Судебная практика. Готовимся к выездной лицензионной проверке. Требования для транспортных средств (Суть спора: Мусоровоз или Самосвал и зачем нужен Погрузчик?) - «Экологические новости»
Судебная практика. Готовимся к выездной лицензионной проверке. Требования для транспортных средств (Суть спора: Мусоровоз или Самосвал и зачем нужен Погрузчик?) - «Экологические новости»
Росприроднадзор отказал в предоставлении лицензии на осуществление деятельности по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов I-IV классов опасности (в части транспортирования отходов I классов опасности).
Общество не согласилось с отказом и обратилось в суд.
Мнение суда:
Лицензионными требованиями, предъявляемыми к соискателю лицензии при его намерении осуществлять деятельность в области обращения с отходами, а также к лицензиату при осуществлении им деятельности в области обращения с отходами, являются: для работ по транспортированию отходов I - IV классов опасности - наличие у соискателя лицензии (лицензиата) специально оборудованных и снабженных специальными знаками транспортных средств, принадлежащих ему на праве собственности или на ином законном основании, необходимых для выполнения заявленных работ и соответствующих установленным требованиям (подпункт «в» пункта 3 Положения № 1062).
В соответствии с пунктом 3 Правил перевозок грузов автомобильным транспортом, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 15.04.2011 № 272 (далее - Правила № 272), перевозка опасных грузов автомобильным транспортом в городском, пригородном и междугородном сообщении осуществляется в соответствии с требованиями, установленными приложениями A и B Европейского соглашения о международной дорожной перевозке опасных грузов от 30 сентября 1957 года (ДОПОГ) и указанными Правилами.
В приложении 10 Правил № 272 определен перечень специализированных транспортных средств, в который включены транспортные средства – мусоровозы, а также транспортные средства, предназначенные для перевозки опасных грузов в соответствии с ДОПОГ (MEMU, EX/II, EX/III, FL, OX, AT).
Как указали суды, Общество планирует осуществлять погрузку и транспортировку отходов I – IV классов опасности мусор от сноса и разборки зданий несортированный, отходы (мусор) от строительных и ремонтных работ, отработанные люминесцентные лампы, мусор от торговых и офисных помещений и зданий (несортированный), шлак сварочный, отходы из жилищ (несортированные).
Также судами установлено, что для транспортировки заявленных отходов Общество планирует использовать самосвал ГАЗ САЗ 350101.
Мнение Общества о том, что самосвал подпадает под понятие мусоровоза, не принимается судом кассационной инстанции во внимание, поскольку в силу пункта 2 «Правил обращения с твердыми коммунальными отходами», утвержденных постановление Правительства Российской Федерации от 12.11.2016 № 1156 «мусоровоз» - транспортное средство категории N, используемое для перевозки твердых коммунальных отходов. В рассматриваемом деле как установили суды тип спорного транспортного средства – автомобиль промтоварный.
Ссылка Общества на письмо Федеральной службы в сфере природопользования от 12.04.2018 № АА-10-01-33/7258 отклоняется судом кассационной инстанции, поскольку данный документ носит разъяснительный, а не нормативный характер.
Согласно пункту 2 статьи 16 Закона № 89-ФЗ порядок транспортирования отходов I - IV классов опасности, предусматривающий дифференцированные требования в зависимости от вида отходов и класса опасности отходов, требования к погрузочно-разгрузочным работам, маркировке отходов, требования к обеспечению экологической безопасности и пожарной безопасности, устанавливается федеральным органом исполнительной власти в области транспорта по согласованию с федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим государственное регулирование в области охраны окружающей среды.
Указанный порядок в рассматриваемый период и на дату рассмотрения дела уполномоченным органом принят не был.
Вместе с тем, как отметил Росприроднадзор, Федеральной службой в сфере природопользования в письме от 17.11.2015 № АС-03-03-36/20364 разработаны Методические рекомендации по порядку предоставления государственной услуги по лицензированию деятельности по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов I - IV классов опасности.
Согласно таковым Росприроднадзору до принятия и вступления в законную силу порядка транспортирования отходов I - IV классов опасности рекомендовано при проверке соответствия соискателей лицензий и лицензиатов требованиям подпункта «в» пункта 3 Положения № 1062 обращать внимание соискателей и лицензиатов на необходимость соблюдения, в частности, требований следующих нормативных правовых актов и положений государственных стандартов: постановления Правительства Российской Федерации от 15.04.2011 № 272 «Об утверждении Правил перевозок грузов автомобильным транспортом» (далее - Правила № 272); приказа Министерства транспорта Российской Федерации от 08.08.1995 № 73 «Об утверждении Правил перевозки опасных грузов автомобильным транспортом»; приказа Министерства транспорта Российской Федерации от 04.07.2011 № 179 «Об утверждении Порядка выдачи специального разрешения на движение по автомобильным дорогам транспортного средства, осуществляющего перевозку опасных грузов», ГОСТ 19433-88 «Грузы опасные. Классификация и маркировка».
В соответствии с пунктом 18 статьи 2 Федерального закона от 08.11.2007 № 259-ФЗ «Устав автомобильного транспорта и городского наземного электрического транспорта» специализированное транспортное средство - транспортное средство, предназначенное и оборудованное для перевозки определенных видов грузов.
Несмотря на отсутствие специального нормативного акта - порядка транспортирования отходов I - IV классов опасности (упомянутого в пункте 2 статьи 16 Закона № 89-ФЗ), Росприроднадзор правомерно исходил из того, что действующим законодательством установлены определенные требования к специально оборудованному и снабженному специальными знаками транспортному средству, наличие которого необходимо для соискателя лицензии.
Ссылка подателя жалобы на экспертное заключение от 31.05.2017 и санитарно – эпидемиологическое заключение от 03.07.2017 не принимается во внимание, поскольку названные документы получили надлежащую оценку в суде первой инстанции, где были отклонены.
Довод Общества о том, что погрузка отходов не является лицензируемым видом деятельности, в связи с чем Управление предъявляет безосновательные требования к погрузчику отклонен судами двух инстанций.
Как правильно сочли суды, погрузка отходов в транспортное средство неотделима от транспортирования отходов, в связи с чем Управление правомерно требует от соискателя лицензии подтверждение тому, что погрузка обеспечит экологическую и санитарно – эпидемиологическую безопасность при транспортировании отходов.
В связи с чем, отказ Росприроднадзора в предоставлении лицензии обоснован.
Постановление АС Северо-Западного округа от 27.09.2018 по делу А05-13267/2017
Росприроднадзор по ХМАО-Югре