"Томскнефть" планирует превращать буровые отходы в дорожные материалы - «Экологические новости»
"Томскнефть" планирует превращать буровые отходы в дорожные материалы - «Экологические новости»
ОАО "Томскнефть" ВНК ("дочка" ОАО "НК "Роснефть" и ОАО "Газпром нефть") планирует построить до конца 2017 года первый в Томской области шламонакопитель, который позволит перерабатывать материалы буровых отходов в смеси для ремонта дорог и укрепления земляных насыпей.
Ответственность перед природой
"Ни для кого не секрет: компания является недропользователем в соответствии с лицензионным соглашением. Это основной документ, который позволяет вести добычу сырья в регионе. Он обязывает брать на себя ответственность за соблюдение природоохранного законодательства", – рассказывает начальник управления "Томскнефти" по охране окружающей среды Валентина Ляхова.
В этом году на природоохранные мероприятия "Томскнефть" запланировала направить более 2,5 миллиарда рублей. Из них 30% – на профилактику аварий, 20% – на охрану земель, более 40% – на охрану атмосферного воздуха (в основном объекты газовой программы). Остальные средства идут на обращение с отходами, управление природоохранной деятельностью.
В прошлом году на эту же сферу выделили около 2,8 миллиарда рублей. Сокращение годового "экологического" бюджета, по словам Ляховой, связано со снижением на 400 миллионов рублей объемов финансирования программы по использованию попутного газа, так как ее наиболее затратные мероприятия почти выполнены.
Эколог отметила, что в этом году "Томскнефти" впервые удалось защитить на инвесткомитете "Роснефти" целевую экологическую программу на пять лет стоимостью 6 миллиардов рублей.
"Это означает, что ежегодно будут дополнительные вложения в нашу экологическую программу. Поэтапно мы сможем реализовать целый ряд мероприятий. Например, одному из наших шламонакопителей – на Советском месторождении – 20 лет, и необходимо его переоснащение", – пояснила она.
Грамотное использование
В "Томскнефти" не первый год занимаются переработкой отходов производства. По словам Ляховой, эти материалы можно утилизировать (что не снижает их объема и не приносит никакой пользы), вывозить для переработки в другие регионы (а на это требуется немало средств) или перерабатывать и использовать для нужд предприятия.
Один из типов отходов – это нефтяные шламы: вещество, которое вычищается из различных емкостных сооружений, трубопроводов и других подобных объектов. В "Томскнефти" их перерабатывают, чтобы можно было использовать при рекультивации земель.
Ляхова рассказала, что очищение материалов происходит на шламонакопителях в так называемых картах – бетонированных ямах, куда сгружают отходы производства определенного типа. На первом этапе очистки в материал добавляют специальных микробов и создают для них питательную среду из удобрений, перемешивают массу, подают кислород, и начинается процесс окисления.
На следующем этапе добавляют торф, который также в результате химических реакций изменяет состав вещества. После того как масса "настоялась", анализируется ее состояние, и если состав подходящий, вещество вывозят для рекультивации. Если же нет, то процедура повторяется.
В год перерабатывают порядка 25 тысяч тонн отходов такого типа.
Из отходов – в стройматериалы
В настоящее время компания разрабатывает проект для создания первого в Томской области шламонакопителя для других материалов – буровых отходов. К ним относятся выбуренная порода, отработанный буровой раствор и буровые сточные воды.
По словам Ляховой, специалисты компании в течение нескольких месяцев искали вместе с учеными "ТомскНИПИнефти", в какой области лучше применять переработанные отходы. "Рассматриваются разные варианты: и в дорожные композиции, и в грунтобетон, и в другое – вариаций очень много", – пояснила эколог.
Первый шламонакопитель планируется построить на Советском месторождении к концу 2017 года. Там будут получать грунтошламовые смеси. После него запланировано строительство объекта на Вахском месторождении, где будут получать более прочные грунтовобетонные смеси.
По ее словам, смеси, полученные на шламонакопителе Советского месторождения, будут использоваться не только для рекультивации земель, но и для простейших строительных работ: обвалования кустовых площадок, подсыпки дорог и насыпей и других целей.
"Для начала жидкие и твердые отходы разделяются. Твердые идут в переработку, а жидкие осветляются и отправляются уже без взвеси в нашу систему поддержания давления буровых скважин (это необходимо, чтобы "выталкивать" из-под земли нефть - Ред.). Взвесь уходит в твердые отходы", – рассказала Ляхова.
Она уточнила, что для того чтобы превратиться в материал для строительства, твердые отходы должны иметь определенную прочность. Смесь укрепляют с помощью цемента и других веществ. На выходе в этом случае можно получить материалы, похожие на гравий или песок.
"Потребность в таких материалах есть. Их планируется использовать для своих же нужд. У нас на сегодня для операционной деятельности большая потребность в карьерогрунте на тех месторождениях, где выработаны песчаные карьеры, – например, на Советском. А нам нужно, например, регулярно подсыпать подъездные пути к месту отказа оборудования", – пояснила представитель "Томскнефти".
Предполагается, что шламонакопитель на Советском сможет перерабатывать 10 тысяч тонн буровых отходов в год. На выходе, с учетом добавок, предполагается получать те же 10 тысяч тонн смесей ежегодно.
"Жизнь покажет – насколько это будет эффективно. Посмотрим сначала, что получится. Если все сложится удачно, то опыт может быть тиражирован на другие месторождения", – подытожила Ляхова.