Региональный оператор отказывается заключать с заказчиком договор об оказании услуг по транспортированию медицинских отходов класса А, ссылаясь на то, что требования к обращению с твердыми коммунальными отходами на такие отходы не распространяются - «Экол
Региональный оператор отказывается заключать с заказчиком договор об оказании услуг по транспортированию медицинских отходов класса А, ссылаясь на то, что требования к обращению с твердыми коммунальными отходами на такие отходы не распространяются - «Экол
Следует ли заключить такой договор с региональным оператором, или заказчик вправе заключить его с другой организацией?
По данному вопросу мы придерживаемся следующей позиции:
Договор об оказании услуг по транспортированию медицинских отходов класса А может быть заключен как с региональным оператором, так и с другой специализированной организацией.
Обоснование позиции:
В соответствии с абзацем двадцать седьмым ст. 1 Федерального закона от 24.06.1998 N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" (далее - Закон N 89-ФЗ) региональным оператором по обращению с твердыми коммунальными отходами (далее - региональный оператор) является оператор по обращению с твердыми коммунальными отходами (ТКО) - юридическое лицо, которое обязано заключить договор на оказание услуг по обращению с ТКО с собственником ТКО, которые образуются и места накопления которых находятся в зоне деятельности регионального оператора.
К твердым коммунальным отходам относятся, в частности, отходы, образующиеся в процессе деятельности юридических лиц, индивидуальных предпринимателей и подобные по составу отходам, образующимся в жилых помещениях в процессе потребления физическими лицами (абзац двадцать первый ст. 1 Закона N 89-ФЗ).
Отходы класса А являются разновидностью медицинских отходов и представляют собой эпидемиологически безопасные отходы, приближенные по составу к твердым бытовым отходам (п. 1 ч. 2 ст. 49 Федерального закона от 21.11.2011 N 323-ФЗ "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации" (далее - Закон N 323-ФЗ), п. 2.1 Санитарно-эпидемиологические правил и нормативов СанПиН 2.1.7.2790-10 "Санитарно-эпидемиологические требования к обращению с медицинскими отходами", утвержденных постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 09.12.2010 N 163 (далее - СанПиН 2.1.7.2790-10)).
Пунктом 2 ст. 2 Закона N 89-ФЗ предусмотрено, что отношения в области обращения с медицинскими отходами регулируются соответствующим законодательством РФ.
В соответствии с ч. 3 ст. 49 Закона N 323-ФЗ медицинские отходы подлежат сбору, использованию, обезвреживанию, размещению, хранению, транспортировке, учету и утилизации в порядке, установленном законодательством в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения.
Отсюда следует, что действие Закона N 89-ФЗ на медицинские отходы не распространяется (письма Минприроды России от 30.04.2015 N 12-50/3268-ОГ, от 25.01.2012 N 05-12-44/832, от 16.12.2011 N 12-46/18775). Вместе с тем если медицинские отходы после соответствующей обработки и обеззараживания утратили эпидемиологическую и токсикологическую опасность, то тогда в отношении таких отходов возможно применение норм Закона N 89-ФЗ (письмо Минприроды России от 12.02.2015 N 12-50/1025-ОГ).
Можно отметить, что согласно п. 4.6 СанПиН 2.1.7.2790-10 транспортирование отходов класса А организуется с учетом схемы санитарной очистки, принятой для данной территории, в соответствии с требованиями санитарного законодательства к содержанию территорий населенных мест и обращению с отходами производства и потребления. Как указано в письме Росприроднадзора от 08.07.2016 N АА-03-03-32/13510, санитарным законодательством допускается осуществление обращения медицинских отходов класса А в соответствии с требованиями законодательства в области обращения с отходами производства и потребления.
Однако, хотя медицинские отходы класса А по составу близки к ТКО и их транспортирование подчиняется нормативным требованиям, регулирующим обращение с отходами производства и потребления, из приведенных норм формально не следует, что такие отходы должны квалифицироваться как ТКО. Отсюда можно сделать вывод о том, что региональный оператор не обязан заключать договор об оказании услуг по обращению с ТКО в отношении медицинских отходов. С другой стороны, согласно п. 1 ст. 24.7 Закона N 89-ФЗ региональные операторы вправе заключать договоры на оказание услуг по обращению с другими видами отходов с собственниками таких отходов.
Поэтому, с нашей точки зрения, региональный оператор, не будучи обязанным транспортировать медицинские отходы класса А, вправе сделать это, заключив с организацией, в деятельности которой образовались эти отходы (заказчиком), соответствующий договор.
Вместе с тем заказчик вправе привлечь к транспортированию медицинских отходов класса А другую специализированную организацию (п. 3.8 СанПиН 2.1.7.2790-10), поскольку такая деятельность законодательством не возлагается исключительно на регионального оператора. В связи с этим можно отметить, что закон не требует получения лицензии для осуществления деятельности по транспортированию медицинских отходов класса А (абзац третий п. 1 ст. 49 ГК РФ, ч.ч. 1, 3 ст. 12 Федерального закона от 04.05.2011 N 99-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности", письмо Минприроды России от 29.02.2016 N 12-47/4056, письмо Росприроднадзора от 04.12.2017 N АА-10-04-32/26588).
Ответ подготовил:
Эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ
Ерин Павел