Экологические нарушения вошли в зеленую зону. Сумма взысканий за вред природе составила менее 1 млрд руб - «Экологические новости» » Новости Экологии
Создать акаунт
Новости Экологии » Экология в мире » В мире » Экологические нарушения вошли в зеленую зону. Сумма взысканий за вред природе составила менее 1 млрд руб - «Экологические новости»

Экологические нарушения вошли в зеленую зону. Сумма взысканий за вред природе составила менее 1 млрд руб - «Экологические новости»

22 июн 2020, 08:25
В мире
330
0

Экологические нарушения вошли в зеленую зону. Сумма взысканий за вред природе составила менее 1 млрд руб - «Экологические новости»

Число административных и уголовных дел за экологические нарушения в 2019 году снизилось до трехлетнего минимума. На такую закономерность обратили внимание аналитики международной аудиторско-консалтинговой сети FinExpertiza. Общая сумма штрафов, наложенных на эконарушителей, составила при этом менее 1 млрд руб., что в сто с лишним раз меньше, чем годовые взыскания с автомобилистов. Статистика не свидетельствует о реальном снижении числа преступлений в области охраны природы, уверены экологи, отмечая недостатки системы мониторинга и низкие штрафы. В Ростехнадзоре связали тренд с желанием снизить нагрузку на бизнес.
Число наказаний за экологические правонарушения в 2019 году стало самым низким за последние три года, говорится в исследовании аудиторско-консалтинговой сети FinExpertiza. Эксперты, проанализировав статистику судебного департамента при Верховном суде, выяснили, что за прошлый год за нарушения в области охраны природы наказано 59 288 предприятий и физических лиц. Для сравнения: два года назад к ответственности привлекли около 64 тыс., а в 2017 году этот показатель составлял чуть меньше 62 тыс. Исследование проводилось на основе информации всех ведомств по контролю в области экологии: Росприроднадзора, Ростехнадзора, Россельхознадзора, Росрыболовства и других.
В прошлом году общая сумма экологических штрафов составила 975 млн руб., что в сто с лишним раз меньше, чем годовые взыскания за нарушения с автомобилистов (в 2019 году финансовые санкции, наложенные ГИБДД на российских водителей, превысили 100 млрд руб.).
Самым распространенным наказанием — в 90% случаев — для эконарушителей является штраф. Поводом для взысканий в большинстве случаев становились нарушения правил рыболовства, лицензии на пользование водой, а также незаконная рубка и повреждение леса (штрафы на 794 млн руб.). В это же время, отмечают авторы исследования, снижается количество уголовных дел в рамках экологических нарушений. Если в 2015 году уголовному наказанию было подвергнуто почти 9 тыс. человек, то в 2017 году — уже около 7 тыс., а в 2019 году — 6189 человек.
Количество наказаний не свидетельствует о реальном положении в экологической сфере, уверен директор Института экологии НИУ ВШЭ Борис Моргунов. «Сейчас степень нарушения во многом зависит от представителя Росприроднадзора,— пояснил он.— Более того, без системы электронных сервисов, которые бы фиксировали превышение установленных нормативов, некоторые данные можно скрыть. Как только заработают такие сервисы, количество нарушений резко увеличится».
«Многие предприятия сегодня работают на старом советском оборудовании, которое не соответствует никаким нормам,— заявил “Ъ” Павел Моисеев, руководитель юридической приемной экологического правового центра "Беллона".— Однако денег на реконструкцию нет, заводы несут убытки, поэтому включается своеобразная "регуляторная гильотина": на нарушения закрывают глаза, чтобы снизить нагрузку на бизнес. Логика такая: главное, чтобы предприятия платили налоги и пополняли бюджет, что будет с экологией, неважно». По его словам, это подтверждается и рейтингом самых частых экологических нарушений, так как в делах о незаконной рыбной ловле или рубке леса «государство имеет дело не с предприятиями, а с отдельными браконьерами».
Павел Моисеев добавил, что и преуспевающему бизнесу «дешевле оплачивать максимальную ставку по штрафам», чем соблюдать экологические нормативы.
В пресс-службе Росприроднадзора отказались комментировать ситуацию, сославшись на то, что не обладают информацией по всем ведомствам. Однако, отметили там, данные службы с тенденцией не совпадают. Так, по информации Росприроднадзора, к административной ответственности в 2019 году ведомством было привлечено чуть больше 24 тыс. нарушителей, что на 15% меньше, чем в 2018 году, но на 42% больше, чем в 2017 году.
В пресс-службе Ростехнадзора в разговоре с “Ъ” отметили, что «законодательство стоит на защите интересов бизнеса» и любое ужесточение надзора, в том числе размера штрафа, трактуется как «давление на предпринимателей». «На деле под прикрытием поддержки малого бизнеса от ответственности порой уходят крупные предприятия»,— сказал представитель ведомства. В пресс-службе также добавили, что из-за низких штрафов компании часто экономят на промышленной безопасности.
Елизавета Ламова


Число административных и уголовных дел за экологические нарушения в 2019 году снизилось до трехлетнего минимума. На такую закономерность обратили внимание аналитики международной аудиторско-консалтинговой сети FinExpertiza. Общая сумма штрафов, наложенных на эконарушителей, составила при этом менее 1 млрд руб., что в сто с лишним раз меньше, чем годовые взыскания с автомобилистов. Статистика не свидетельствует о реальном снижении числа преступлений в области охраны природы, уверены экологи, отмечая недостатки системы мониторинга и низкие штрафы. В Ростехнадзоре связали тренд с желанием снизить нагрузку на бизнес. Число наказаний за экологические правонарушения в 2019 году стало самым низким за последние три года, говорится в исследовании аудиторско-консалтинговой сети FinExpertiza. Эксперты, проанализировав статистику судебного департамента при Верховном суде, выяснили, что за прошлый год за нарушения в области охраны природы наказано 59 288 предприятий и физических лиц. Для сравнения: два года назад к ответственности привлекли около 64 тыс., а в 2017 году этот показатель составлял чуть меньше 62 тыс. Исследование проводилось на основе информации всех ведомств по контролю в области экологии: Росприроднадзора, Ростехнадзора, Россельхознадзора, Росрыболовства и других. В прошлом году общая сумма экологических штрафов составила 975 млн руб., что в сто с лишним раз меньше, чем годовые взыскания за нарушения с автомобилистов (в 2019 году финансовые санкции, наложенные ГИБДД на российских водителей, превысили 100 млрд руб.). Самым распространенным наказанием — в 90% случаев — для эконарушителей является штраф. Поводом для взысканий в большинстве случаев становились нарушения правил рыболовства, лицензии на пользование водой, а также незаконная рубка и повреждение леса (штрафы на 794 млн руб.). В это же время, отмечают авторы исследования, снижается количество уголовных дел в рамках экологических нарушений. Если в 2015 году уголовному наказанию было подвергнуто почти 9 тыс. человек, то в 2017 году — уже около 7 тыс., а в 2019 году — 6189 человек. Количество наказаний не свидетельствует о реальном положении в экологической сфере, уверен директор Института экологии НИУ ВШЭ Борис Моргунов. «Сейчас степень нарушения во многом зависит от представителя Росприроднадзора,— пояснил он.— Более того, без системы электронных сервисов, которые бы фиксировали превышение установленных нормативов, некоторые данные можно скрыть. Как только заработают такие сервисы, количество нарушений резко увеличится». «Многие предприятия сегодня работают на старом советском оборудовании, которое не соответствует никаким нормам,— заявил “Ъ” Павел Моисеев, руководитель юридической приемной экологического правового центра "Беллона".— Однако денег на реконструкцию нет, заводы несут убытки, поэтому включается своеобразная "регуляторная гильотина": на нарушения закрывают глаза, чтобы снизить нагрузку на бизнес. Логика такая: главное, чтобы предприятия платили налоги и пополняли бюджет, что будет с экологией, неважно». По его словам, это подтверждается и рейтингом самых частых экологических нарушений, так как в делах о незаконной рыбной ловле или рубке леса «государство имеет дело не с предприятиями, а с отдельными браконьерами». Павел Моисеев добавил, что и преуспевающему бизнесу «дешевле оплачивать максимальную ставку по штрафам», чем соблюдать экологические нормативы. В пресс-службе Росприроднадзора отказались комментировать ситуацию, сославшись на то, что не обладают информацией по всем ведомствам. Однако, отметили там, данные службы с тенденцией не совпадают. Так, по информации Росприроднадзора, к административной ответственности в 2019 году ведомством было привлечено чуть больше 24 тыс. нарушителей, что на 15% меньше, чем в 2018 году, но на 42% больше, чем в 2017 году. В пресс-службе Ростехнадзора в разговоре с “Ъ” отметили, что «законодательство стоит на защите интересов бизнеса» и любое ужесточение надзора, в том числе размера штрафа, трактуется как «давление на предпринимателей». «На деле под прикрытием поддержки малого бизнеса от ответственности порой уходят крупные предприятия»,— сказал представитель ведомства. В пресс-службе также добавили, что из-за низких штрафов компании часто экономят на промышленной безопасности. Елизавета Ламова
Комментарии
Минимальная длина комментария - 50 знаков. комментарии модерируются

Смотрите также: