До межрегионального управления Росприроднадзора доведена позиция Минприроды России о требованиях к наилучшим доступным технологиям, которая заключается в следующем - «Экологические новости»
До межрегионального управления Росприроднадзора доведена позиция Минприроды России о требованиях к наилучшим доступным технологиям, которая заключается в следующем - «Экологические новости»
В соответствии со статьей 29 Федерального закона от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» (далее – Закон) основным инструментом государственного регулирования в области внедрения наилучших доступных технологий (далее – НДТ) является установление нормативными документами в области охраны окружающей среды обязательных к применению технологических показателей НДТ.
Следует учитывать, что обязательные к выполнению требования по внедрению НДТ и соблюдению технологических показателей НДТ установлены применительно ко всем стадиям жизненного цикла объектов: проектирование, строительство и реконструкция, ввод в эксплуатацию, эксплуатация и вывод из эксплуатации (статьи 36, 38, 39 Закона).
Согласно статье 23 Закона технологические показатели НДТ устанавливаются не позднее 6 месяцев после опубликования информационно-технических справочников по наилучшим доступным технологиям (далее – ИТС), предусмотренных статьей 28.1 Закона, и являются основой для разработки юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями, осуществляющими деятельность на объектах I категории, собственных технологических нормативов, которые не должны превышать установленные технологические показатели НДТ.
Нормы о внедрении НДТ установлены также в статье 11 Федерального закона от 24.06.1998 № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» и статье 30 Федерального закона от 04.05.1999 № 96-ФЗ «Об охране атмосферного воздуха».
Отдельно следует отметить следующее.
В соответствии со статьей 11 Федерального закона от 23.11.1995 № 174-ФЗ «Об экологической экспертизе» (далее – Федеральный закон № 174-ФЗ) к объектам государственной экологической экспертизы (далее – ГЭЭ) федерального уровня, помимо прочего, относится проектная документация объектов капитального строительства, относящихся в соответствии с законодательством в области охраны окружающей среды к объектам I категории, за исключением проектной документации буровых скважин, создаваемых на земельном участке, предоставленном пользователю недр и необходимом для регионального геологического изучения, геологического изучения, разведки и добычи нефти и природного газа, а также за исключением проектной документации объектов капитального строительства, предполагаемых к строительству, реконструкции в пределах одного или нескольких земельных участков, на которых расположен объект I категории, если это не повлечет за собой изменения, в том числе в соответствии с проектной документацией на выполнение работ, связанных с пользованием участками недр, областей применения наилучших доступных технологий, качественных и (или) количественных характеристик загрязняющих веществ, поступающих в окружающую среду, образуемых и (или) размещаемых отходов (далее – проектная документация объектов I категории).
Порядок проведения ГЭЭ определен Федеральным законом № 174-ФЗ, Положением о порядке проведения государственной экологической экспертизы, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 11.06.1996 № 698, и Административным регламентом Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по предоставлению государственной услуги по организации и проведению государственной экологической экспертизы федерального уровня, утвержденным приказом Минприроды России от 06.05.2014 № 204.
В соответствии со статьей 14 Федерального закона № 174-ФЗ ГЭЭ объектов, указанных в статье 11 Федерального закона № 174-ФЗ, за исключением объектов, указанных в подпунктах 7.1 и 7.3 статьи 11 Федерального закона № 174-ФЗ, в том числе повторная, проводится при условии соответствия формы и содержания представляемых заказчиком материалов требованиям Федерального закона № 174-ФЗ, установленному порядку проведения ГЭЭ и при наличии в составе материалов, подлежащих экспертизе, в том числе документации, подлежащей ГЭЭ в соответствии со статьей 11 Федерального закона № 174-ФЗ, за исключением объектов, указанных в подпунктах 7.1 и 7.3 статьи 11 Федерального закона № 174-ФЗ, в объеме, который определен в установленном порядке, и содержащей материалы оценки воздействия на окружающую среду хозяйственной и иной деятельности, которая подлежит ГЭЭ.
Согласно последним разъяснениям Росприроднадзора требования к проектной документации на различные виды объектов капитального строительства, а также в отношении отдельных этапов строительства, реконструкции и капитального ремонта объектов капитального строительства, в том числе к составу разделов проектной документации и их содержанию, определены Положением о составе разделов проектной документации и требованиях к их содержанию, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 16.02.2008 № 87.
При этом, в соответствии с пунктом 5 статьи 16 Федерального закона № 174-ФЗ осуществление всестороннего, полного, объективного и комплексного анализа представляемых на ГЭЭ материалов с учетом передовых достижений отечественной и зарубежной науки и техники, определение их соответствия нормативным правовым актам Российской Федерации в области охраны окружающей среды, нормативным правовым актам субъектов Российской Федерации в области охраны окружающей среды, нормативно-техническим документам и предоставление заключения по таким материалам отнесено к обязанностям экспертов ГЭЭ.
Пунктом 1 статьи 16 Федерального закона № 174-ФЗ установлено, что экспертом ГЭЭ является специалист, обладающий научными и (или) практическими познаниями по рассматриваемому вопросу и привлеченный в соответствии со статьей 15 Федерального закона № 174-ФЗ федеральным органом исполнительной власти в области экологической экспертизы к проведению ГЭЭ по соответствующим направлениям науки, техники, технологии.