Рекультивация разреза «Коркинский» может занять с десяток лет - «Экологические новости»
Рекультивация разреза «Коркинский» может занять с десяток лет - «Экологические новости»
На встрече с руководителем экологического подразделения Федеральной службы Росприроднадзора был поднят вопрос о работах по экологическому и экономическому восстановлению земель.
Визит временно исполняющего обязанности начальника Управления государственного экологического надзора Федеральной службы по надзору в сфере природопользования Михаила Оводкова в Коркино и поселок Роза был напрямую связан с подготовительными работами по рекультивации этого крупного промышленного объекта (самый глубокий угольный разрез на территории Евразии — 497 метров).
УКРЕПИТЬ БОРТА
На повестке дня — знакомство с руководством компании, работа с документаций, другими сопутствующими материалами, связанными с экологической тематикой, посещение самого разреза, общение с руководителями муниципальной и законодательной власти городских поселений Коркино и Розы.
Директор Челябинской угольной компании Валерий Кальянов подробно остановился именно на работах, касающихся рекультивации разреза, решении программы расселения жителей из санитарной зоны (на это было потрачено порядка 4 млрд рублей из средств федерального и областного бюджетов). А также на экологической составляющей, и в частности возгораниях угольной породы и ликвидации таких очагов, на бензопирене, работах по укреплению бортов разреза, контроле за движением самих бортов, работе сразу с несколькими профильными научно-исследовательскими институтами, затратах на рекультивацию.
— Сейчас проводится укрепление бортов разреза, водоотводные работы, возведение внутренних отвалов для обеспечения безопасности прилегающей территории, — сказал на встрече Валерий Кальянов. — Специалисты из отраслевых НИИ определили, что опасная зона после проведения всех необходимых мероприятий сегодня сместилась на 120 — 140 метров от города.
Весь процесс рекультивации может занять в среднем 8 — 10 лет. Стоимость работ, по предварительным подсчетам экспертов, составит порядка 26 млрд рублей.
Также Валерий Кальянов сообщил, что объемы добычи и обогащения угля значительно снизились и сегодня идут на нужды двух южноуральских энергетических компаний по договорам до 2017 года.
ПРЕДЛАГАЛИ СШИТЬ КУПОЛ…
Отвечая на вопросы начальника Управления государственного экологического надзора, руководитель Челябинской угольной компании особо остановился на вопросе ликвидации эндогенных пожаров, сообщив, что за все время работы специалисты опробовали едва ли не с десяток различных методов их тушения. Самые эффективные — выгребание угольной породы и ее засыпка либо «запечатывание» очагов возгорания глиняными породами (изоляция). Методы тушения азотом, пожарной пеной, водой не показали свою эффективность (для справки: угольная порода может начать тлеть, соприкасаясь с водой и кислородом). Кстати, в свое время особо горячие головы предлагали, мягко говоря, утопическую идею — сшить купол и накрыть им весь периметр «ямы» (разрез имеет длину 3 км и ширину 3,5 км).
Начальнику Управления государственного экологического надзора были предоставлены результаты исследований, включая показания лабораторий МЧС. Замеры, начиная от дна разреза и до центра Челябинска, не выявили ни одного нарушения предельно допустимых концентраций (ПДК) загрязняющих веществ в атмосферном воздухе. Кроме того, недавние результаты проверки Федеральной службы по надзору в сфере природопользования (филиал ФБУ «ЦЛАТИ по УФО» по Челябинской области, протокол № 122 от 11 ноября 2015 года. — Прим. ред.) также не показали и наличие ПДК бензопирена. Его концентрация в поселке Роза и городе Коркино менее 0,0000001 мг/куб. м. Фактически его нет.
— Да, есть примеры, когда старые места добычи превращали в зоны отдыха, — возьмите карьер «Бирюзовый», но его глубина всего 35 метров, при этом многие угольные карьеры в регионе до сих пор стоят фактически бесхозные, брошенные, — отметил также на встрече Валерий Кальянов. — Наш разрез за 80 с лишним лет работы, можно сказать, выполнил свою миссию, выдав на-гора миллионы тонн угольного топлива, необходимого для нужд энергетики, промышленных производств, других гражданских целей, оборонной промышленности. Основные работы по рекультивации начнутся через несколько лет только после окончательной.
ПРЯМАЯ РЕЧЬ
Дмитрий Андреев, глава администрации Розинского городского поселения:
— Поселок и разрез всегда работали и жили вместе. Всегда у нас были и остаются хорошие, партнерские отношения. И в прежние годы поселок и все рядом расположенные шахты, фактически, были одним целым. Это градообразующее предприятие, которое сегодня таковым и остается. Сегодня здесь работает более 500 сотрудников, большинство из которых жители Розы. Предприятий у нас практически не осталось.
Несколько лет назад по программе переселения жителей поселка переселили порядка четырех тысяч человек. В этой санитарной зоне на своих объектах осталась работать часть предпринимателей, остались жители. Но это те, кто по тем или иным причинам не смог или не успел подать соответствующие документы. Сейчас все вопросы решаются планово в судебном порядке. Все положенные квартиры будут получены. Каких-то больших проблем в этом ключе не вижу.
Я сам родился в этом поселке. Помню годы, когда разрез вел бурную деятельность. Продукты горения из разреза окутывали весь поселок. Сейчас такого нет. Горение если и происходит, то совершенно незначительное, и это неотъемлемая часть производства. Объемы горнодобывающего производства сегодня резко сокращены. По образованию я горный инженер и прекрасно понимаю всю структуру, всю технологию производства.
В свое время, работая в ВГСЧ, мы за одну зиму выезжали на разрез порядка 30 и более раз на ликвидацию возгораний. В последние 5 — 7 лет, как рассказывают бывшие коллеги, бывает, за год нет ни одного выезда.
Руководители поселка всегда обращаются за помощью к администрации разреза, Челябинской угольной компании. Предприятие оказывается всестороннюю поддержку — материалами, техникой. Помогает обустраивать ледовый городок к Новому году, поддерживает дороги и улицы в надлежащем состоянии.
Дмитрий Гатов, председатель Совета депутатов Коркинского городского поселения:
— Согласен с главой администрации Розы Дмитрием Андреевым, что во время бурной деятельности разреза всегда наблюдалась некоторая туманность. Так местные и говорили: разрез «газует».
Депутат от ЛДПР Максим Шингаркин начал разыгрывать на этом популярную экологическую карту. Мы все жители Коркино. Живем недалеко от разреза, который строился еще нашими дедами. А некоторые депутаты занимаются популизмом, пытаясь на этом заработать очки.
С разрезом наш городской Совет депутатов работает уже второй созыв, с 2010 года. Могу сказать, что каких-то больших жалоб от жителей не поступало. Да, были небольшие задымления, связанные и с неблагоприятными метеорологическими условиями, но таких, какие были в советские годы, в «нулевые», безусловно, не происходило.
Окончательная рекультивация, как уже пояснил генеральный директор Челябинской угольной компании Валерий Кальянов, будет проводиться после закрытия разреза, поднятия дна — с масштабной засыпкой, и конечная стадия — высадка дополнительных зеленых насаждений. Две трети бортов разреза (со стороны бывшей вскрыши), и это уже хорошо заметно, самозасеялись. Здесь прижились разные породы деревьев, кустарников.
Работа сегодняшней отраслевой комиссии из федерального ведомства даст свои положительные результаты, сдвинет вопросы, связанные с дальнейшей рекультивацией разреза. Все прекрасно понимают, что это гигантский открытый объект, один из самых глубоких в мире и к решению многих, в том числе и экологических, вопросов нужно подходить взвешенно, объективно. Он будет играть свою определенную роль в жизни нашего региона. Одним махом здесь ничего не решить.
А депутат просто решил использовать эту «коркинскую карту» в своей пиар-компании. Все поставлено в лучших традициях таких политических компаний. Взбудоражить ситуацию, взбудоражить людей и на этом построить себе политический фундамент. От ответов на вопросы, которые действительно волнуют население — капитальный ремонт, строительство дорог и прочее, Шингаркин дипломатично уходит. Мол, ЛДПР такие проблемы не решает.
Алексей МИКУШИН