительно ориентировочных размеров санитарно-защитных зон, предусмотренных санитарной классификацией, или ранее установленной санитарно-защитной зоны;
- в направлении минимального расстояния до нормируемых территорий (земельных участков) в соответствии с пунктом 5 Правил.
- в направлении минимального расстояния до нормируемых территорий (земельных участков) в соответствии с пунктом 5 Правил;
- в направлении максимальных уровней химического, физического воздействия объекта, групп объектов на среду обитания и здоровье человека и критериев риска для здоровья населения (для объектов или групп объектов I и II классов опасности) исходя из расчетных показателей.
В программу исследований (измерений) подлежат включению вредные (загрязняющие) вещества, для которых по результатам расчетов рассеивания на границе санитарно-защитной зоны и на границе ближайшей жилой застройки и (или) иных территорий с нормируемыми показателями качества среды обитания соблюдается одно или несколько условий:
- расчетная максимальная приземная концентрация веществ составляет более 0,5 ПДК без учета фона. В случае отсутствия веществ, по которым приземная концентрация более 0,5 ПДК на границе санитарно-защитной зоны и границе ближайшей жилой застройки, в программу исследований (измерений) включаются специфические вещества, характерные для промышленных выбросов данного объекта (при наличии, маркерные в соответствии со справочниками по наилучшим доступным технологиям);
- для объектов I и II классов опасности, вредные (загрязняющие) вещества, формирующие основной риск для здоровья населения на границе санитарно-защитной зоны и жилой застройки в зоне влияния предприятия более 1,0 HQ (коэффициента опасности) и/или индивидуальный канцерогенный риск более 1 * 10−4, контроль осуществляется по среднесуточным приземным концентрациям.
- приземная концентрация веществ составляет более 0,5 ПДК (без учета фона). В случае отсутствия веществ, по которым приземная концентрация более 0,5 ПДК на границе санитарно-защитной зоны и границе ближайшей жилой застройки, в программу исследований (измерений) включаются специфические вещества, характерные для промышленных выбросов данного объекта (при наличии, маркерные в соответствии со справочниками по наилучшим доступным технологиям);
- для предприятий I и II классов опасности, вредные (загрязняющие) вещества, формирующие основной риск для здоровья населения на границе санитарно-защитной зоны и жилой застройки в зоне влияния предприятия более 1,0 HQ (коэффициента опасности) и/или индивидуальный канцерогенный риск более 1 * 10−4, контроль осуществляется по среднесуточным приземным концентрациям.
Периодичность и объём наблюдений определяют с учетом класса опасности объекта по санитарной классификации:
- для объектов I и II классов опасности по санитарной классификации отбор проб химических и биологических примесей необходимо проводить в течение не менее 50 дней исследований по каждому веществу в каждой точке. Результаты исследований должны обеспечивать корректную оценку острого и хронического риска для здоровья;
- для объектов III — IV классов опасности по санитарной классификации отборы проб химических и биологических веществ необходимо проводить в течение не менее 30 дней по каждому веществу в каждой точке.
- для объектов V класса опасности по санитарной классификации необходимо проводить в течение не менее 10 дней исследований по каждому веществу в каждой точке.
Необходимый объем исследований (измерений) загрязнения атмосферного воздуха определяется исходя из требований РД 52.04.186−89 «Руководство по контролю загрязнения атмосферы» и ГОСТ 17.2.3.01−86 «Охрана природы. Атмосфера. Правила контроля качества воздуха населенных пунктов».
Измерения уровней шума проводят в дневное и ночное время суток, в зависимости от режима работы объекта (групп объекта). Для измерений выбирают периоды времени, когда возможно ожидать наибольших уровней шума. Продолжительность измерений планируется таким образом, чтобы можно было определить все необходимые нормируемые параметры шума. Периодичность не менее 4 дней измерений. Проведение измерений уровня шума осуществляется в зимнее и летнее время.
При наличии в границах контура объекта источников физического воздействия по вибрации, инфразвуку, электромагнитного излучения, в программу измерений должны быть включены соответствующие измерения.
Контрольные точки для проведения вибрации, инфразвука, электромагнитного излучения (поля) (далее — ЭМИ) выбираются исходя из следующих критериев:
Допускается однократное проведение измерений проведения вибрации, инфразвука, ЭМИ.
Во время проведения измерений оборудование, являющееся источниками шума, вибрации, инфразвука, ЭМИ должны работать на полную мощность в соответствии с технологией.
При прекращении эксплуатации или ликвидации объекта правообладатель объекта обязан обеспечить проведение исследований на контуре объекта для подтверждения отсутствия формирования за контуром объекта химического, и биологического воздействия, нарушающего санитарно-эпидемиологические требования.
Исследования (измерения) химических, физических и биологических факторов проводятся:
В программу исследований (измерений) подлежат включению вредные (загрязняющие) вещества, удовлетворяющие следующие критериям:
Объем исследований (измерений) атмосферного воздуха, уровней физического воздействия на атмосферный воздух (шум, вибрация, инфразвук, ЭМИ) соответствует объему исследований (измерений), указанному в пункте 2 настоящего Порядка.
В связи с тем, что проект приказа не утвержден и находится на стадии «Размещение текста проекта», пользоваться им, разумеется, можно только в ознакомительных целях. Некоторые регионы используют данный проект приказа и работают по нему неофициально. В других регионах для установления СЗЗ используют результаты измерений, выполненные в рамках производственного контроля. Такой контроль осуществляется согласно требованиям СП 1.1.1058−01 «Организация и проведение производственного контроля за соблюдением санитарных правил и выполнением санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий». Важно понимать, что ни тот, ни другой документы не являются в данном случае легитимными, поэтому рекомендую уточнить в Вашем отделении Роспотребнадзора, на чем основываются эксперты данного отделения при проверке проектов и установлении СЗЗ.