Каких законодательных изменений добиваются компании, отвечающие за вывоз мусора? - «Экологические новости»
Каких законодательных изменений добиваются компании, отвечающие за вывоз мусора? - «Экологические новости»
Пандемия и связанные с ней ограничительные меры усугубили положение только «встающей на ноги» в России отрасли обращения с твердыми коммунальными отходами. Как быть и что делать в сложившейся ситуации, обсудили участники IV Международного съезда региональных операторов – компаний, которые отвечают за вывоз мусора в субъектах РФ. Мероприятие было организовано Ассоциацией «Чистая страна», которая объединяет профессионалов этой сферы, при поддержке Минприроды России.
К счастью, трудности не разобщили сообщество, а, наоборот, сплотили, отметил исполнительный директор Ассоциации «Чистая страна» Руслан Губайдуллин. Совместные действия компаний мусорной отрасли, их согласованная позиция уже позволили добиться необходимой финансовой поддержки для отрасли, подчеркнул он. Руслан Губайдуллин рассказал нам, что по мнению участников съезда в Железноводске, еще многое можно и нужно сделать, чтобы повысить эффективность «мусорной реформы». Немало работы предстоит на законодательном уровне.
«В ходе съезда прозвучало много мыслей и предложений. Сейчас мы сводим все воедино в резолюцию, которую направим в Совет Федерации, Государственную Думу, в курирующие реформу федеральные ведомства. Приведу несколько примеров:
Правилами перевозки крупногабаритных и тяжеловесных грузов установлена разрешенная максимальная масса или нагрузка на ось, превышение которой является основанием для привлечения к административной ответственности. При оказании услуг по транспортированию твердых коммунальных отходов (ТКО), загрузка мусора осуществляется из нескольких десятков контейнеров, расположенных на маршруте специализированного коммунального транспортного средства. При загрузке в мусоровоз известным является только объем ТКО. Взвешивание загружаемых отходов не представляется возможным в силу специфики накопления и транспортирования ТКО. Плотность отходов не является однородной и постоянной, в связи с чем определить точную массу транспортируемых ТКО до момента их взвешивания по прибытию на объект обработки, обезвреживания, размещения невозможно.
Требование о движении транспортных средств, имеющих разрешенную максимальную массу свыше 12 тонн, по автомобильным дорогам общего пользования федерального значения только при условии внесения платы в счет возмещения вреда, причиняемого автомобильным дорогам такими транспортными средствами, приводит к увеличению стоимости услуг по обращению с ТКО для населения. Таким образом, имеются ограничения для осуществления деятельности при транспортировании ТКО. В целях решения сложившейся проблемы необходимо внести изменения в Федеральный закон «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации» в части нераспространения положений статей 31 и 31.1 на специализированные коммунальные транспортные средства, используемые для транспортирования ТКО.
Также, в настоящее время отсутствует возможность получения на бесплатной основе информации, необходимой для заключения договоров с потребителями жилищно-коммунальных услуг, выставления счетов на оплату потребленных услуг, взыскания задолженности за оказанные услуги. Не имеется рабочего механизма получения данных о собственниках и объектов индивидуального жилищного строительства для начислений. ГИС ЖКХ не содержит необходимых данных. Росреестр не предоставляет сведения в необходимом формате. Предложено дополнить Федеральный закон "О государственной регистрации недвижимости" соответствующими положениями.
Помимо этого, в законодательстве Российской Федерации необходимо закрепить определение «вторичного сырья» или «вторичных ресурсов», установив требования к обращению такого сырья (ресурсов), их правовой статус. Помимо разграничения понятий «отход», «отход от использования товаров» и «вторичное сырье» или «вторичный ресурс», необходимо конкретизировать основания для приобретения права собственности на отходы, твердые коммунальные отходы, отходы от использования товаров и «вторичное сырье» или «вторичные ресурсы». Кроме того, необходимо однозначно определить право собственности на твердые коммунальные отходы и вторичные материальные ресурсы.
На съезде обсуждался вопрос об отходах, выпавших из правового регулирования, в частности – о медицинских и биологических отходах. Актуальность этой темы показала пандемия. Необходимо четко определить, что нужно делать с этими видами отходов и навести в этой плоскости порядок. В частности, свою позицию по данному вопросу на съезде высказал Феликс Маркарян, заместитель директора компании–регоператора «Жилищно-коммунальное хозяйство», входящей в состав нашей Ассоциации:
"Если сфера ТКО отрегулирована, то большое количество других отходов остаётся вне полномочий регионального оператора и находится в теневой зоне. Для курортного региона Кавказские Минеральные Воды, где находятся масса санаториев и бальнеолечебниц, актуален вопрос обращения с медицинскими отходами класса А, приближенными по составу к ТКО. По сути, они за малым исключением таковыми и являются. Необходимы меры, которые перекроют саму возможность подмены базовых понятий и четко обозначат, кто и на каких условиях должен осуществлять обращение с этими отходами"».