14-й Международный Форум по промышленной безопасности подводит итоги - «Экологические новости» » Новости Экологии
Создать акаунт
Новости Экологии » Здравоохранение » 14-й Международный Форум по промышленной безопасности подводит итоги - «Экологические новости»

14-й Международный Форум по промышленной безопасности подводит итоги - «Экологические новости»

08 июн 2016, 10:53
Здравоохранение / В мире / СТАТЬИ / Экология / Культура и образование / ООН
316
0

14-й Международный Форум по промышленной безопасности подводит итоги - «Экологические новости»


В этом году его участниками стали представители крупных предприятий, государственных органов технического надзора и межправительственных организаций из 13 стран. Эксперты обсудили актуальные вопросы обеспечения безопасности, последствия крупных техногенных аварий и обменялись накопленным опытом. Кроме того, в рамках пленарного заседания форума, состоялась уникальная демонстрация пневмо-трансформируемых парашютных ранцев — самоспасательных средств для экстренной эвакуации с высотных объектов в чрезвычайных ситуациях. Организатором мероприятия традиционно выступила группа компаний «Городской центр экспертиз».
Приветственное слово в адрес участников прислали Председатель Исполнительного комитета - Исполнительный секретарь СНГ Лебедев Сергей Николаевич и Директор департамента государственной политики и регулирования в сфере окружающей среды Министерства природы Беланович Дмитрий Михайлович.
— В этом году исполнилось 30 лет со дня аварии на Чернобыльской АЭС, поэтому форум частично посвящен тем событиям, — рассказал Александр Москаленко, президент ГК «ГЦЭ», ведущий мероприятия. — По этому случаю музей истории радиационных катастроф привез нам уникальные экспонаты. Это единственная подобная экспозиция в России. Также, по пожеланиям делегатов предыдущего форума, мы сделали акцент на технический аспект решения проблем промышленной безопасности и охраны труда.
Как уже говорилось, одной из главных тем нынешнего форума стала трагедия на ЧАЭС. Своими воспоминаниями делились ликвидаторы и очевидцы аварии. О переменах, которые произошли в атомной энергетике за последние десятилетия, собравшимся рассказал Сергей ПЕРЕВОЩИКОВ – руководитель Северо-Европейского межрегионального территориального управления по надзору за ядерной и радиационной безопасностью Ростехнадзора:
— После 1986-го года в нашей сфере появилось такое понятие, как культура безопасности. Это не только профессиональная подготовленность человека, но и определенная система ценностей, в которой безопасность труда является приоритетной. Нажимая на клапан или производя некие действия с реактором, работник обязательно должен думать о последствиях своего действия – и никаких посторонних мыслей! Убежден, что система подготовки кадров должна начинаться именно с этой установки. До перевода в надзорный орган я 26 лет проработал в Мурманском морском пароходстве, из них 14 лет ходил в море. Начинал на ледоколе «Ленин», заканчивал на «Таймыре». Там нас с самого начала учили так: прежде чем взяться за ключ и выполнять какое-нибудь действие, сначала продумай все возможные последствия.
К слову, за 40 лет эксплуатации на ЛАЭС не произошло ни одной аварии. В основном отказы на блоках станций происходят по технической части. Это неудивительно: блокам уже хорошо за тридцать – техника есть техника, и ей свойственно стареть. Из 17 отключений энергоблоков в прошлом году два отключения были связаны с пресловутым человеческим фактором. Уже известно, что имели место нарушения в организации работ. Приведу пример: когда ремонтировали насос, подошла бригада ремонтников и вместо того, чтобы отключить питание со стоящего насоса, отключила с действующего. Естественно, сработала аварийная защита и весь блок остановился. Бывает, что из-за сильного ветра дерево падает на ЛЭП. Отключение автомата на открытом распределительном устройстве происходит мгновенно. Далее поступает сигнал в блок управления, и мощность реактора падает на 30-50%. На ЛАЭС перед самым Новым годом произошла подобная ситуация, которую в СМИ приравняли чуть ли не к аварии.
В очередной раз гостями форума стали индийские специалисты. На этот раз внимание коллег они обратили на причины и последствия аварии, происшедшей 29 октября 2009 года на складе нефтепродуктов Индийской Нефтяной Корпорации. Доклад на эту тему сделал Чандер Моэн ШАРМА – эксперт Национального Аккредитационного Совета органов по сертификации в нефтегазовой отрасли:
— Эта катастрофа выявила серьезные недостатки системы промышленной безопасности в нашей стране. Хотя, наученные горьким опытом других аварий, мы и так соблюдали все меры предосторожности.
Всё началось вечером. При подсоединении бензиновой емкости к трубопроводу произошел выброс из заглушки. Оператор, отравленный парами бензина, потерял сознание. То же самое произошло и с начальником смены. Других сотрудников не оказалось на месте. Пары быстро заполнили здание, туда стало невозможно зайти. Через полтора часа прогремел мощный взрыв, огонь охватил площадку. Утекло более тысячи тонн бензина. Пары образовали облако, мощность взрыва соответствовала 20 тоннам тола. Контролировать пламя было невозможно, у аварийной бригады не нашлось даже защитного оборудования. Пожарные просто стояли и смотрели, как бушует огонь, локализовать который удалось лишь через несколько суток. В результате погибли 11 человек, десятки получили травмы. Убытки составили 65 миллионов долларов. Воздействие на экологию неоценимо – даже в Дели, за 150 километров от места трагедии, содержание дыма в воздухе было превышено в несколько раз!
Причиной катастрофы стало отсутствие четко описанных процедур и контроля состояния клапанов. Сегодня во всей Индии полностью перестроена система промышленной безопасности. Установлены новые стандарты и требования к разработке, конструированию и эксплуатации нефтеперерабатывающих предприятий. Главный урок, которые мы вынесли – следует дублировать системы безопасности и постоянно контролировать уровень жидкости в емкостях. Необходимо делать упор на автоматизацию производства – ведь если бы работал удаленный контроль состояния клапана, аварии бы не произошло.
На проблемах загрязнения акваторий химическими предприятиями остановился в своем выступлении на форуме и делегат из Молдавии – Виталий МУТАФ, заместитель начальника Управления гражданской защиты Департамента ЧС республики:
— Риск загрязнения Дуная в настоящее время чрезвычайно высок ввиду большого числа промышленных предприятий, использующих аварийно опасные химические вещества и ГСМ на всем протяжении реки. Поэтому интенсивное международное сотрудничество в области промышленной безопасности играет ключевую роль, поскольку многие опасные объекты расположены на трансграничных водотоках. Основная причина загрязнения акватории – аварийные утечки нефтепродуктов, детергентов, фенолов и прочих химических веществ. Примером экологических катастроф с трансграничными последствиями стала авария 1986 года на предприятии компании «Сандоз» в Швейцарии, когда значительные объемы использованной для тушения пожара воды стекли в реку Рейн. Тогда образовалось токсичное пятно длиной в 70 километров. Оно прошло по территории Швейцарии, Франции, Германии и Нидерландов. Катастрофические последствия промышленных аварий для здоровья человека продемонстрировал и прорыв дамбы на хвостохранилище горнодобывающего предприятия в Румынском Бая-Маре в 2000 году. Там произошла утечка 100 тысяч кубометров жидких и взвешенных в воде отходов, содержавших от 50 до 100 тонн цианидов.
Группой экспертов Международной комиссии по защите Дуная была составлена карта возможных аварийных точек в гидрографическом бассейне реки. По инициативе и при содействии Еврокомиссии специалисты ООН инициировали проект управления опасными и кризисными ситуациями в дельте Дуная. Поводом для этого стало выявление целого ряда проблем – недостаточное трансграничное сотрудничество в области промышленной безопасности, необходимость совершенствования обмена информацией об источниках опасности, невысокий уровень готовности к реагированию на чрезвычайные ситуации.
Сегодня в рамках проекта проводятся полевые учения, создается план совместных действий в случае аварии. За короткий срок нам удалось наладить международный обмен информацией о системах надзора. Составлено руководство для нефтяных терминалов, исполнение которого поможет избежать негативных ситуаций.
О том, как борются с нефтеразливами в России, в свою очередь, рассказал кандидат технических наук Александр ГУТНИК – начальник отдела по вопросам защиты от чрезвычайных ситуаций и гражданской обороны Сахалин Энерджи Инвестмент Компани Лтд.:
— Мировой опыт устранения последствий ЧС свидетельствует о том, что обеспечить высокую готовность к эффективной ликвидации масштабных аварийных разливов можно только при возможности применения как механических, так и немеханических технологий.
Существующие технологии, основанные на механических средствах, позволяют собрать не более 30% разлитой нефти. Например, при ликвидации аварии платформы в Мексиканском заливе удалось собрать не более 3%, сжечь около 5% и диспергировать около 7% нефти. Это показывает, что при определенных условиях более эффективными могут быть немеханические технологии. Поэтому пристальное внимание мы уделяем развитию передовых технологий ЛАРН. За последнее время нами проведена научно-исследовательская работа по АСЭВ применения диспергентов в районе Пильту-Астохского месторождения и заливе Анива. Кроме того, разработан и утвержден Порядок принятия решения о применении диспергентов в случае разлива нефти на морских объектах компании. Неоднократно условное применение диспергентов отрабатывалось на корпоративных учениях.
Сегодня также проводится работа, направленная на внедрение и распространение передового опыта в применении немеханических технологий ЛАРН, с привлечением нефтегазовых компаний и государственных структур. Наряду с этим, совместно с АО ЦНИИМФ специалисты компании разрабатывают Правила сжигания разлитой в море нефти. В результате создан проект стандарта организации, который прошел необходимые рассмотрения, принят и введен в действие Техническим комитетом по стандартизации ТК 318 «Морфлот» (Постановление ТК 318 «Морфлот» № 1 от 20 января 2015 года).
Как и в прежние годы, тема охраны труда так или иначе освещалась практически в каждом выступлении. Опытом своей компании поделился и Альберт ЛЯСКОВСКИЙ – директор по охране труда и промышленной безопасности и охране окружающей среды ПАО «СИБУР Холдинг»:
— Мы эксплуатируем 83 объекта I и II классов опасности. Поэтому проблема «человеческого фактора» для компании крайне актуальна. В 2008 году мы решили полностью пересмотреть систему промышленной безопасности наших предприятий. В результате с 2009 года стартовала Программа по развитию культуры безопасности. Для ее реализации мы привлекали ведущих консультантов, внедрили и реализовали ряд практик. Но эффект оказался ниже ожиданий руководства. Разница между видением и пониманием процессов топ-менеджеров и руководителей среднего звена была слишком ощутима. Тогда появился проект «Производственная система СИБУР». Мы перестроили всю систему управления на местах снизу вверх. Все практики разрабатывались на пилотном проекте «Томск-Нефтехим» от цеха к цеху.
В мире по тем или иным причинам периодически происходят крупные техногенные аварии, и выливается это в негативное отношение общественности к химической промышленности. Государство на этот негатив реагирует мгновенно, ужесточая надзор. Таким образом, усиливается нагрузка на бизнес. Специалисты сталкиваются с абсолютно необоснованными нормами и, соблюдая их, несут огромные затраты. Аварии же тем временем продолжают происходить. Поэтому, чтобы не ждать дальнейшего усиления государственного контроля, предприятия решили объединиться и создали программу «Responsible Care (Ответственная Забота). Это международная добровольная инициатива по комплексному повышению эффективности техники безопасности, охраны труда и здоровья, защиты окружающей среды. Крупные нефтяные компании берутся самостоятельно разрабатывать нормативную базу и повышать уровень безопасности, своевременно принимать упреждающие меры.
Необходимостью снижения государственного контроля – а значит и нагрузки на бизнес – озабочены и наши ближайшие соседи. Подробнее об этом рассказал кандидат технических наук Нурбек КУНАНБАЕВ – председатель Межгосударственного совета по промышленной безопасности, заместитель Председателя Комитета индустриального развития и промышленной безопасности Министерства по инвестициям и развитию Республики Казахстан:
— Конечно, промышленная безопасность – это, прежде всего, ответственность государства. Но и об эксплуатирующей организации забывать не стоит. Невозможно возле каждого лифта, крана или буровой вышки поставить контролера. Поэтому мы постепенно работаем над снижением надзора в тех областях промышленности, где это обосновано. В частности, во исполнение поручения Президента Республики Казахстан Н. А. Назарбаева по реформированию разрешительной системы сокращены 84 из 103 видов разрешительных документов в области промышленной безопасности.
В то же время, одним из важных направлений работы по обеспечению безаварийной работы является своевременный вывод из эксплуатации морально и физически изношенного оборудования, модернизация и техническое перевооружение предприятий, обеспечение широкого внедрения современных технических систем контроля безопасности производственных процессов. По инициативе Комитета индустриального развития территориальными органами совместно с руководителями предприятий ежегодно разрабатываются Сводные планы технического перевооружения, в рамках которых за период 2009 – 2015 годы заменено 7 866 единицы оборудования и 396 технологических линий.
Помимо перечисленного, на форуме также обсуждались проблемы безопасности горных производств, вопросы надежности трубопроводов и новинки современной робототехники. К тому же, для экспертов провели несколько параллельных секций — по нефтегазовой промышленности, охране труда, экологии и пожарной безопасности. Также впервые в формате дискуссии был организован Круглый Стол, посвященный актуальным вопросам обеспечения надёжности на предприятиях электроэнергетики. Участники обсудили пути совершенствования управления энергосистемой, необходимость внесения изменений в нормативную базу, особенности работы технических объектов в разных климатических условиях, внедрение системы управления производственными активами, внедрение отраслевых стандартов и корпоративных практик. В качестве модератора Круглого Стола выступил заместитель генерального директора по операционной деятельности — Главный инженер, вице-президент по тепловому бизнесу ОАО «Фортум» г-н Абдушукуров Парвиз Фарходович.
Позаботились организаторы и о тех специалистах, которые не имели возможности посетить мероприятие лично: для них была организована трансляция в формате вебинара. По традиции форум завершили экскурсии — в этот раз гостям продемонстрировали современную историческую верфь и Комплекс защитных сооружений Петербурга от наводнений.


В этом году его участниками стали представители крупных предприятий, государственных органов технического надзора и межправительственных организаций из 13 стран. Эксперты обсудили актуальные вопросы обеспечения безопасности, последствия крупных техногенных аварий и обменялись накопленным опытом. Кроме того, в рамках пленарного заседания форума, состоялась уникальная демонстрация пневмо-трансформируемых парашютных ранцев — самоспасательных средств для экстренной эвакуации с высотных объектов в чрезвычайных ситуациях. Организатором мероприятия традиционно выступила группа компаний «Городской центр экспертиз». Приветственное слово в адрес участников прислали Председатель Исполнительного комитета - Исполнительный секретарь СНГ Лебедев Сергей Николаевич и Директор департамента государственной политики и регулирования в сфере окружающей среды Министерства природы Беланович Дмитрий Михайлович. — В этом году исполнилось 30 лет со дня аварии на Чернобыльской АЭС, поэтому форум частично посвящен тем событиям, — рассказал Александр Москаленко, президент ГК «ГЦЭ», ведущий мероприятия. — По этому случаю музей истории радиационных катастроф привез нам уникальные экспонаты. Это единственная подобная экспозиция в России. Также, по пожеланиям делегатов предыдущего форума, мы сделали акцент на технический аспект решения проблем промышленной безопасности и охраны труда. Как уже говорилось, одной из главных тем нынешнего форума стала трагедия на ЧАЭС. Своими воспоминаниями делились ликвидаторы и очевидцы аварии. О переменах, которые произошли в атомной энергетике за последние десятилетия, собравшимся рассказал Сергей ПЕРЕВОЩИКОВ – руководитель Северо-Европейского межрегионального территориального управления по надзору за ядерной и радиационной безопасностью Ростехнадзора: — После 1986-го года в нашей сфере появилось такое понятие, как культура безопасности. Это не только профессиональная подготовленность человека, но и определенная система ценностей, в которой безопасность труда является приоритетной. Нажимая на клапан или производя некие действия с реактором, работник обязательно должен думать о последствиях своего действия – и никаких посторонних мыслей! Убежден, что система подготовки кадров должна начинаться именно с этой установки. До перевода в надзорный орган я 26 лет проработал в Мурманском морском пароходстве, из них 14 лет ходил в море. Начинал на ледоколе «Ленин», заканчивал на «Таймыре». Там нас с самого начала учили так: прежде чем взяться за ключ и выполнять какое-нибудь действие, сначала продумай все возможные последствия. К слову, за 40 лет эксплуатации на ЛАЭС не произошло ни одной аварии. В основном отказы на блоках станций происходят по технической части. Это неудивительно: блокам уже хорошо за тридцать – техника есть техника, и ей свойственно стареть. Из 17 отключений энергоблоков в прошлом году два отключения были связаны с пресловутым человеческим фактором. Уже известно, что имели место нарушения в организации работ. Приведу пример: когда ремонтировали насос, подошла бригада ремонтников и вместо того, чтобы отключить питание со стоящего насоса, отключила с действующего. Естественно, сработала аварийная защита и весь блок остановился. Бывает, что из-за сильного ветра дерево падает на ЛЭП. Отключение автомата на открытом распределительном устройстве происходит мгновенно. Далее поступает сигнал в блок управления, и мощность реактора падает на 30-50%. На ЛАЭС перед самым Новым годом произошла подобная ситуация, которую в СМИ приравняли чуть ли не к аварии. В очередной раз гостями форума стали индийские специалисты. На этот раз внимание коллег они обратили на причины и последствия аварии, происшедшей 29 октября 2009 года на складе нефтепродуктов Индийской Нефтяной Корпорации. Доклад на эту тему сделал Чандер Моэн ШАРМА – эксперт Национального Аккредитационного Совета органов по сертификации в нефтегазовой отрасли: — Эта катастрофа выявила серьезные недостатки системы промышленной безопасности в нашей стране. Хотя, наученные горьким опытом других аварий, мы и так соблюдали все меры предосторожности. Всё началось вечером. При подсоединении бензиновой емкости к трубопроводу произошел выброс из заглушки. Оператор, отравленный парами бензина, потерял сознание. То же самое произошло и с начальником смены. Других сотрудников не оказалось на месте. Пары быстро заполнили здание, туда стало невозможно зайти. Через полтора часа прогремел мощный взрыв, огонь охватил площадку. Утекло более тысячи тонн бензина. Пары образовали облако, мощность взрыва соответствовала 20 тоннам тола. Контролировать пламя было невозможно, у аварийной бригады не нашлось даже защитного оборудования. Пожарные просто стояли и смотрели, как бушует огонь, локализовать который удалось лишь через несколько суток. В результате погибли 11 человек, десятки получили травмы. Убытки составили 65 миллионов долларов. Воздействие на экологию неоценимо – даже в Дели, за 150 километров от места трагедии, содержание дыма в воздухе было превышено в несколько раз! Причиной катастрофы стало отсутствие четко описанных процедур и контроля состояния клапанов. Сегодня во всей Индии полностью перестроена система промышленной безопасности. Установлены новые стандарты и требования к разработке, конструированию и эксплуатации нефтеперерабатывающих предприятий. Главный урок, которые мы вынесли – следует дублировать системы безопасности и постоянно контролировать уровень жидкости в емкостях. Необходимо делать упор на автоматизацию производства – ведь если бы работал удаленный контроль состояния клапана, аварии бы не произошло. На проблемах загрязнения акваторий химическими предприятиями остановился в своем выступлении на форуме и делегат из Молдавии – Виталий МУТАФ, заместитель начальника Управления гражданской защиты Департамента ЧС республики: — Риск загрязнения Дуная в настоящее время чрезвычайно высок ввиду большого числа промышленных предприятий, использующих аварийно опасные химические вещества и ГСМ на всем протяжении реки. Поэтому интенсивное международное сотрудничество в области промышленной безопасности играет ключевую роль, поскольку многие опасные объекты расположены на трансграничных водотоках. Основная причина загрязнения акватории – аварийные утечки нефтепродуктов, детергентов, фенолов и прочих химических веществ. Примером экологических катастроф с трансграничными последствиями стала авария 1986 года на предприятии компании «Сандоз» в Швейцарии, когда значительные объемы использованной для тушения пожара воды стекли в реку Рейн. Тогда образовалось токсичное пятно длиной в 70 километров. Оно прошло по территории Швейцарии, Франции, Германии и Нидерландов. Катастрофические последствия промышленных аварий для здоровья человека продемонстрировал и прорыв дамбы на хвостохранилище горнодобывающего предприятия в Румынском Бая-Маре в 2000 году. Там произошла утечка 100 тысяч кубометров жидких и взвешенных в воде отходов, содержавших от 50 до 100 тонн цианидов. Группой экспертов Международной комиссии по защите Дуная была составлена карта возможных аварийных точек в гидрографическом бассейне реки. По инициативе и при содействии Еврокомиссии специалисты ООН инициировали проект управления опасными и кризисными ситуациями в дельте Дуная. Поводом для этого стало выявление целого ряда проблем – недостаточное трансграничное сотрудничество в области промышленной безопасности, необходимость совершенствования обмена информацией об источниках опасности, невысокий уровень готовности к реагированию на чрезвычайные ситуации. Сегодня в рамках проекта проводятся полевые учения, создается план совместных действий в случае аварии. За короткий срок нам удалось наладить международный обмен информацией о системах надзора. Составлено руководство для нефтяных терминалов, исполнение которого поможет избежать негативных ситуаций. О том, как борются с нефтеразливами в России, в свою очередь, рассказал кандидат технических наук Александр ГУТНИК – начальник отдела по вопросам защиты от чрезвычайных ситуаций и гражданской обороны Сахалин Энерджи Инвестмент Компани Лтд.: — Мировой опыт устранения последствий ЧС свидетельствует о том, что обеспечить высокую готовность к эффективной ликвидации масштабных аварийных разливов можно только при возможности применения как механических, так и немеханических технологий. Существующие технологии, основанные на механических средствах, позволяют собрать не более 30% разлитой нефти. Например, при ликвидации аварии платформы в Мексиканском заливе удалось собрать не более 3%, сжечь около 5% и диспергировать около 7% нефти. Это показывает, что при определенных условиях более эффективными могут быть немеханические технологии. Поэтому пристальное внимание мы уделяем развитию передовых технологий ЛАРН. За последнее время нами проведена научно-исследовательская работа по АСЭВ применения диспергентов в районе Пильту-Астохского месторождения и заливе Анива. Кроме того, разработан и утвержден Порядок принятия решения о применении диспергентов в случае разлива нефти на морских объектах компании. Неоднократно условное применение диспергентов отрабатывалось на корпоративных учениях. Сегодня также проводится работа, направленная на внедрение и распространение передового опыта в применении немеханических технологий ЛАРН, с привлечением нефтегазовых компаний и государственных структур. Наряду с этим, совместно с АО ЦНИИМФ специалисты компании разрабатывают Правила сжигания разлитой в море нефти. В результате создан проект стандарта организации, который прошел необходимые рассмотрения, принят и введен в действие Техническим комитетом по стандартизации ТК 318 «Морфлот» (Постановление ТК 318 «Морфлот» № 1 от 20 января 2015 года). Как и в прежние годы, тема охраны труда так или иначе освещалась практически в каждом выступлении. Опытом своей компании поделился и Альберт ЛЯСКОВСКИЙ – директор по охране труда и промышленной безопасности и охране окружающей среды ПАО «СИБУР Холдинг»: — Мы эксплуатируем 83 объекта I и II классов опасности. Поэтому проблема «человеческого фактора» для
Комментарии
Минимальная длина комментария - 50 знаков. комментарии модерируются

Смотрите также: