Каким образом оформлять отчет по ПЭК, при невозможности проведения инструментальных замеров? - «Экологические новости»
Каким образом оформлять отчет по ПЭК, при невозможности проведения инструментальных замеров? - «Экологические новости»
Каким образом оформлять отчет по ПЭК, при невозможности проведения инструментальных замеров?
Согласно Приказа Минприроды России №261 в Таблице 2.4 "Результаты наблюдений за загрязнением атмосферного воздуха" представляются только результаты фактических наблюдений
вопрос: каким образом оформлять отчет по ПЭК, если согласно программе ПЭК в план-графике контроля присутствуют только расчетные методы контроля (невозможность проведения инструментальных замеров на источниках выброса).
Отвечает эксперт сайта ecovopros.ru Мария Ламихова
Ответ: Согласно приказу № 261 от 14 июня 2018 года N 261 "Об утверждении формы отчета об организации и о результатах осуществления производственного экологического контроля" таблица 2.3. "Перечень загрязняющих веществ, включенных в план-график проведения наблюдений за загрязнением атмосферного воздуха" содержит вещества, включенные в план-график наблюдений согласно приказу № 74. Таблица 2.4. "Результаты наблюдений за загрязнением атмосферного воздуха" тоже относится к плану-графику наблюдений.
Данный план-график разрабатывается для объектов, включенных в перечень, предусмотренный пунктом 3 статьи 23 Федерального закона от 4 мая 1999 г. N 96-ФЗ "Об охране атмосферного воздуха". Списки таких объектов есть не для всех регионов. Этот план-график не имеет отношения к ПДВ и плану-графику контроля.
Согласно Федеральному закону от 04.05.1999 N 96-ФЗ (ред. от 29.07.2018) "Об охране атмосферного воздуха", Статья 23. Мониторинг атмосферного воздуха:
1. В целях наблюдения за загрязнением атмосферного воздуха, комплексной оценки и прогноза его состояния, а также обеспечения органов государственной власти, органов местного самоуправления, организаций и населения текущей и экстренной информацией о загрязнении атмосферного воздуха Правительство Российской Федерации, органы государственной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления организуют государственный мониторинг атмосферного воздуха и в пределах своей компетенции обеспечивают его осуществление на соответствующих территориях Российской Федерации, субъектов Российской Федерации и муниципальных образований.
2. Государственный мониторинг атмосферного воздуха является составной частью государственного экологического мониторинга (государственного мониторинга окружающей среды) и осуществляется федеральными органами исполнительной власти в области охраны окружающей среды, другими органами исполнительной власти в пределах своей компетенции в порядке, установленном уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.
3. Территориальные органы федерального органа исполнительной власти в области охраны окружающей среды совместно с территориальными органами федерального органа исполнительной власти в области гидрометеорологии и смежных с ней областях устанавливают и пересматривают перечень объектов, владельцы которых должны осуществлять мониторинг атмосферного воздуха.
Приказ от 15 июля 2013 г. № 375 "О выполнении постановления Правительства Российской Федерации от 6 июня 2013 г. № 477 "Об осуществлении государственного мониторинга состояния и загрязнения окружающей среды" гласит:
Статьей 23 Федерального закона от 4 мая 1999 г. N 96-ФЗ "Об охране атмосферного воздуха" (с изменениями) предусматривается осуществление мониторинга атмосферного воздуха владельцами объектов, деятельность которых связана с загрязнением атмосферы. Такие объекты предлагается разделить на 3 группы.
1. К 1-ой группе относятся объекты, вклад которых в загрязнение воздуха может явиться критическим. На этих объектах осуществляется инструментальный и расчетный мониторинг атмосферного воздуха. Требования к системе инструментального мониторинга для объектов 1-ой группы устанавливаются на основе рассмотрения представляемых владельцем утвержденных в установленном порядке материалов (проект ПДВ, материалы инвентаризации выбросов и разрешение на выброс или экологический паспорт объекта). К 1-ой группе относятся также объекты, деятельность которых связана с возможностью аварийных выбросов в атмосферу сильно действующих ядовитых веществ (СДЯВ). Для особо ответственных объектов, отнесенных к 1-ой группе, предусматривается организация автоматизированных систем мониторинга и управления качеством воздушного бассейна. С учетом высокой стоимости работ по инструментальному мониторингу следует предусмотреть возможность объединения усилий владельцев различных (например, расположенных в непосредственной близости) объектов с целью создания совместной системы инструментального и расчетного мониторинга.
2. Ко 2-ой группе относятся объекты, вклад которых в загрязнение атмосферного воздуха не является критическим. Владельцы этих объектов должны осуществлять расчетный мониторинг загрязнения атмосферного воздуха с использованием действующих нормативных документов по расчету загрязнения атмосферы и параметров выбросов, согласованных с контролирующими органами. По согласованию с контролирующими органами, к 2-ой группе могут быть также отнесены объекты, формально относящиеся к 1-ой группе, весь выброс от которых осуществляется только через организованные источники (трубы), при условии организации владельцем объекта инструментального мониторинга параметров выбросов на каждом источнике (в устье трубы). В отдельных случаях объекты 2-ой группы, расположенные в городах с очень высоким уровнем загрязнения воздуха, могут быть отнесены к 1-ой группе.
3. К 3-ей группе относятся объекты, деятельность которых не связана со значимым воздействием на уровень загрязнения атмосферы, в том числе все предприятия и другие объекты, выбросы которых не подлежат государственному учету. Владельцы объектов 3-ей группы мониторинг атмосферного воздуха не осуществляют.
При организации и выполнении работ по мониторингу атмосферного воздуха владельцам объектов следует руководствоваться действующими нормативными документами.
Таким образом, перечни объектов должны готовить службы Росгидромета совместно с Росприроднадзором. Такие перечни начали появляться в свободном доступе. В частности, большой список перечней по регионам размещен на сайте Департамента Федеральной службы по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды по ЮФО и СКФО. Недавно утвержден перечень для Сахалинской области, он размещен на сайте местного Росприроднадзора.
Уставленной методики проведения мониторинга атмосферного воздуха и составления на его основе плана-графика наблюдений нет, есть только требования приказа № 74:
9.1.5. План-график наблюдений должен содержать:
адреса (географические координаты) пунктов наблюдений с указанием номера каждого пункта наблюдения;
перечень контролируемых на каждом пункте загрязняющих веществ;
методы определения концентраций загрязняющих веществ в атмосферном воздухе;
периодичность отбора проб атмосферного воздуха.
Соответственно, такой план-график наблюдений должен быть не у всех в ПЭК, а только у тех, кто обязан вести такой мониторинг, и он ведется исключительно инструментальным способом, а не расчетным. Для плана-графика контроля метод контроля может быть расчетным и инструментальным в зависимости от разных факторов ,см. требования приказа № 74. О включении вашего объекта в перечень объектов, где должен вестись мониторинг атмосферного овздуха, а также о методике и методах его осуществления вам необходимо составить запросы в территориальные отделения Росприроднадзора и Росгидромета.