Что ждет I категорию в 2019 году? - «Экологические новости» » Новости Экологии
Создать акаунт
Новости Экологии » Экономическое развитие » Что ждет I категорию в 2019 году? - «Экологические новости»

Что ждет I категорию в 2019 году? - «Экологические новости»

07 дек 2018, 16:46
Экономическое развитие
272
0

Что ждет I категорию в 2019 году? - «Экологические новости»

В соответствии с действующей редакцией абз. 1 п. 3 ст. 23 ФЗ "Об охране окружающей среды" выбросы и сбросы в окружающую среду допускаются на основании разрешений.
Изменения, внесенные в ФЗ "Об охране окружающей среды", вступающие в силу 01.01.2019 г. вводят новую систему нормирования НВОС и оформления разрешительной природоохранной документации.

В настоящее время для толкования и анализа доступны лишь положения федерального законодательства, учитывая, что необходимые подзаконные нормативные правовые акты до сих пор не утверждены и не вступили в силу.
Однако отдельные положения ФЗ "Об охране окружающей среды" в редации, вступающей в силу 01.01.2019 г. уже сейчас проливают свет на будущий порядок получения экологической разрешительной документации.
В первую очередь, отметим судьбу "классических" разрешений на выбросы и сбросы в 2019 году?
Во-первых, с 01.01.2019 г. п. 3 ст. 23 ФЗ "Об охране окружающей среды" будет изложен в новой редакции.

В соответствии с действующей редакцией абз. 1 п. 3 ст. 23 ФЗ "Об охране окружающей среды" выбросы и сбросы в окружающую среду допускаются на основании разрешений.
Упразднение указанной нормы, приведет к тому, что в законе более не будет требования "выбросы и сбросы допускаются на основании разрешений"!
Иными словами, с 01.01.2019 г. из ФЗ "Об охране окружающей среды" исключается требование о необходимости наличия (получения) разрешений на выбросы и сбросы для осуществления выбросов и сбросов химических веществ (за исключением радиоактивных) в окружающую среду.
Во-вторых, с 01.01.2019 г. вводится институт комплексных экологических разрешений (далее также – КЭР).

Согласно ст. 1 ФЗ "Об охране окружающей среды":

комплексное экологическое разрешение – документ, который выдается уполномоченным федеральным органом исполнительной власти юридическому лицу или индивидуальному предпринимателю, осуществляющим хозяйственную и (или) иную деятельность на объекте, оказывающем негативное воздействие на окружающую среду, и содержит обязательные для выполнения требования в области охраны окружающей среды.
С 01.01.2019 г. вступает в силу новая статья 8.47 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, согласно которой:

осуществление хозяйственной и (или) иной деятельности на объектах, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, без комплексного экологического разрешения, если получение такого разрешения является обязательным, -

влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от четырех тысяч до десяти тысяч рублей; на юридических лиц – от пятидесяти тысяч до ста тысяч рублей.
Таким образом, если наличие комплексного экологического разрешения (КЭР) обязательно для того или иного хозяйствующего субъекта (начиная с 01.01.2019 г.), то фактическое отсутствие такого КЭР образует состав административной ответственности, предусмотренной в ст. 8.47 КоАП РФ.
Остается понять: в каких случаях получение КЭР будет обязательным.
Итак, общая норма о необходимости получения КЭР сформулирована в п. 1 ст. 31.1 ФЗ "Об охране окружающей среды" (статья вступает в силу с 01.01.2019 г.):

юридические лица и индивидуальные предприниматели, осуществляющие хозяйственную и (или) иную деятельность на объектах I категории, обязаны получить комплексное экологическое разрешение.
При этом срок исполнения указанной обязанности предусмотрен в другом федеральном законе – частями 6 и 7 ст. 11 Федерального закона от 21.07.2014 г. № 219-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "Об охране окружающей среды" и отдельные законодательные акты Российской Федерации".
Так, согласно с ч. 6 ст. 11 Федерального закона от 21.07.2014 г. № 219-ФЗ:

юридические лица и индивидуальные предприниматели, осуществляющие хозяйственную и (или) иную деятельность на объектах I категории, включенных в утвержденный уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти перечень объектов, обязаны обратиться в уполномоченный Правительством Российской Федерации федеральный орган исполнительной власти с заявкой на получение комплексного экологического разрешения в период с 1 января 2019 года по 31 декабря 2022 года включительно. В указанный перечень включается до трехсот объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, вклад которых в суммарные выбросы, сбросы загрязняющих веществ в Российской Федерации составляет не менее чем 60 процентов.
При этом в соответствии с ч. 7 указанной статьи федерального закона:

юридические лица и индивидуальные предприниматели, осуществляющие хозяйственную и (или) иную деятельность на объектах, относящихся к области применения наилучших доступных технологий и не включенных в указанный в части 6 данной статьи перечень, до 1 января 2025 года обязаны получить комплексное экологическое разрешение.
Таким образом, лица, осуществляющие деятельность:

- на объектах I категории, включенных в утвержденный уполномоченным Правительством РФ федеральным органом исполнительной власти перечень объектов (далее также – перечень 300 объектов), обязаны обратиться с заявкой на получение комплексного экологического разрешения в период с 01.01.2019 г. по 31.12.2022 г.;

- на объектах I категории, не включенных в утвержденный уполномоченным Правительством РФ федеральным органом исполнительной власти перечень объектов, обязаны получить комплексное экологическое разрешение не позднее 31.12.2024 г.
С учетом того, что КЭР выдается уполномоченным органом в месячный срок, можно сделать вывод, что не будет являться нарушением:

- отсутствие КЭР для объекта I категории, включенного в перечень 300 объектов, в период по 31 января 2023 года включительно;

- отсутствие КЭР для объекта I категории, не включенного в перечень 300 объектов, в период по 31 декабря 2024 года включительно.
Получается, что на объекте I категории, включенном в перечень 300 объектов, деятельность без комплексного экологического разрешения можно осуществлять вплоть до 31.01.2023 г., а на объекте, не включенном в перечень 300 объектов, – вплоть до 31.12.2024 г.
Однако здесь необходимо учитывать специальное правило о действии "старых разрешительных документов".
Ключевое значение в данном контексте имеет норма ч. 1 ст. 11 Федерального закона от 21.07.2014 г. № 219-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "Об охране окружающей среды" и отдельные законодательные акты Российской Федерации":

разрешения на выброс загрязняющих веществ в атмосферный воздух, лимиты на выбросы загрязняющих веществ, разрешения на сброс загрязняющих веществ в окружающую среду, лимиты на сбросы загрязняющих веществ, нормативы образования отходов и лимиты на их размещение, полученные юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями, осуществляющими хозяйственную и (или) иную деятельность на объектах, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду и относящихся к областям применения наилучших доступных технологий, до 1 января 2019 года, действуют до дня получения комплексного экологического разрешения.
Дополнительно необходимо учитывать, что на основании п. 2 ст. 67 ФЗ "Об охране окружающей среды" лица, осуществляющие деятельность на объектах I-III категорий обязаны разрабатывать и утверждать программу производственного экологического контроля и осуществлять ПЭК в соответствии с такой программой.
Автор В.А.Алымова

Ведущий юрист ООО "Ценр правовой экологии"


В соответствии с действующей редакцией абз. 1 п. 3 ст. 23 ФЗ "Об охране окружающей среды" выбросы и сбросы в окружающую среду допускаются на основании разрешений. Изменения, внесенные в ФЗ "Об охране окружающей среды", вступающие в силу 01.01.2019 г. вводят новую систему нормирования НВОС и оформления разрешительной природоохранной документации. В настоящее время для толкования и анализа доступны лишь положения федерального законодательства, учитывая, что необходимые подзаконные нормативные правовые акты до сих пор не утверждены и не вступили в силу. Однако отдельные положения ФЗ "Об охране окружающей среды" в редации, вступающей в силу 01.01.2019 г. уже сейчас проливают свет на будущий порядок получения экологической разрешительной документации. В первую очередь, отметим судьбу "классических" разрешений на выбросы и сбросы в 2019 году? Во-первых, с 01.01.2019 г. п. 3 ст. 23 ФЗ "Об охране окружающей среды" будет изложен в новой редакции. В соответствии с действующей редакцией абз. 1 п. 3 ст. 23 ФЗ "Об охране окружающей среды" выбросы и сбросы в окружающую среду допускаются на основании разрешений. Упразднение указанной нормы, приведет к тому, что в законе более не будет требования "выбросы и сбросы допускаются на основании разрешений"! Иными словами, с 01.01.2019 г. из ФЗ "Об охране окружающей среды" исключается требование о необходимости наличия (получения) разрешений на выбросы и сбросы для осуществления выбросов и сбросов химических веществ (за исключением радиоактивных) в окружающую среду. Во-вторых, с 01.01.2019 г. вводится институт комплексных экологических разрешений (далее также – КЭР). Согласно ст. 1 ФЗ "Об охране окружающей среды": комплексное экологическое разрешение – документ, который выдается уполномоченным федеральным органом исполнительной власти юридическому лицу или индивидуальному предпринимателю, осуществляющим хозяйственную и (или) иную деятельность на объекте, оказывающем негативное воздействие на окружающую среду, и содержит обязательные для выполнения требования в области охраны окружающей среды. С 01.01.2019 г. вступает в силу новая статья 8.47 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, согласно которой: осуществление хозяйственной и (или) иной деятельности на объектах, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, без комплексного экологического разрешения, если получение такого разрешения является обязательным, - влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от четырех тысяч до десяти тысяч рублей; на юридических лиц – от пятидесяти тысяч до ста тысяч рублей. Таким образом, если наличие комплексного экологического разрешения (КЭР) обязательно для того или иного хозяйствующего субъекта (начиная с 01.01.2019 г.), то фактическое отсутствие такого КЭР образует состав административной ответственности, предусмотренной в ст. 8.47 КоАП РФ. Остается понять: в каких случаях получение КЭР будет обязательным. Итак, общая норма о необходимости получения КЭР сформулирована в п. 1 ст. 31.1 ФЗ "Об охране окружающей среды" (статья вступает в силу с 01.01.2019 г.): юридические лица и индивидуальные предприниматели, осуществляющие хозяйственную и (или) иную деятельность на объектах I категории, обязаны получить комплексное экологическое разрешение. При этом срок исполнения указанной обязанности предусмотрен в другом федеральном законе – частями 6 и 7 ст. 11 Федерального закона от 21.07.2014 г. № 219-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "Об охране окружающей среды" и отдельные законодательные акты Российской Федерации". Так, согласно с ч. 6 ст. 11 Федерального закона от 21.07.2014 г. № 219-ФЗ: юридические лица и индивидуальные предприниматели, осуществляющие хозяйственную и (или) иную деятельность на объектах I категории, включенных в утвержденный уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти перечень объектов, обязаны обратиться в уполномоченный Правительством Российской Федерации федеральный орган исполнительной власти с заявкой на получение комплексного экологического разрешения в период с 1 января 2019 года по 31 декабря 2022 года включительно. В указанный перечень включается до трехсот объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, вклад которых в суммарные выбросы, сбросы загрязняющих веществ в Российской Федерации составляет не менее чем 60 процентов. При этом в соответствии с ч. 7 указанной статьи федерального закона: юридические лица и индивидуальные предприниматели, осуществляющие хозяйственную и (или) иную деятельность на объектах, относящихся к области применения наилучших доступных технологий и не включенных в указанный в части 6 данной статьи перечень, до 1 января 2025 года обязаны получить комплексное экологическое разрешение. Таким образом, лица, осуществляющие деятельность: - на объектах I категории, включенных в утвержденный уполномоченным Правительством РФ федеральным органом исполнительной власти перечень объектов (далее также – перечень 300 объектов), обязаны обратиться с заявкой на получение комплексного экологического разрешения в период с 01.01.2019 г. по 31.12.2022 г.; - на объектах I категории, не включенных в утвержденный уполномоченным Правительством РФ федеральным органом исполнительной власти перечень объектов, обязаны получить комплексное экологическое разрешение не позднее 31.12.2024 г. С учетом того, что КЭР выдается уполномоченным органом в месячный срок, можно сделать вывод, что не будет являться нарушением: - отсутствие КЭР для объекта I категории, включенного в перечень 300 объектов, в период по 31 января 2023 года включительно; - отсутствие КЭР для объекта I категории, не включенного в перечень 300 объектов, в период по 31 декабря 2024 года включительно. Получается, что на объекте I категории, включенном в перечень 300 объектов, деятельность без комплексного экологического разрешения можно осуществлять вплоть до 31.01.2023 г., а на объекте, не включенном в перечень 300 объектов, – вплоть до 31.12.2024 г. Однако здесь необходимо учитывать специальное правило о действии "старых разрешительных документов". Ключевое значение в данном контексте имеет норма ч. 1 ст. 11 Федерального закона от 21.07.2014 г. № 219-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "Об охране окружающей среды" и отдельные законодательные акты Российской Федерации": разрешения на выброс загрязняющих веществ в атмосферный воздух, лимиты на выбросы загрязняющих веществ, разрешения на сброс загрязняющих веществ в окружающую среду, лимиты на сбросы загрязняющих веществ, нормативы образования отходов и лимиты на их размещение, полученные юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями, осуществляющими хозяйственную и (или) иную деятельность на объектах, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду и относящихся к областям применения наилучших доступных технологий, до 1 января 2019 года, действуют до дня получения комплексного экологического разрешения. Дополнительно необходимо учитывать, что на основании п. 2 ст. 67 ФЗ "Об охране окружающей среды" лица, осуществляющие деятельность на объектах I-III категорий обязаны разрабатывать и утверждать программу производственного экологического контроля и осуществлять ПЭК в соответствии с такой программой. Автор В.А.Алымова Ведущий юрист ООО "Ценр правовой экологии"
Комментарии
Минимальная длина комментария - 50 знаков. комментарии модерируются

Смотрите также: