В Тюменском регионе научились добывать нефть из мусора - «Экологические новости»
В Тюменском регионе научились добывать нефть из мусора - «Экологические новости»
В Тюменской области, ХМАО и ЯНАО набирает популярность технология утилизации нефтешламов ультразвуком. По сути, она позволяет добывать из отходов производства нефть, песок, строительные смеси и другие полезные материалы. По словам экспертов, установки уже используют такие гиганты рынка, как «ЛУКОЙЛ» или «Роснефть», а в будущем ожидается, что к ним присоединятся и другие, менее крупные компании.
«В нашей стране такой менталитет: все боятся чего-то нового, неизвестного. К сожалению, некоторым компаниям проще сжигать нефтешламы, нежели с использованием современных технологий получать из них полезные фракции. Между тем данные технологии, хоть и недешево стоят, но окупают себя и действительно являются эффективными», — рассказывает руководитель направления природовосстановительных работ и супервайзинга компании «РАСТАМ- Экология» (входит в тюменский холдинг «РАСТАМ» Любови Растамхановой) Сергей Петров.
Как известно, нефтяная промышленность в силу своей специфики является потенциально опасной для природной среды. Это обусловлено токсичностью добываемых углеводородов и веществ, применяемых в технологических процессах. Отходы производства — нефтешламы — ранее было принято хранить в открытых земляных резервуарах — нефтешламовых амбарах, которые оказывают существенное негативное влияние на окружающую среду. В связи с возрастающими требованиями к защите экологии амбары начали ликвидировать, а нефтешламы утилизировать различными способами. Многие их сжигают, закачивают обратно в почву, растворяют, что далеко не всегда способствует снижению экологической нагрузки на окружающий мир.
При этом нефтепромышленники забывают, что нефтешламы являются не только опасными отходами, но и ценнейшим сырьем. Отработанные нефтепродукты — масла, нефтяные промывочные жидкости, резервуарные нефтешламы, жидкие отходы из нефтеловушек — все это можно переработать и получить нефть, газ, электроэнергию, топливо, песок, дорожное покрытие. Получить все это можно при использовании технологий разрушения стойкой нефтяной эмульсии нефтешламов под воздействием ультразвука в водном растворе.
«Предварительно нагретый нефтешлам смешивается (диспергируется) с композицией реагентов. При смешивании (диспергировании) нефтешлама в водном растворе стойкая эмульсия нефтешлама преобразуется в нестойкую эмульсию. Под воздействием реагентов процесс ускоряется и дает возможность осадка механических примесей в водную фазу, вновь образованная эмульсия переходит в состояние инверсии фаз. Для усиления процесса разделения эмульсии в воде и разрешения бронирующих оболочек нефтяной фазы применяется ультразвуковое воздействие, которое усиливает степень воздействия реагентов. Основой процесса является ультразвуковое диспергирование нефтешлама в водном растворе реагентов, позволяющее осуществить процесс с минимальными затратами. Применение данной технологии позволяет вырабатывать товарную нефть, отвечающую требованиям ГОСТа», — объясняет Сергей Петров.
По расчетам ученых, эффективность утилизации нефтешламов по данной технологии составляет 30,1% при сроке окупаемости 4,3 года. При объеме утилизации 12 600 кубометров нефтешламов в год, предотвращенный эколого-экономический ущерб оценивается от 20 до 60 миллионов рублей в год. Ожидается, что в перспективе технология будет более широко использоваться на всей территории России.
Между тем ряд экспертов придерживается мнения, что при утилизации нефтешламов будет эффективнее применять комплекс технологий, то есть после ультразвуковой технологии использовать биологические или химические методы очистки.
«Дело в том, что сложно обеспечить ультразвуковой сигнал на всем объеме заложенной массы нефтешламов. Например, при получении из них того же песка мы видим, что к его поверхности прилипает нефть, и разделить эти массы сложно. Ультразвуковая технология не обеспечивает 100-процентной глубины очистки. Поэтому после ее применения и разделения основных фракций следует применять химические либо бактериологические технологии», — отмечает эколог, заместитель председателя комитета Госдумы по природным ресурсам, природопользованию и экологии Максим Шингаркин.