Выполнение норматива по утилизации отходов - «Экологические новости» » Новости Экологии
Создать акаунт
Новости Экологии » Экономическое развитие » Выполнение норматива по утилизации отходов - «Экологические новости»

Выполнение норматива по утилизации отходов - «Экологические новости»

01 фев 2019, 16:39
Экономическое развитие
338
0

Выполнение норматива по утилизации отходов - «Экологические новости»


На вопросы подписчиков журналов "Экология производства" и "ТБО" отвечает эксперт сайта ecovoporos.ru Надежда Бирюкова
Вопрос:
В рамках соблюдения требований ст. 24.2 ФЗ 89 "Об отходах производства и потребления", мы как производитель товаров обязаны выполнить норматив утилизации. Мы производим одноразовую посуду и упаковку из бумаги картона и соотнесли наши товары с группой №13 перечня №2970-Р с нормативом утилизации на 2018 год в 10% о реализованных товаров. Отходы картона мы формируем в кипы, пропуская через пресс.
Можем ли мы перевести наши отходы в товары через оформление технических условий, и выпускать акт об утилизации самостоятельно по рекомендованной форме, согласно письма Министерство природных ресурсов и экологии Российской Федерации от 15 декабря 2016 года N АС-10-01-36/25460 , не привлекая для этого сторонние организации и продавать уже товары сторонним организациям. Не будет ли замечаний у Росприроднадзора в связи с таким решением вопроса по выполнению норматива утилизации отходов?
Ответ:
Согласно п. 4 статьи 24.2 Федерального закона от 24.06.1998 N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" (ред. от 25.12.2018) (далее – ФЗ №89) обеспечение выполнения нормативов утилизации осуществляется непосредственно самими производителем товаров, импортером товаров (как один из вариантов) путем организации собственных объектов по утилизации отходов от использования товаров. Хочу обратить Ваше внимание на слова «утилизации» и «отходов от использования товаров» (и/или упаковки товаров).
Также согласно п. 4.1 указанной статьи норматив утилизации отходов от использования товаров может быть выполнен за счет утилизации любых отходов от использования товаров, входящих в одну или несколько групп товаров, групп упаковки товаров в соответствии с перечнем, предусмотренным пунктом 2 настоящей статьи, при условии аналогичного назначения таких товаров, такой упаковки товаров и (или) аналогичного способа обработки отходов от их использования.
Согласно ст.1 ФЗ № 89 отходы от использования товаров - отходы, образовавшиеся после утраты товарами, упаковкой товаров полностью или частично своих потребительских свойств.
Таким образом, ключевым моментом, отвечающим в т.ч. духу РОП, является утилизация отходов, образующихся не от производства собственной продукции, а от ее использования. Определенные спорные моменты может вызвать утилизация/передача на утилизацию в целях исполнения РОП упаковки от поступающего сырья и материалов или остатки упаковочных материалов от упаковки собственной продукции, т.к. в данном случае присутствует элемент использования упомянутой упаковки и в отсутствие четкого урегулирования данного вопроса со стороны государства, полагаю, утилизацию данных отходов можно зачесть в счет исполнения нормативов утилизации. Но вернемся к отходам производства, итак, выполнение нормативов утилизации за счет утилизации собственных отходов производства (соответственно входящих в третий блок Федерального классификационного каталога отходов (ФККО), утв. Приказом Росприроднадзора от 22.05.2017 N 242 (ред. от 02.11.2018), например, 3 06 121 21 29 5. отходы бумаги от резки и штамповки, 3 06 121 41 29 5. отходы картона от резки и штамповки и т.п.) может быть правомерно не засчитано в качестве выполнения нормативов утилизации в целях РОП. Уже начала появляться соответствующая судебная практика см. Решение Левобережного районного суда г. Липецка по делу об административном правонарушении № 12-71/2018.
При этом под утилизацией отходов согласно ст. 1 ФЗ № 89 понимается использование отходов для производства товаров (продукции), выполнения работ, оказания услуг, включая повторное применение отходов, в том числе повторное применение отходов по прямому назначению (рециклинг), их возврат в производственный цикл после соответствующей подготовки (регенерация), а также извлечение полезных компонентов для их повторного применения (рекуперация).
В Письме Росприроднадзора от 28.03.2017 N ВС-10-02-36/6393 "Об исполнении нормативов утилизации путем термической обработки отходов" так же указывается на то, что более конкретизированные понятия "рециклинг", "регенерация", "рекупирация" приведены в "ГОСТ 30772-2001. Межгосударственный стандарт. Ресурсосбережение. Обращение с отходами. Термины и определения" (далее - ГОСТ 30772-2001).
Так, согласно п. 5.34 ГОСТ 30772-2001 под рециклингом понимается процесс возвращения отходов, сбросов и выбросов в процессы техногенеза. Примечанием к п. 5.34 ГОСТ 30772-2001 установлено, что возможны два варианта рециклинга (рециклизации) отходов:
1. Повторное использование отходов по тому же назначению, например, стеклянных бутылок после их соответствующей безопасной обработки и маркировки (этикетирования);
- возврат отходов после соответствующей обработки в производственный цикл, например жестяных банок - в производство стали, макулатуры - в производство бумаги и картона.
2. Для совокупности отходов и сбросов операцию рециклинга называют рекуперацией, для сбросов и порошкообразных, пастообразных отходов - регенерацией, для сбросов и выбросов - рециркуляцией.
Пунктом 5.35 ГОСТ 30772-2001 установлено определение рекуперации отходов, под которым понимается деятельность по технологической обработке отходов, включающая извлечение и восстановление ценных компонентов отходов, с возвращением их для повторного использования.
В соответствии с п. 5.36 ГОСТ 30772-2001 регенерация отходов - это действие, приводящее к восстановлению отходов до уровня вторичного сырья или материала для вторичного использования по прямому или иному назначению, в соответствии с действующей документацией и существующими потребностями.
Таким образом, исходя из смысла понятий "утилизации отходов", установленного ст. 1 ФЗ № 89, а также понятий "рециклинг", "регенерация", "рекупирация", установленных ГОСТом 30772-2001, целью утилизации отходов является использование отходов для производства товаров (продукции), выполнения работ, оказания услуг, включая повторное использование отходов по тому же назначению, деятельность по технологической обработке отходов, включающая извлечение и восстановление ценных компонентов отходов, с возвращением их для повторного использования, а также, действие, приводящее к восстановлению отходов до уровня вторичного сырья или материала.
Вместе с тем процесс прессования отходов картона и бумаги в кипы нельзя назвать процессом утилизации данных отходов, т.к. кроме изменения объема данных отходов с ними больше ничего качественно не происходит.
Данный процесс можно попробовать назвать обработкой, т.к. согласно все той же ст. 1 ФЗ № 89 обработка – это предварительная подготовка отходов к дальнейшей утилизации, включая их сортировку, разборку, очистку. Можно конечно рассуждать о том, что определение понятия «обработка» звучит таким образом, что нельзя однозначно утверждать, что обработка — это только сортировка, разборка и очистка.
Однако, в соответствии с пунктом 5.1 ГОСТ Р 53692-2009 «Обращение с отходами. Этапы технологического цикла отходов», который утвержден и введен в действие Приказом Ростехрегулирования от 15 декабря 2009 года № 1092-ст (далее – ГОСТ Р 53692-2009, устанавливается девять этапов технологического цикла отходов, подлежащих ликвидации, отдельным этапом идет упаковка и маркировка.
Согласно пункту 5.7 ГОСТ Р 53692-2009 упаковка и маркировка отходов (6-й этап) состоит в обеспечении установленными методами и средствами (с помощью укладки в тару или другие емкости, пакетирования, брикетирования с нанесением соответствующей маркировки) целостности и сохранности отходов в период помещения их в упаковку и тару, сортировки, погрузки, транспортирования, складирования, хранения в установленных местах.
В соответствии с пунктом 3.35 ГОСТ Р 56258-2014 «Менеджмент загрязнений. Термины и определения», который утвержден и введен в действие Приказом Росстандарта от 26 ноября 2014 года № 1844-ст, брикетирование отходов это метод уменьшения объема, в результате которого отходы окажутся спрессованными в брикеты.
К тому согласно п. 4.2.1 ГОСТ 10700-97. Макулатура бумажная и картонная. Технические условия (с Изменением N 1) формирование и прессование кип является одним из основных требований к упаковке макулатуры, согласно таблице 1 данного ГОСТ существует много марок макулатуры, но все они являются теми или иными отходами.
Таким образом прессование скорее представляет собой технологическую стадию упаковки отходов, а не их утилизацию.
Также, если Вы хотите являться утилизатором, то Вы должны учитывать, что статьей 24.3 ФЗ № 89 установлены требования к Единой государственной информационной системе учета отходов от использования товаров (Далее ЕГИС УОИТ https://uoit.fsrpn.ru/). Статья 24.4 описывает предоставление информации в ЕГИС УОИТ.
Правила создания, эксплуатации и модернизации ЕГИС УОИТ установлены Постановлением Правительства РФ от 30 декабря 2015 года N 1520 "О единой государственной информационной системе учета отходов от использования товаров" (далее - Правила).
Согласно п. 17 Правил информация для включения в систему учета отходов представляется поставщиком информации безвозмездно по перечню согласно приложению N 1, а также по формам согласно приложениям N 2 - 11 посредством информационно-телекоммуникационных сетей в форме электронного документа, который создается и направляется с использованием программных средств системы учета отходов с использованием усиленной квалифицированной электронной подписи.
В разделе VI Приложения 1 Правил установлены типы документации, сроки предоставления и форма предоставления данной документации для юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, осуществляющих деятельность в сфере обращения с отходами от использования товаров.
Таким образом, компании, осуществляющие утилизацию отходов, обязаны направлять соответствующую информацию в Росприроднадзор для включения в ЕГИС УОИТ.
Так же отмечу, что и рекомендованная форма акта об утилизации, предложенная в письме Росприроднадзора от 15 декабря 2016 года N АС-10-01-36/25460, и проект новой формы акта утилизации, размещенный на портале проектов нормативно правовых документов (http://regulation.gov.ru/p/87354), предусматривают указание информации о количестве утилизированных отходов от использования товаров в отчетном году по соответствующим кодам и наименованиям ФККО, о количестве произведенной продукции, а также наличие разрешительной документации у хозяйствующего субъекта, осуществившего утилизацию отходов в отчетном году, и описание технологии, которая использовалась для утилизации. Поэтому, если Вы заполните данный акт надлежащим образом, Росприроднадзор с большой долей вероятности не зачтет данный акт в целях исполнения норматива утилизации по выше перечисленным основаниям.
Уточняющий вопрос:
Предполагалось, что мы прессуем отходы от производства, оформляем акт об утилизации по рекомендованной форме сами себе, делаем ТУ на отходы переводя их в товар, продаем ИП, а они передают на комбинат для утилизации.
Не поймем, почему собственные отходы от резки и штамповки могут быть правомерно не зачтены, при производстве посуды и упаковки из бумаги и картона – мы ведь не можем собирать отходы по всей стране со всех урн?!
Мы бы отдавали наши отходы от производства комбинатам, но они не идут на контакт напрямую, принимают через различных ИП и устанавливают внушительные ставки за оформление актов об утилизации, что вряд ли правомерно.
При этом мы так понимаем, что комбинат принимающий отходы на утилизацию и выпускающий какой-либо товар , сам себе акт об утилизации выписать может при наличии специальной технологии.
Ответ:
Законодательство по РОП еще очень сырое и постоянно дорабатывается, поэтому не всю прозрачно.
"Не поймем, почему собственные отходы от резки и штамповки могут быть правомерно не зачтены, при производстве посуды и упаковки из бумаги и картона..."
Во всех определениях и нормах, я это выделяла, прописана утилизация отходов именно от использованных товаров - это ключевой момент РОП, должна быть организована система сбора и утилизации отходов именно от использованных товаров, а не отходов производства. Я Вам прикрепляла к ответу судебное решение, на заседании в Росприроднадзоре по РОП в декабре 2018 года, Соколова Н.Р. также озвучила эту позицию, что утилизация отходов собственного производства в РОП засчитываться не будет. Но слова, как говориться, к делу не пришьешь, да и Соколова Н.Р, в РПН больше не работает, поэтому Вам ничто не мешает обратиться на прямую за разъяснением в центральный аппарат Росприроднадзора, в целях минимизации рисков это вполне целесообразно.
"мы ведь не можем собирать отходы по всей стране со всех урн?!" - Вы можете организовать у себя на производстве пункт приема соответствующих отходов, договориться с крупными потребителями об организации таких пунктов, вариант 2 - заключить договор с другой организацией, которая будет делать это за Вас. И, кстати, заключить такой договор Вы можете на территории любого субъекта, поэтому это вопрос поиска хорошего контрагента с оптимальными ценами и территориально Вы здесь не ограничены, хотя надо проявлять должную осмотрительность и чтобы утилизатор, как минимум был в ЕГИС УОИТ.
Мы бы отдавали наши отходы от производства комбинатам, но они не идут на контакт напрямую, принимают через различных ИП и устанавливают внушительные ставки за оформление актов об утилизации, что вряд ли правомерно.
К сожалению есть такая проблема, не принимают на прямую, потому что не хотят обременять себя излишней бумажной работой по учету данных отходов и подготовке соответствующей отчетности, а так вся ответственность на ИП и т.д., они же продают как сырье, а не отход, что мы сделаем. По ценам - я полагаю это в отсутствие конкуренции, но смотрите еще раз выше данные рекомендации по поиску контрагента.
"делаем ТУ на отходы переводя их в товар, продаем ИП, а они передают на комбинат для утилизации." Как можно передавать "товар" на утилизацию?
Попробую показать еще примере полимерных отходов что есть утилизация (хотя уже и к этой технологии появляются вопросы у РПН, прикрепляю еще одно судебное решение): собирают отходы полимеров, сортируют, дробят и перерабатывают в гранулы - это уже готовое сырье, которое идет для производства конкретной продукции, поэтому это утилизация, а просто спрессованные отходы не являются готовым сырьем для производства других товаров.
"При этом мы так понимаем, что комбинат принимающий отходы на утилизацию и выпускающий какой-либо товар , сам себе акт об утилизации выписать может при наличии специальной технологии."
При наличии соответствующей технологии - да.


На вопросы подписчиков журналов "Экология производства" и "ТБО" отвечает эксперт сайта ecovoporos.ru Надежда Бирюкова Вопрос: В рамках соблюдения требований ст. 24.2 ФЗ 89 "Об отходах производства и потребления", мы как производитель товаров обязаны выполнить норматив утилизации. Мы производим одноразовую посуду и упаковку из бумаги картона и соотнесли наши товары с группой №13 перечня №2970-Р с нормативом утилизации на 2018 год в 10% о реализованных товаров. Отходы картона мы формируем в кипы, пропуская через пресс. Можем ли мы перевести наши отходы в товары через оформление технических условий, и выпускать акт об утилизации самостоятельно по рекомендованной форме, согласно письма Министерство природных ресурсов и экологии Российской Федерации от 15 декабря 2016 года N АС-10-01-36/25460 , не привлекая для этого сторонние организации и продавать уже товары сторонним организациям. Не будет ли замечаний у Росприроднадзора в связи с таким решением вопроса по выполнению норматива утилизации отходов? Ответ: Согласно п. 4 статьи 24.2 Федерального закона от 24.06.1998 N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" (ред. от 25.12.2018) (далее – ФЗ №89) обеспечение выполнения нормативов утилизации осуществляется непосредственно самими производителем товаров, импортером товаров (как один из вариантов) путем организации собственных объектов по утилизации отходов от использования товаров. Хочу обратить Ваше внимание на слова «утилизации» и «отходов от использования товаров» (и/или упаковки товаров). Также согласно п. 4.1 указанной статьи норматив утилизации отходов от использования товаров может быть выполнен за счет утилизации любых отходов от использования товаров, входящих в одну или несколько групп товаров, групп упаковки товаров в соответствии с перечнем, предусмотренным пунктом 2 настоящей статьи, при условии аналогичного назначения таких товаров, такой упаковки товаров и (или) аналогичного способа обработки отходов от их использования. Согласно ст.1 ФЗ № 89 отходы от использования товаров - отходы, образовавшиеся после утраты товарами, упаковкой товаров полностью или частично своих потребительских свойств. Таким образом, ключевым моментом, отвечающим в т.ч. духу РОП, является утилизация отходов, образующихся не от производства собственной продукции, а от ее использования. Определенные спорные моменты может вызвать утилизация/передача на утилизацию в целях исполнения РОП упаковки от поступающего сырья и материалов или остатки упаковочных материалов от упаковки собственной продукции, т.к. в данном случае присутствует элемент использования упомянутой упаковки и в отсутствие четкого урегулирования данного вопроса со стороны государства, полагаю, утилизацию данных отходов можно зачесть в счет исполнения нормативов утилизации. Но вернемся к отходам производства, итак, выполнение нормативов утилизации за счет утилизации собственных отходов производства (соответственно входящих в третий блок Федерального классификационного каталога отходов (ФККО), утв. Приказом Росприроднадзора от 22.05.2017 N 242 (ред. от 02.11.2018), например, 3 06 121 21 29 5. отходы бумаги от резки и штамповки, 3 06 121 41 29 5. отходы картона от резки и штамповки и т.п.) может быть правомерно не засчитано в качестве выполнения нормативов утилизации в целях РОП. Уже начала появляться соответствующая судебная практика см. Решение Левобережного районного суда г. Липецка по делу об административном правонарушении № 12-71/2018. При этом под утилизацией отходов согласно ст. 1 ФЗ № 89 понимается использование отходов для производства товаров (продукции), выполнения работ, оказания услуг, включая повторное применение отходов, в том числе повторное применение отходов по прямому назначению (рециклинг), их возврат в производственный цикл после соответствующей подготовки (регенерация), а также извлечение полезных компонентов для их повторного применения (рекуперация). В Письме Росприроднадзора от 28.03.2017 N ВС-10-02-36/6393 "Об исполнении нормативов утилизации путем термической обработки отходов" так же указывается на то, что более конкретизированные понятия "рециклинг", "регенерация", "рекупирация" приведены в "ГОСТ 30772-2001. Межгосударственный стандарт. Ресурсосбережение. Обращение с отходами. Термины и определения" (далее - ГОСТ 30772-2001). Так, согласно п. 5.34 ГОСТ 30772-2001 под рециклингом понимается процесс возвращения отходов, сбросов и выбросов в процессы техногенеза. Примечанием к п. 5.34 ГОСТ 30772-2001 установлено, что возможны два варианта рециклинга (рециклизации) отходов: 1. Повторное использование отходов по тому же назначению, например, стеклянных бутылок после их соответствующей безопасной обработки и маркировки (этикетирования); - возврат отходов после соответствующей обработки в производственный цикл, например жестяных банок - в производство стали, макулатуры - в производство бумаги и картона. 2. Для совокупности отходов и сбросов операцию рециклинга называют рекуперацией, для сбросов и порошкообразных, пастообразных отходов - регенерацией, для сбросов и выбросов - рециркуляцией. Пунктом 5.35 ГОСТ 30772-2001 установлено определение рекуперации отходов, под которым понимается деятельность по технологической обработке отходов, включающая извлечение и восстановление ценных компонентов отходов, с возвращением их для повторного использования. В соответствии с п. 5.36 ГОСТ 30772-2001 регенерация отходов - это действие, приводящее к восстановлению отходов до уровня вторичного сырья или материала для вторичного использования по прямому или иному назначению, в соответствии с действующей документацией и существующими потребностями. Таким образом, исходя из смысла понятий "утилизации отходов", установленного ст. 1 ФЗ № 89, а также понятий "рециклинг", "регенерация", "рекупирация", установленных ГОСТом 30772-2001, целью утилизации отходов является использование отходов для производства товаров (продукции), выполнения работ, оказания услуг, включая повторное использование отходов по тому же назначению, деятельность по технологической обработке отходов, включающая извлечение и восстановление ценных компонентов отходов, с возвращением их для повторного использования, а также, действие, приводящее к восстановлению отходов до уровня вторичного сырья или материала. Вместе с тем процесс прессования отходов картона и бумаги в кипы нельзя назвать процессом утилизации данных отходов, т.к. кроме изменения объема данных отходов с ними больше ничего качественно не происходит. Данный процесс можно попробовать назвать обработкой, т.к. согласно все той же ст. 1 ФЗ № 89 обработка – это предварительная подготовка отходов к дальнейшей утилизации, включая их сортировку, разборку, очистку. Можно конечно рассуждать о том, что определение понятия «обработка» звучит таким образом, что нельзя однозначно утверждать, что обработка — это только сортировка, разборка и очистка. Однако, в соответствии с пунктом 5.1 ГОСТ Р 53692-2009 «Обращение с отходами. Этапы технологического цикла отходов», который утвержден и введен в действие Приказом Ростехрегулирования от 15 декабря 2009 года № 1092-ст (далее – ГОСТ Р 53692-2009, устанавливается девять этапов технологического цикла отходов, подлежащих ликвидации, отдельным этапом идет упаковка и маркировка. Согласно пункту 5.7 ГОСТ Р 53692-2009 упаковка и маркировка отходов (6-й этап) состоит в обеспечении установленными методами и средствами (с помощью укладки в тару или другие емкости, пакетирования, брикетирования с нанесением соответствующей маркировки) целостности и сохранности отходов в период помещения их в упаковку и тару, сортировки, погрузки, транспортирования, складирования, хранения в установленных местах. В соответствии с пунктом 3.35 ГОСТ Р 56258-2014 «Менеджмент загрязнений. Термины и определения», который утвержден и введен в действие Приказом Росстандарта от 26 ноября 2014 года № 1844-ст, брикетирование отходов это метод уменьшения объема, в результате которого отходы окажутся спрессованными в брикеты. К тому согласно п. 4.2.1 ГОСТ 10700-97. Макулатура бумажная и картонная. Технические условия (с Изменением N 1) формирование и прессование кип является одним из основных требований к упаковке макулатуры, согласно таблице 1 данного ГОСТ существует много марок макулатуры, но все они являются теми или иными отходами. Таким образом прессование скорее представляет собой технологическую стадию упаковки отходов, а не их утилизацию. Также, если Вы хотите являться утилизатором, то Вы должны учитывать, что статьей 24.3 ФЗ № 89 установлены требования к Единой государственной информационной системе учета отходов от использования товаров (Далее ЕГИС УОИТ https://uoit.fsrpn.ru/). Статья 24.4 описывает предоставление информации в ЕГИС УОИТ. Правила создания, эксплуатации и модернизации ЕГИС УОИТ установлены Постановлением Правительства РФ от 30 декабря 2015 года N 1520 "О единой государственной информационной системе учета отходов от использования товаров" (далее - Правила). Согласно п. 17 Правил информация для включения в систему учета отходов представляется поставщиком информации безвозмездно по перечню согласно приложению N 1, а также по формам согласно приложениям N 2 - 11 посредством информационно-телекоммуникационных сетей в форме электронного документа, который создается и направляется с использованием программных средств системы учета отходов с использованием усиленной квалифицированной электронной подписи. В разделе VI Приложения 1 Правил установлены типы документации, сроки предоставления и форма предоставления данной документации для юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, осуществляющих деятельность в сфере обращения с отходами от использования товаров. Таким образом, компании, осуществляющие утилизацию отходов, обязаны направлять соответствующую информацию в Росприроднадзор для включения в ЕГИС УОИТ. Так же отмечу, что и рекомендованная форма акта об утилизации, предложенная в письме Росприроднадзора от 15 декабря 2016 года N АС-10-01-36/25460, и проект новой формы акта утилизации, размещенный на портале проектов
Комментарии
Минимальная длина комментария - 50 знаков. комментарии модерируются

Смотрите также: