Виктор Бучинский: «Решил не рассказывать, а показать, что скоро нам не будет, где нырять в воду» - «В мире»
Виктор Бучинский: «Решил не рассказывать, а показать, что скоро нам не будет, где нырять в воду» - «В мире»
Закарпатский экоактивист Виктор Бучинский на Крещение окунулся не в красиво оформленную купель, а в «мусорный бассейн» его родной реки Боржавы. Мужчина рассказал в интервью УНИАН о состоянии водоемов в Закарпатье из-за их засорения, и как случилось так, что нырять людям приходится не в воду, а в полуметровый слой полимерного мусора. Напомним, в конце января фотография мужчины, который нырнул в кучу мусора на реке Боржава, взорвала сеть.
— Я вырос на Боржаве, а эта пробка образовалась именно там, где люди ежегодно на Крещение ныряют в воду. Местные мне позвонили по телефону и рассказали, что из-за паводка (5 января на Закарпатье произошел паводок, — УНИАН) на реке собралось столько мусора, что не будет чистого места, чтобы даже освятить воду. Когда я 7 января был на Боржаве вблизи села Верхние Реметы (это на Береговщине), то из-за разлива воды даже не смог добраться ближе к пробке, чтобы осмотреть ее и оценить. Пришлось ехать повторно. И так возникла идея нырнуть в этот мусор, — пояснил эколог. — Решил не рассказывать, а показать, что скоро нам не будет, где нырять в воду, только в такие пластиковые пробки. В целом такой акцией я обратился к людям с просьбой, чтобы не бросали бытовые отходы в реки, обращались цивилизованно с ними. Я еще раз обратился к власти с тем, что мы должны совместно решать эту проблему.
На призыв Виктора откликнулись коллеги из венгерской природоохранной организации и румыны.
— Не надо забывать, что Боржава впадает в Тису, а она является притоком Дуная, который впадает в Черное море. Выбрасывая мусор здесь, в Закарпатье, мы можем легко встретить его летом во время отдыха в Одессе, — уточнил активист. — В общем, засорение рек – Боржавы, Тисы, Дуная – это международная проблема. Соответственно, мы должны совместно работать над ее решением. И как начало – нужно прекратить выбрасывать бытовые отходы в реки. С этим что-то нужно делать, это международный позор.
Пробку на реке Боржаве неравнодушные волонтеры запланировали расчистить на 21 января. По словам Виктора, в этот день стояли сложные погодные условия, был мороз, но отступать от планов экологи не собирались.
— Два дня мы разбирали ту пробку на Боржаве, выбрали в общей сложности около 60 кубометров мусора, но это далеко не все, двух дней оказалось мало. Планируем вернуться к этому вопросу, как сойдет снег. Добавлю, что из-за паводка в реку упало много деревьев, там образовывались пробки, они останавливали все, что несла вода, — рассказал Виктор Бучинский. — Собранное мы отсортировали, 40 больших бигбегов (большие мягкие мешки, – nia.eco) доставили в пункт вторичной переработки.
Во время уборки у мусорной пробки в реке замерили толщину. И она составила от 50 до 60 сантиметров. Как рассказали Виктору венгерские коллеги, на их сторону из реки Тиса за несколько дней паводком принесло около тысячи кубометров отходов. Еще примерно тысяча кубометров прошла мимо барж, перегораживающих Тису в этом месте (баржи для вылова твердых бытовых отходов, — УНИАН), из-за очень сильного течения.
— По нашим подсчетам, боржавская мусорная пробка содержала на тот момент около 200 кубометров отходов. Представьте, сколько поплыло дальше Тисой… В фильме «Во имя Тисы», который мы снимали, даже на берегу Черного моря режиссер нашел венгерские бутылки – да, их было в разы меньше, но они были так же, как и украинские, и румынские, и из других европейских стран… Засор Тисы – это международная проблема, я не устаю это повторять. Это проблема пяти стран!
И еще одно, что хотел бы отметить: географически Украина так расположена, что в этой речно-мусорной истории мы «сверху», но это не дает нам права руководствоваться принципом «вода понесет». Не надо забывать, что вода понесет только 20% выброшенного, только то, что имеет воздушный слой, например, закупоренную бутылку, а остальное осядет здесь! А учитывая, что аэрация рек не проводится, поэтому имеем последствия – изменение русла, мелькание (меление, – прим. nia.eco) водоема, возникновение паводков… Поэтому засор – это не просто экологическая, это комплексная проблема, и это надо понимать.
Также Виктор отметил, что прежде чем вводить штрафные санкции за мусор, жителям должны дать выбор.
— Почему я открыл вторичный пункт? Чтобы у местных жителей было, куда привозить отсортированные отходы. Просто дал им выбор: хотите уменьшить площадь береговского полигона, сортируйте, приносите к нам, еще и получите за это средства. Параллельно разработал видеоролики, объяснил, как сортировать. Постоянно напоминаю, что 1 тонна собранного картона бережет 17 деревьев от вырубки, что собранные баночки из-под пива – это вторичный алюминий, зачем добывать руду? Зачем переплавлять кварцевый песок, если меньше затрат на переплавку стеклянного боя, чем на первоначальное производство? – задает вопрос эколог.
Но есть другой вопрос – качество сортировки и ликвидность отсортированного. Сейчас большинство пунктов приема вторсырья принимают только самые ликвидные отходы – стекло, бумагу, алюминиевые баночки и т.п., которые можно быстро накопить и продать. Но мусор – это не только ликвидное сырье. Вот, например, петляшка весит 40 граммов, сколько их нужно собрать для тонны? Много. Но неужели лучше оставить ее на природе, пусть разлагается 450-500 лет? Поэтому мы на предприятии собираем и принимаем даже неликвид, даже такой, который пока не принимают в Украине на переработку.
На Украине пока не принимают, по словам героя этого материала, белый пластик молочного цвета: ведерки из-под сметаны и другую «молочку», упаковки из-под майонеза и кетчупа с закрутками. Виктор Бучинский просто не рекомендует покупать продукты в таких упаковках.
По поводу того, спасут ли мусороперерабатывающие заводы ситуацию с мусором, экоактивист сказал, что пока не спасут. Ведь население еще не сортирует, как следует, все отходы.
— Нам до тех пор, пока достроится завод, надо учиться сортировать, ведь завод ни примет. К примеру, если на линию попадет тот же картон, но с банановой шкуркой, то он пойдет на мусор, а не на переработку. Завод будет эффективным только тогда, когда мусор будет чистым, — подчеркнул Виктор.
В принципе, в Европе закон обязывает граждан сортировать мусор, там вы просто так не выкинете его. Так нужно и у нас – дать возможность сортировать, сдавать. А вот если и после этого будет выбрасываться в окружающую среду, тогда уже штрафовать. Поэтому должен включаться законодатель и включаться жестко. Сейчас ситуация просто патовая: нас засыпают вторсырьем из-за границы, а своей мы перерабатываем едва 4%…