Треть от всех экологических правонарушений, выявляемых Росприроднадзором, составляют нарушения в области обращения с отходами - «Экологические новости»
Треть от всех экологических правонарушений, выявляемых Росприроднадзором, составляют нарушения в области обращения с отходами - «Экологические новости»
Об этом сообщил заместитель руководителя Росприроднадзора Амирхан Амирханов на селекторном совещании по вопросу разработки территориальных схем в области обращения с отходами. Мероприятие прошло под председательством главы Минприроды России Сергея Донского.
«В 2014-2015 годах в России наблюдался прогрессирующий рост образования мест несанкционированного размещения отходов в сравнении с 2013 годом. Всего за 5 лет выявлено свыше 170 тысяч таких мест», – сказал А.Амирханов.
По данным, представленным Росприроднадзором, на территории РФ ежегодно образуется более 5 млрд т отходов производства и потребления I-V класса опасности. Из них порядка 35-40 млн т твердых коммунальных отходов (ТКО) или более 200 млн м.куб. образуется в результате жизнедеятельности городов. Помимо этого, ТКО образуется от деятельности предприятий малого и среднего бизнеса, нежилого фонда, крупных производств.
Практически весь указанный объем в дальнейшем размещается на полигонах ТКО, санкционированных и несанкционированных свалках, и только 4-5% указанного объёма вовлекаются в переработку. По оценке А.Амиханова, столь низкий процент вовлечения ТБО в переработку связан как с отсутствием необходимой инфраструктуры, так и самих предприятий-переработчиков.
Доля ликвидированных мест несанкционированного размещения отходов, от числа выявленных, составляет сегодня в целом по России около 70% (наилучшие показатели – у СЗФО, ЦФО и ПФО).
В целом, по мнению А.Амирханова, ситуацию, сложившуюся сегодня на землях населенных пунктов в области обращения с отходами, можно охарактеризовать как крайне негативную. Количество несанкционированных свалок более чем в 2 раза превышает количество легальных объектов размещения отходов.
Среди причин сложившейся ситуации – низкие нормы накопления ТКО на душу населения (во многих регионах нормы не переустанавливались с советского периода либо же отменены судами по представлениям прокуратуры, т.к. были установлены без участия уполномоченных органов власти). При этом затраты на переработку отходов значительно выше затрат на захоронение. Поэтому отрасль переработки отходов и вовлечение их в качестве вторичных материальных и энергетических ресурсов менее привлекательна для бизнеса.
Ещё одна причина образования несанкционированных свалок – низкая экологическая культура населения и отсутствие в стране закона о всеобщем экологическом воспитании и просвещении.
Ситуацию усугубляет и то, что в целом по стране доля затрат на охрану окружающей среды при обращении с отходами от общего объёма природоохранных затрат не превышает 12%. Бюджетное же финансирование данной сферы кратно меньше.
«Отходоперерабатывающая отрасль, в первую очередь, ориентирована на вторичную переработку и вовлечение отходов в хозяйственный оборот, нуждается в дополнительном стимулировании, в том числе и через установление расширенной ответственности производителей товаров и упаковки, достижение нормативов утилизации и взимание экологического сбора», – подчеркнул А.Амирханов.
На сегодняшний день в Росприроднадзор поступило на согласование всего 14 территориальных схем, из них согласованы и готовы к утверждению – 5 схем (Ростовская область, Ямало-Ненецкий АО, Москва, Воронежская и Тюменская области). Еще 9 регионам в согласовании схем отказано, они нуждаются в оперативной доработке и повторном представлении (Ставропольский край, Чукотский АО, Республика Татарстан, Ульяновская, Саратовская, Мурманская, Омская, Томская и Белгородская области).
Не приступили к разработке схем в области обращения с отходами в 3 субъектах (Республике Северная Осетия-Алания, г. Севастополь и Республике Крым). Отсутствие территориальной схемы не позволит данным регионам провести выбор регионального оператора по обращению с ТКО.
По мнению А.Амирханова, необходимо предусмотреть в КоАП РФ административную ответственность для региональных операторов за неисполнение своих обязанностей, повлекшее неблагоприятные последствия. Кроме того, следует дополнить требования к составу и содержанию территориальных схем обращения с отходами, а также разработать современные требования к проектированию, эксплуатации и рекультивации объектов размещения отходов, направленные на минимизацию воздействия на природную среду.