Обязан ли образователь ТКО ежеквартально передавать данные учёта объёмов ТКО рег. оператору и операторам по транспортированию и размещению ТКО? - «Экологические новости» » Новости Экологии
Создать акаунт
Новости Экологии » Цели в области устойчивого развития » Обязан ли образователь ТКО ежеквартально передавать данные учёта объёмов ТКО рег. оператору и операторам по транспортированию и размещению ТКО? - «Экологические новости»

Обязан ли образователь ТКО ежеквартально передавать данные учёта объёмов ТКО рег. оператору и операторам по транспортированию и размещению ТКО? - «Экологические новости»

09 сен 2019, 09:19
Цели в области устойчивого развития
503
0

Обязан ли образователь ТКО ежеквартально передавать данные учёта объёмов ТКО рег. оператору и операторам по транспортированию и размещению ТКО? - «Экологические новости»

Ситуация:
Региональный оператор (далее-РО) заключает договора на оказание услуг по обращению с ТКО с образователями отходов. Собственных полигонов у РО нет, транспортирование ТКО осуществляется операторами, которые стали победителями аукционов.
Операторы по транспортированию и размещению ТКО (полигоны) требуют РО предоставлять ежеквартально данные по объёму ТКО по каждому образователю отходов с разбивкой по видам, классам опасности ТКО.

Вопросы:



1) В праве ли РО (на основании действующего договора) требовать образователя отходов ежеквартально передавать данные учета объемов ТКО?



2) Утверждена ли нормативным актом форма акта-приема-передачи ТКО (справки) между образователем ТКО и РО?



3) Является ли выданный РО акт выполненных работ образователю ТКО с указанием объема отходов в м3 подтверждающим документом для дальнейшей сдачи экологической отчетности?



4) Обязан ли РО ежеквартально передавать операторам по транспортированию и размещению ТКО данные учета объемов ТКО с разбивкой по видам, классам опасности ТКО?



Ответ



Накопление, сбор, транспортирование, обработка, утилизация, обезвреживание, захоронение твердых коммунальных отходов осуществляются в соответствии с правилами обращения с твердыми коммунальными отходами, утвержденными Правительством Российской Федерации (п. 2 ст. 24.6 ФЗ № 89 «Об отходах производства и потребления»).



Правила обращения с твердыми коммунальными отходами утверждены Постановлением Правительства Российской Федерации от 12 ноября 2016 года № 1156.



Согласно п. 12 типового договора на оказание услуг по обращению с ТКО, утв. Постановлением Правительства от 12 ноября 2016 года № 1156, региональный оператор имеет право:



а) осуществлять контроль за учетом объема и (или) массы принятых твердых коммунальных отходов;



б) инициировать проведение сверки расчетов по настоящему договору.



При этом согласно п.п. б п. 13 данного договора потребитель обязан обеспечивать учет объема и (или) массы твердых коммунальных отходов в соответствии с Правилами коммерческого учета объема и (или) массы твердых коммунальных отходов, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 3 июня 2016 года № 505 «Об утверждении Правил коммерческого учета объема и (или) массы твердых коммунальных отходов».



Правила коммерческого учета, утв. постановлением Правительства Российской Федерации от 3 июня 2016 года № 505, устанавливают правила именно коммерческого учета ТКО и напрямую не коррелируют с Порядком учета в области обращения с отходами, утв. Приказом Минприроды России от 01.09.2011 № 721 (ред. от 25.06.2014).



Таким образом, региональный оператор не вправе именно требовать образователя отходов ежеквартально передавать данные учета ТКО, заполненные в соответствии с Порядком учета в области обращения с отходами.



Вместе с тем образователь ТКО в рамках ст. 19 Федерального закона от 24.06.1998 № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» такой учет вести обязан, как и лицо, принимающее отходы для дальнейшего обращения, т. е. РО, предоставление этих сведений может быть урегулировано в рамках договора по обращению с ТКО, и за образователем может быть закреплена такая обязанность именно в рамках этого договора.



Отмечу, что согласно п. 2 типового договора объем твердых коммунальных отходов, места (площадки) накопления твердых коммунальных отходов, в том числе крупногабаритных, и периодичность вывоза твердых коммунальных отходов, а также информация о размещении мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов и подъездных путей к ним (за исключением жилых домов) определяются согласно приложению к настоящему договору. В этом же приложении также можно сразу сделать разбивку по конкретным видам ТКО и их расчетному объему/массе.



Согласно п. 7 типового договора сверка расчетов по настоящему договору проводится между региональным оператором и потребителем не реже чем один раз в год по инициативе одной из сторон путем составления и подписания сторонами соответствующего акта.



При этом речь идет именно об акте сверки расчетов. В случае неполучения ответа в течение 10 рабочих дней со дня направления стороне акта сверки расчетов, направленный акт считается согласованным и подписанным обеими сторонами.



Вы можете инициировать ежеквартальную сверку расчетов с приведением распределения объемов ТКО, образователь их либо скорректирует, либо все останется так, как Вы распределили.



На федеральном уровне форма акта-приема-передачи ТКО (справки) между образователем ТКО и РО не утверждена, регламентировать данную форму можно в рамках договора на обращение с ТКО.



Согласно п. 4 Порядка учета в области обращения с отходами, утв. Приказом Минприроды России от 01.09.2011 № 721 (ред. от 25.06.2014), акт выполненных работ, выданный РО образователю ТКО с указанием объема отходов в м3, может являться подтверждающим документом для дальнейшей сдачи экологической отчетности.



Что касается обязанности РО ежеквартально передавать операторам по транспортированию и размещению ТКО данные учета объемов ТКО с разбивкой по видам, классам опасности ТКО.



Согласно п. 13 Правил обращения с ТКО региональный оператор несет ответственность за обращение с твердыми коммунальными отходами с момента погрузки таких отходов в мусоровоз.



Порядок осуществления транспортирования твердых коммунальных отходов изложен во втором разделе Правил обращения с ТКО, утв. ПП № 1156.



Согласно п. 23 Правил в целях обеспечения транспортирования ТКО региональный оператор вправе привлекать операторов по обращению с ТКО, осуществляющих деятельность по транспортированию ТКО, на основании договора на оказание услуг по транспортированию ТКО.



Согласно п. 25 Правил существенными условиями договора на оказание услуг по транспортированию твердых коммунальных отходов являются:



е) способ коммерческого учета количества твердых коммунальных отходов;



и) порядок осуществления региональным оператором контроля деятельности оператора по обращению с твердыми коммунальными отходами, осуществляющего деятельность по транспортированию твердых коммунальных отходов.



Как видим из данных пунктов, в отношении данных учета объемов ТКО все сводится именно к коммерческому учету ТКО, правила ведения которого утверждены постановлением Правительства Российской Федерации от 3 июня 2016 года № 505 «Об утверждении Правил коммерческого учета объема и (или) массы твердых коммунальных отходов».



Согласно п. 3 Правил коммерческого учета региональный оператор представляет в орган исполнительной власти субъекта РФ, с которым он заключил соглашение, сведения об объеме и (или) о массе накопленных твердых коммунальных отходов, а также твердых коммунальных отходов, в отношении которых были осуществлены транспортирование, обработка, утилизация, обезвреживание и (или) захоронение, по форме, установленной указанным соглашением, ежемесячно, если иная периодичность представления указанных сведений не предусмотрена данным соглашением.



Согласно п. 7 Правил в целях осуществления расчетов с операторами по обращению с твердыми коммунальными отходами, осуществляющими деятельность по транспортированию твердых коммунальных отходов, коммерческий учет твердых коммунальных отходов осуществляется в соответствии с пунктом 5 настоящих Правил.



Согласно п. 9 Правил в целях осуществления расчетов с операторами по обращению с твердыми коммунальными отходами, владеющими на праве собственности или на ином законном основании объектами (далее — владельцы объектов), коммерческий учет твердых коммунальных отходов осуществляется в соответствии с подпунктом «б» пункта 5 настоящих Правил.



Еще раз отмечу, что Правила коммерческого учета ТКО не коррелируют напрямую с Порядком учета в области обращения с отходами, это отдельные правила.



Получается, что на законодательном уровне за РО не закреплена прямая обязанность ежеквартально передавать операторам по транспортированию и размещению ТКО данные учета объемов ТКО именно с разбивкой по видам, классам опасности ТКО.



Отмечу, что Порядок учета в области обращения с отходами, утв. Приказом Минприроды России от 01.09.2011 № 721 (ред. от 25.06.2014), не предусматривает в принципе ведение учета отходов принятых от других лиц исключительно для целей транспортирования.



При этом согласно п. 30 Правил обращения с ТКО в отношении каждого мусоровоза должен вестись маршрутный журнал по форме, утвержденной уполномоченным органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, в котором указывается информация о движении мусоровоза и загрузке (выгрузке) твердых коммунальных отходов. Оператор по обращению с твердыми коммунальными отходами, осуществляющий транспортирование твердых коммунальных отходов, обязан в течение одного рабочего дня предоставить региональному оператору, органам исполнительной власти субъекта Российской Федерации, органам местного самоуправления по их запросу копию маршрутного журнала, а также обеспечить доступ указанных лиц к информации, передаваемой с использованием аппаратуры спутниковой навигации в порядке, предусмотренном договором на оказание услуг по транспортированию твердых коммунальных отходов.



Также необходимо отметить, что операторы по размещению отходов обязаны вести их учет в Порядке, предусмотренном Приказом Минприроды России от 01.09.2011 № 721, при этом указывать наименование хозяйствующего субъекта и номер соответствующего договора, относительно ТКО данным хозяйствующим субъектом является региональный оператор. Косвенно (напрямую из 721 это не следует, потому что порядок не учитывает обращение именно с ТКО) получается, что региональный оператор, даже несмотря на то, что самостоятельно он не осуществляет размещение отходов, также должен вести учет принятых отходов в соответствии с Порядком, утв. Приказом МПР № 721.



Также следует отметить, что в августе 2019 года была принята новая форма статистического учета сведений в области обращения с отходами (см. приказ Росстата от 19.08.2019 № 459 «Об утверждении формы федерального статистического наблюдения с указаниями по ее заполнению для организации Федеральной службой по надзору в сфере природопользования федерального статистического наблюдения за отходами производства и потребления»). Региональные операторы должны будут заполнять второй раздел данной формы «Сведения об образовании, обработке, утилизации, обезвреживании, размещении отходов производства и потребления, представляемые региональными операторами, осуществляющими деятельность с твердыми коммунальными отходами».



Согласно п. 5 указаний Форма заполняется на основании данных учета в области обращения с отходами, проводимого в порядке, установленном приказом Минприроды России от 01.09.2011 № 721, паспортов отходов I-IV классов опасности, материалов обоснования отнесения отходов к классу опасности для окружающей среды. Согласно п. 6 при заполнении формы федерального статистического наблюдения все сведения об отходах отражаются отдельно по каждому виду отхода с указанием кода по Федеральному классификационному каталогу отходов. При этом в п. 7 также указано, что при составлении отчета в части заполнения количественных характеристик твердых коммунальных отходов для перевода объемных величин в количественные (масса, тонны) респонденты руководствуются в том числе Правилами коммерческого учета объема и (или) массы твердых коммунальных отходов, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 03.06.2016 № 505.



Учитывая, что с июня 2019 года введена отдельная административная ответственность за отсутствие учета отходов (п. 10 ст. 8.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях от 30.12.2001 № 195-ФЗ), все участники данного процесса заинтересованы в урегулировании этого вопроса, несмотря на то, что друг другу в отдельности они не обязаны предоставлять соответствующие данные учета отходов по 721 приказу МПР.



Все данные вопросы могут быть урегулированы в рамках соответствующих договоров по обращению с ТКО и размещению ТКО, т.к. все участники процесса, кроме операторов по транспортированию ТКО, помимо собственных отходов, обязаны вести учет образовавшихся (образователь ТКО), переданных для дальнейшего обращения (региональный оператор ТКО), принимаемых отходов для дальнейшего размещения (оператор по размещению ТКО) в соответствии с Порядком учета в области обращения с отходами, утв. Приказом Минприроды России от 01.09.2011 № 721 (ред. от 25.06.2014).



Для формирования более конкретных рекомендаций по урегулированию данного вопроса необходимо ознакомиться с утвержденной в Вашем регионе формой маршрутного журнала и формой предоставления сведений об объеме и (или) о массе накопленных ТКО, а также ТКО, в отношении которых были осуществлены транспортирование, обработка, утилизация, обезвреживание и (или) захоронение, установленными соглашением с соответствующим органом исполнительной власти субъекта РФ.


Ответ подготовлен экспертом сайта ecovopros.ru Н. Бирюковой

Ситуация: Региональный оператор (далее-РО) заключает договора на оказание услуг по обращению с ТКО с образователями отходов. Собственных полигонов у РО нет, транспортирование ТКО осуществляется операторами, которые стали победителями аукционов. Операторы по транспортированию и размещению ТКО (полигоны) требуют РО предоставлять ежеквартально данные по объёму ТКО по каждому образователю отходов с разбивкой по видам, классам опасности ТКО. Вопросы: 1) В праве ли РО (на основании действующего договора) требовать образователя отходов ежеквартально передавать данные учета объемов ТКО? 2) Утверждена ли нормативным актом форма акта-приема-передачи ТКО (справки) между образователем ТКО и РО? 3) Является ли выданный РО акт выполненных работ образователю ТКО с указанием объема отходов в м3 подтверждающим документом для дальнейшей сдачи экологической отчетности? 4) Обязан ли РО ежеквартально передавать операторам по транспортированию и размещению ТКО данные учета объемов ТКО с разбивкой по видам, классам опасности ТКО? Ответ Накопление, сбор, транспортирование, обработка, утилизация, обезвреживание, захоронение твердых коммунальных отходов осуществляются в соответствии с правилами обращения с твердыми коммунальными отходами, утвержденными Правительством Российской Федерации (п. 2 ст. 24.6 ФЗ № 89 «Об отходах производства и потребления»). Правила обращения с твердыми коммунальными отходами утверждены Постановлением Правительства Российской Федерации от 12 ноября 2016 года № 1156. Согласно п. 12 типового договора на оказание услуг по обращению с ТКО, утв. Постановлением Правительства от 12 ноября 2016 года № 1156, региональный оператор имеет право: а) осуществлять контроль за учетом объема и (или) массы принятых твердых коммунальных отходов; б) инициировать проведение сверки расчетов по настоящему договору. При этом согласно п.п. б п. 13 данного договора потребитель обязан обеспечивать учет объема и (или) массы твердых коммунальных отходов в соответствии с Правилами коммерческого учета объема и (или) массы твердых коммунальных отходов, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 3 июня 2016 года № 505 «Об утверждении Правил коммерческого учета объема и (или) массы твердых коммунальных отходов». Правила коммерческого учета, утв. постановлением Правительства Российской Федерации от 3 июня 2016 года № 505, устанавливают правила именно коммерческого учета ТКО и напрямую не коррелируют с Порядком учета в области обращения с отходами, утв. Приказом Минприроды России от 01.09.2011 № 721 (ред. от 25.06.2014). Таким образом, региональный оператор не вправе именно требовать образователя отходов ежеквартально передавать данные учета ТКО, заполненные в соответствии с Порядком учета в области обращения с отходами. Вместе с тем образователь ТКО в рамках ст. 19 Федерального закона от 24.06.1998 № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» такой учет вести обязан, как и лицо, принимающее отходы для дальнейшего обращения, т. е. РО, предоставление этих сведений может быть урегулировано в рамках договора по обращению с ТКО, и за образователем может быть закреплена такая обязанность именно в рамках этого договора. Отмечу, что согласно п. 2 типового договора объем твердых коммунальных отходов, места (площадки) накопления твердых коммунальных отходов, в том числе крупногабаритных, и периодичность вывоза твердых коммунальных отходов, а также информация о размещении мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов и подъездных путей к ним (за исключением жилых домов) определяются согласно приложению к настоящему договору. В этом же приложении также можно сразу сделать разбивку по конкретным видам ТКО и их расчетному объему/массе. Согласно п. 7 типового договора сверка расчетов по настоящему договору проводится между региональным оператором и потребителем не реже чем один раз в год по инициативе одной из сторон путем составления и подписания сторонами соответствующего акта. При этом речь идет именно об акте сверки расчетов. В случае неполучения ответа в течение 10 рабочих дней со дня направления стороне акта сверки расчетов, направленный акт считается согласованным и подписанным обеими сторонами. Вы можете инициировать ежеквартальную сверку расчетов с приведением распределения объемов ТКО, образователь их либо скорректирует, либо все останется так, как Вы распределили. На федеральном уровне форма акта-приема-передачи ТКО (справки) между образователем ТКО и РО не утверждена, регламентировать данную форму можно в рамках договора на обращение с ТКО. Согласно п. 4 Порядка учета в области обращения с отходами, утв. Приказом Минприроды России от 01.09.2011 № 721 (ред. от 25.06.2014), акт выполненных работ, выданный РО образователю ТКО с указанием объема отходов в м3, может являться подтверждающим документом для дальнейшей сдачи экологической отчетности. Что касается обязанности РО ежеквартально передавать операторам по транспортированию и размещению ТКО данные учета объемов ТКО с разбивкой по видам, классам опасности ТКО. Согласно п. 13 Правил обращения с ТКО региональный оператор несет ответственность за обращение с твердыми коммунальными отходами с момента погрузки таких отходов в мусоровоз. Порядок осуществления транспортирования твердых коммунальных отходов изложен во втором разделе Правил обращения с ТКО, утв. ПП № 1156. Согласно п. 23 Правил в целях обеспечения транспортирования ТКО региональный оператор вправе привлекать операторов по обращению с ТКО, осуществляющих деятельность по транспортированию ТКО, на основании договора на оказание услуг по транспортированию ТКО. Согласно п. 25 Правил существенными условиями договора на оказание услуг по транспортированию твердых коммунальных отходов являются: е) способ коммерческого учета количества твердых коммунальных отходов; и) порядок осуществления региональным оператором контроля деятельности оператора по обращению с твердыми коммунальными отходами, осуществляющего деятельность по транспортированию твердых коммунальных отходов. Как видим из данных пунктов, в отношении данных учета объемов ТКО все сводится именно к коммерческому учету ТКО, правила ведения которого утверждены постановлением Правительства Российской Федерации от 3 июня 2016 года № 505 «Об утверждении Правил коммерческого учета объема и (или) массы твердых коммунальных отходов». Согласно п. 3 Правил коммерческого учета региональный оператор представляет в орган исполнительной власти субъекта РФ, с которым он заключил соглашение, сведения об объеме и (или) о массе накопленных твердых коммунальных отходов, а также твердых коммунальных отходов, в отношении которых были осуществлены транспортирование, обработка, утилизация, обезвреживание и (или) захоронение, по форме, установленной указанным соглашением, ежемесячно, если иная периодичность представления указанных сведений не предусмотрена данным соглашением. Согласно п. 7 Правил в целях осуществления расчетов с операторами по обращению с твердыми коммунальными отходами, осуществляющими деятельность по транспортированию твердых коммунальных отходов, коммерческий учет твердых коммунальных отходов осуществляется в соответствии с пунктом 5 настоящих Правил. Согласно п. 9 Правил в целях осуществления расчетов с операторами по обращению с твердыми коммунальными отходами, владеющими на праве собственности или на ином законном основании объектами (далее — владельцы объектов), коммерческий учет твердых коммунальных отходов осуществляется в соответствии с подпунктом «б» пункта 5 настоящих Правил. Еще раз отмечу, что Правила коммерческого учета ТКО не коррелируют напрямую с Порядком учета в области обращения с отходами, это отдельные правила. Получается, что на законодательном уровне за РО не закреплена прямая обязанность ежеквартально передавать операторам по транспортированию и размещению ТКО данные учета объемов ТКО именно с разбивкой по видам, классам опасности ТКО. Отмечу, что Порядок учета в области обращения с отходами, утв. Приказом Минприроды России от 01.09.2011 № 721 (ред. от 25.06.2014), не предусматривает в принципе ведение учета отходов принятых от других лиц исключительно для целей транспортирования. При этом согласно п. 30 Правил обращения с ТКО в отношении каждого мусоровоза должен вестись маршрутный журнал по форме, утвержденной уполномоченным органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, в котором указывается информация о движении мусоровоза и загрузке (выгрузке) твердых коммунальных отходов. Оператор по обращению с твердыми коммунальными отходами, осуществляющий транспортирование твердых коммунальных отходов, обязан в течение одного рабочего дня предоставить региональному оператору, органам исполнительной власти субъекта Российской Федерации, органам местного самоуправления по их запросу копию маршрутного журнала, а также обеспечить доступ указанных лиц к информации, передаваемой с использованием аппаратуры спутниковой навигации в порядке, предусмотренном договором на оказание услуг по транспортированию твердых коммунальных отходов. Также необходимо отметить, что операторы по размещению отходов обязаны вести их учет в Порядке, предусмотренном Приказом Минприроды России от 01.09.2011 № 721, при этом указывать наименование хозяйствующего субъекта и номер соответствующего договора, относительно ТКО данным хозяйствующим субъектом является региональный оператор. Косвенно (напрямую из 721 это не следует, потому что порядок не учитывает обращение именно с ТКО) получается, что региональный оператор, даже несмотря на то, что самостоятельно он не осуществляет размещение отходов, также должен вести учет принятых отходов в соответствии с Порядком, утв. Приказом МПР № 721. Также следует отметить, что в августе 2019 года была принята новая форма статистического учета сведений в области обращения с отходами (см. приказ Росстата от 19.08.2019 № 459 «Об утверждении формы федерального статистического наблюдения с указаниями по ее заполнению для организации Федеральной службой по надзору в сфере природопользования федерального статистического
Комментарии
Минимальная длина комментария - 50 знаков. комментарии модерируются

Смотрите также: