Исследование РБК: что делать с загрязнением воздуха в Уфе? - «Экологические новости»
Исследование РБК: что делать с загрязнением воздуха в Уфе? - «Экологические новости»
Уфимцы продолжают жаловаться на неприятный химический запах, несмотря на то, что по официальной статистике объем выбросов в атмосферу Уфы от стационарных источников в последние годы стабильно снижается
Уфа входит в число городов с высоким уровнем промышленного загрязнения атмосферы. По данным Роспотребнадзора, под потенциальным воздействием вредных промышленных выбросов проживает свыше 500 тысяч человек или около половины населения города. Это связано с близостью промзоны и густонаселенных жилых кварталов – наибольшее количество жалоб от населения (около 70%) поступает с территории Орджоникидзевского, Калининского и Октябрьского районов Уфы.
Кроме того, из-за особенностей городского рельефа летучие выбросы с заводов Северной промзоны могут скапливаться в русле Белой и при попутном ветре доходить до района Центрального рынка, Телецентра и даже дома Правительства, где также ощущается неприятный запах и фиксируются факты многократного превышения ПДК опасных для здоровья веществ.
При этом по данным официальной статистики, с середины 2000-х годов основной вклад в загрязнение атмосферы Уфы вносит автотранспорт, а доля промышленности снижается. Если в 2001 году объем промышленных выбросов составил 194 тысячи тонн, то в 2015 году - 140 тыс. тонн. Как пояснили в Минэкологии РБ, это связано с реализацией природоохранных мероприятий, модернизацией оборудования, а снижением объемов производства. Так, в 2004 году прекратил работу и был объявлен банкротом завод «Химпром», производство которого было связано с образованием большого количества диоксина, относимого к веществам первого класса опасности.
Экономика НМУ
По данным Роспотребнадзора, в 2015 году от жителей Уфы поступило 254 жалобы на качество воздуха, в первой половине этого года - 272. На эти цифры влияет не только собственно уровень выбросов предприятий, но количество дней так называемых неблагоприятных метеоусловий (НМУ), когда ветер дует в сторону города, или стоит полный штиль, при котором вредные вещества не могут рассеяться и скапливаются в городской атмосфере. В среднем в Уфе бывает около 180-200 таких неблагоприятных дней в году. В аномально жарком 2010-м их было 232, что привело к росту числа жалоб от населения и вызвало большой общественный резонанс. В первой половине этого года было отмечено 125 дней НМУ.
Согласно законодательству, при наступлении неблагоприятной погоды предприятия должны снижать объем вредных выбросов. Региональный филиал Росгидрометцентра дает предупреждения о наступлении НМУ трех степеней, которым соответствуют три режима работы: при первом предприятия обязаны снизить выбросы на 15-20%, втором - на 20-40%, при третьем - на 40-60%. В этом году «самый высокий режим работы неблагоприятных метеорологических условий № 3» вводили в Уфе в августе этого года. Однако эта система по факту работает не достаточно эффективно.
- Снижение выбросов в атмосферу означает пропорциональное сокращение объемов производства, а значит – неизбежные финансовые потери, поэтому предприятия в большинстве своем просто игнорируют факт наступления НМУ, - говорит председатель Союза экологов РБ Александр Веселов.
Человеческий фактор
Химический запах в жилых кварталах связан не только с НМУ, но и так называемыми залповыми выбросами предприятий, когда концентрация веществ столь высока, что они не могут рассеяться даже при наличии ветра.
Начальник Управления государственного аналитического контроля Валентина Сафарова на прошедшем в Уфе весной Экологическом форуме заявляла, что по Стерлитамаку 80% в зафиксированных превышений предельно допустимых концентраций, загрязняющих атмосферу веществ, связано с человеческим фактором и нарушением техрегламента. У независимых экспертов есть свой взгляд на эту проблему.
- Залповые выбросы часто происходят не только в результате ошибок сотрудников, а вполне сознательных действий, - говорит Александр Веселов. – Предприятия копят вредные вещества, а затем резко сбрасывают их в атмосферу ночью или в выходные дни, когда население спит или уезжает на дачи, что сводит к минимуму риск массовых жалоб в надзорные органы. Таким образом, можно занижать официально декларируемый объем выбросов, снижая плату за негативное воздействие на окружающую среду.
Другой момент связан с износом производственных фондов: анализ состояния газоочистного оборудования на предприятиях Башкортостана, проведенный Минэкологии в 2009-2010 годах, показал, что число источников выбросов, оснащенных газоочистными установками, за последние десять лет уменьшилось на 43%. Более свежих данных надзорные органы не предоставили.
Как доказать и наказать
В цивилизованных странах основным инструментом, заставляющим предприятия модернизировать производство и соблюдать природоохранное законодательство, служит система штрафов и административных мер воздействия. В России нарушителям правил охраны атмосферного воздуха грозит наложение административного штрафа от 180 тысяч до 250 тысяч рублей либо приостановление производственной деятельности на срок до 90 суток. В прошлом году Минэкологии РБ за загрязнение воздуха в целом по республике было наложено 26 административных штрафов на сумму более 1 миллиона рублей. Также была приостановлена деятельность 7 юридических лиц и индивидуальных предпринимателей за сброс в атмосферу вредных веществ без специального разрешения.
- Сумма налагаемых штрафов с учетом многомиллиардных оборотов загрязняющих атмосферу отраслей просто смешная, - считает Александр Веселов. – Предприятиям проще заплатить штраф, чем тратиться на замену дорогостоящего оборудования или установку фильтров. Гораздо более действенной мерой была бы остановка производства, но, насколько я знаю, к крупным предприятиям этот способ воздействия в Башкирии не применялся ни разу.
В сентябре этого года на прямой линии «Власть отвечает» министр экологии Башкирии Илдар Хадыев по поводу бесконечных жалоб населения на одно предприятие, загрязняющее воздух, отвечал: «Сидеть возле этого предприятия круглосуточно и ждать выбросов мы не можем. Если эти обращения будут продолжаться, надо будет принимать меры вместе с другими нашими коллегами, с точки зрения законности их деятельности и т.д. Несанкционный механизм – он есть». Министр посоветовал вызывать передвижную лабораторию, «которая оснащена по последнему слову техники».
В Уфе для фиксации летучих выбросов действует 8 стационарных постов Башгидромета, в распоряжении Минэкологии есть современная мобильная лаборатория на базе микроавтобуса. Однако с вызовом лаборатории есть сложности – она часто оказывается задействована на различных отдаленных объектах и по жалобам граждан выехать не может.
Фиксация факта превышения ПДК того или иного вредного вещества сама по себе еще ничего не дает. Как пояснил источник в Минэкологии РБ, по закону предприятие можно привлечь к ответственности, только если превышение было выявлено непосредственно на источнике выброса - трубе. Если это условие не соблюдено, привлечь нарушителя будет затруднительно. По идее, проблему должны решить датчики, установленные на границе санитарно-защитных зон или источниках выбросов самих предприятий – такое оборудование уже есть в Стерлитамаке и Уфе, но, по словам экологов, пока оно не дает желаемых результатов.
- По понятным причинам предприятия не заинтересованы в документальном подтверждении фактов своих залповых выбросов, - говорит Александр Веселов. – Для реального снижения незаконных воздушных выбросов нужны изменения в федеральное законодательство и, что не менее важно, заинтересованность местных властей. К примеру, в Австрии экологический надзор за работой заводов ведет специальная комиссия из представителей местного муниципалитета, заинтересованных в реальном практическом результате. Что-то подобное нужно внедрять и у нас. Без этих условий борьба с превышением лимитов промышленных выбросов не принесет желаемого эффекта.