Упаковка не спешит перерабатываться - «Экологические новости» » Новости Экологии
Создать акаунт
Новости Экологии » Здравоохранение » Упаковка не спешит перерабатываться - «Экологические новости»

Упаковка не спешит перерабатываться - «Экологические новости»

18 фев 2022, 17:12
Здравоохранение / Цели в области устойчивого развития / Экология / В мире
319
0

Упаковка не спешит перерабатываться - «Экологические новости»

Семь лет простоя
Обязательная переработка и утилизация упаковки товаров производителями или за их счет была введена Федеральным законом № 89-ФЗ РФ «Об отходах производства и потребления» в конце 2014 г. Его суть – производитель или импортер товара должен отвечать за его судьбу и после того, как его использовали и он превратился в отходы. Эта обязанность формально возникла у поставщиков 1 января 2015 г.
Сам механизм называется РОП (расширенная ответственность производителей), его аналоги хорошо зарекомендовали себя в Европе, где они работают с начала 90-х гг. прошлого века.
Российскими законодателями была нарисована идиллическая картина. Граждане начинают раздельно выбрасывать мусор, он поступает на переработку, которую и оплачивают производители и импортеры товаров. Государство информирует и координирует участников процесса, устанавливает прозрачные правила игры, а также организует обращение тех фракций твердых коммунальных отходов (ТКО), которые не относятся к сфере РОП (например, пищевые).
Для координации работы по обращению с ТКО в январе 2019 г. указом президента России был создан Российский экологический оператор (РЭО), учредителем которого было назначено Минприроды.
Но механизм РОП забарахлил с самого начала. Инфраструктура по раздельному сбору мусора была создана далеко не везде. У большей части населения не было возможности заниматься его правильной утилизацией. Собираемость экологического сбора была исчезающе мала, мусорные полигоны и свалки в городской черте продолжали расти.
Как сообщало Минприроды весной 2020 г., «население платит 180 млрд руб. в год за обращение с ТКО, платежи бизнеса в рамках реализации РОП в качестве экологического сбора составляют около 3 млрд руб.». Отметим, что нормативы утилизации установлены правительством в рамках закона «Об отходах производства и потребления». И для упаковки он составляет 10–45%.
Весной прошлого года министр природных ресурсов и экологии Дмитрий Кобылкин провел совещание с предпринимателями, обсудив проект новой концепции РОП. «Без обсуждаемых мер для бизнеса новую систему управления отходами не построить, – признал министр. – Граждане страны уже участвуют в реформе и вносят свой значительный вклад, а производители в этой работе проявляют себя недостаточно активно. Новая концепция РОП должна изменить ситуацию, запустить механизмы циклической экономики, восстановить справедливость – реализовать на практике принцип «загрязнитель должен платить». В конце 2020 г. вице-премьер Виктория Абрамченко одобрила концепцию совершенствования РОП, по которой ответственность за утилизацию упаковки полностью переносилась на производителей и импортеров. Они должны либо создать собственную инфраструктуру по сбору, накоплению, обработке и утилизации отходов, либо заключить договоры с подрядчиками, которые выполнят данные работы. Кроме того, было предусмотрено постепенное увеличение нормативов по утилизации упаковки и товаров, а при отказе от нее производители должны платить увеличенный экологический сбор.
В сентябре 2021 г. появился проект распоряжения правительства об увеличении нормативов по утилизации упаковки до 100%. На этот уровень производителей и импортеров обязали выйти в 2022–2024 гг. Предполагалось, что утилизация товаров будет расти на 10% в год. Проект распоряжения был подготовлен Минприроды, но ему так и не был дан ход.
Такая же судьба ждала и законопроект по модернизации РОП, который Госдума должна была рассмотреть осенью 2021 г. Практически все вовлеченные в работу министерства, бизнес-ассоциации и РСПП выступили против того, чтобы переложить на производителей полную ответственность за утилизацию. Рассмотрение законопроекта перенесли на весеннюю сессию Госдумы, а в январе 2022 г. Абрамченко дала министерствам распоряжение его доработать.
В частности, поставлена задача разработать формулу ежегодного увеличения нормативов утилизации для достижения целей по сокращению захоронения отходов вдвое и их 100%-ной сортировке к 2030 г., доработать критерии отнесения товаров и упаковки к утилизируемым, а также установить коэффициенты экологичности товаров и упаковки, что позволит снижать ставки экологического сбора.
В последней редакции законопроекта реформу РОП предполагается перезапустить с 2023 г.
Поглотители отходов
Минприроды ввело понятие «добросовестные утилизаторы» в 2018 г. В последней редакции законопроекта, регулирующего РОП, который был подготовлен в декабре 2021 г., Минприроды указало, что все ведение их реестра должно быть поручено РЭО. Предполагалось, что договоры об утилизации будут заключаться только с ним. Но, как писали «Ведомости. Экология», по состоянию на январь 2022 г. РЭО получил данные о мощностях по утилизации лишь 6,5 млн т товаров и упаковки по всей стране от 600 компаний, хотя ежегодно в России, по данным федеральной схемы обращения с отходами, образуется около 60 млн т твердых коммунальных отходов (ТКО). При этом объем образования ТКО постоянно растет, что провоцирует мусорные коллапсы и ухудшение экологической обстановки в стране. В конце 2021 г. запрос от правительства о мощностях по утилизации товаров и упаковки получили более 30 бизнес-ассоциаций, среди которых производители и импортеры алкоголя, продуктов питания, шин и электроники. Данные предоставили лишь семь из них.
Для отходов 1-го и 2-го классов опасности был создан Федеральный экологический оператор (входит в «Росатом»), отметил бывший руководитель Росприроднадзора Олег Митволь, при этом инфраструктуры по обращению с несколькими тысячами позиций по ТКО нет. «Я вижу, что пока создается фискальный механизм для сбора средств с производителей товаров вроде бы как для утилизации упаковки, – говорит Митволь. – Но пока до конца не понимаю, как ее собираются перерабатывать, и не удивлюсь, что сейчас просто будут собирать деньги, а потом это все сжигать». Митволь отметил, что Европа и США с Канадой перерабатывают 90% отходов, производят из них полезные вещи и используют их в дальнейшем. «У нас, к сожалению, все только на бумаге», – посетовал он.
Трудности переработки
По мнению представителей бизнеса, 100%-ная утилизация упаковки может привести к повышению цен, в частности, на продукты питания. К тому же на рынке зачастую используется неперерабатываемая упаковка. Хотя, как считает заместитель генерального директора группы «Эколайн» Елена Вишнякова, влияние РОП на стоимость продукции для конечного потребителя – широко используемый, но незначительный аргумент против этого механизма. «Если разложить стоимость РОП в продукте, который находится в перерабатываемой упаковке, то можно увидеть, что рост стоимости составит доли процента. Например, для напитка в алюминиевой банке этот рост составит 4 коп.», – отмечает она. Несомненно, стоимость продукта в упаковке, которую невозможно переработать, с учетом повышающих коэффициентов вырастет более существенно, но в этом и есть идея РОП, уже реализованная в Европе, где неперерабатываемая упаковка из-за этого существенно меньше используется, аргументирует Вишнякова.
Генеральный директор Центра экологических инвестиций Михаил Юлкин видит в существующей системе РОП много противоречий. «Выяснилось, что, например, платеж за картон, который легко разлагается, существенно выше, чем за пластик, который вообще не разлагается», – рассказывает он. Оказалось, что невыгодно производить картон – ведь за его последующую утилизацию надо платить, по словам Юлкина, бешеные деньги – и очень выгодно производить пластик. «Это поучительная история на тему о том, что происходит, когда вы в процессе развития меняете цель», – резюмировал эксперт.
Исследования аналитического центра «Эколайн» показывают, что больше половины отходов в московском контейнере для вторсырья не могут быть переработаны, а около 50% выпускаемой пластиковой упаковки не поддается вторичной переработке. Отсутствуют механизмы стимулирования использования перерабатываемой упаковки – это препятствует достижению целей нацпроекта «Экология» по снижению количества захораниваемых отходов.
Комплексы по переработке отходов «Эколайна» сейчас отбирают из общего объема 37 видов вторичного сырья, и опыт показывает, что переработка двух третей из них убыточна. По этой причине будет проблематично сократить объемы захоронения отходов.
«Низкая стоимость вторсырья чаще всего связана с его сложно перерабатываемым составом, а также с разными материалами в составе композита при внешней идентичности продукта», – рассказывает Вишнякова. Например, упаковка дой-пак может состоять из полипропилена или из композита фольги с ПЭТ, при этом внешне они будут выглядеть совершенно одинаково.


Семь лет простоя Обязательная переработка и утилизация упаковки товаров производителями или за их счет была введена Федеральным законом № 89-ФЗ РФ «Об отходах производства и потребления» в конце 2014 г. Его суть – производитель или импортер товара должен отвечать за его судьбу и после того, как его использовали и он превратился в отходы. Эта обязанность формально возникла у поставщиков 1 января 2015 г. Сам механизм называется РОП (расширенная ответственность производителей), его аналоги хорошо зарекомендовали себя в Европе, где они работают с начала 90-х гг. прошлого века. Российскими законодателями была нарисована идиллическая картина. Граждане начинают раздельно выбрасывать мусор, он поступает на переработку, которую и оплачивают производители и импортеры товаров. Государство информирует и координирует участников процесса, устанавливает прозрачные правила игры, а также организует обращение тех фракций твердых коммунальных отходов (ТКО), которые не относятся к сфере РОП (например, пищевые). Для координации работы по обращению с ТКО в январе 2019 г. указом президента России был создан Российский экологический оператор (РЭО), учредителем которого было назначено Минприроды. Но механизм РОП забарахлил с самого начала. Инфраструктура по раздельному сбору мусора была создана далеко не везде. У большей части населения не было возможности заниматься его правильной утилизацией. Собираемость экологического сбора была исчезающе мала, мусорные полигоны и свалки в городской черте продолжали расти. Как сообщало Минприроды весной 2020 г., «население платит 180 млрд руб. в год за обращение с ТКО, платежи бизнеса в рамках реализации РОП в качестве экологического сбора составляют около 3 млрд руб.». Отметим, что нормативы утилизации установлены правительством в рамках закона «Об отходах производства и потребления». И для упаковки он составляет 10–45%. Весной прошлого года министр природных ресурсов и экологии Дмитрий Кобылкин провел совещание с предпринимателями, обсудив проект новой концепции РОП. «Без обсуждаемых мер для бизнеса новую систему управления отходами не построить, – признал министр. – Граждане страны уже участвуют в реформе и вносят свой значительный вклад, а производители в этой работе проявляют себя недостаточно активно. Новая концепция РОП должна изменить ситуацию, запустить механизмы циклической экономики, восстановить справедливость – реализовать на практике принцип «загрязнитель должен платить». В конце 2020 г. вице-премьер Виктория Абрамченко одобрила концепцию совершенствования РОП, по которой ответственность за утилизацию упаковки полностью переносилась на производителей и импортеров. Они должны либо создать собственную инфраструктуру по сбору, накоплению, обработке и утилизации отходов, либо заключить договоры с подрядчиками, которые выполнят данные работы. Кроме того, было предусмотрено постепенное увеличение нормативов по утилизации упаковки и товаров, а при отказе от нее производители должны платить увеличенный экологический сбор. В сентябре 2021 г. появился проект распоряжения правительства об увеличении нормативов по утилизации упаковки до 100%. На этот уровень производителей и импортеров обязали выйти в 2022–2024 гг. Предполагалось, что утилизация товаров будет расти на 10% в год. Проект распоряжения был подготовлен Минприроды, но ему так и не был дан ход. Такая же судьба ждала и законопроект по модернизации РОП, который Госдума должна была рассмотреть осенью 2021 г. Практически все вовлеченные в работу министерства, бизнес-ассоциации и РСПП выступили против того, чтобы переложить на производителей полную ответственность за утилизацию. Рассмотрение законопроекта перенесли на весеннюю сессию Госдумы, а в январе 2022 г. Абрамченко дала министерствам распоряжение его доработать. В частности, поставлена задача разработать формулу ежегодного увеличения нормативов утилизации для достижения целей по сокращению захоронения отходов вдвое и их 100%-ной сортировке к 2030 г., доработать критерии отнесения товаров и упаковки к утилизируемым, а также установить коэффициенты экологичности товаров и упаковки, что позволит снижать ставки экологического сбора. В последней редакции законопроекта реформу РОП предполагается перезапустить с 2023 г. Поглотители отходов Минприроды ввело понятие «добросовестные утилизаторы» в 2018 г. В последней редакции законопроекта, регулирующего РОП, который был подготовлен в декабре 2021 г., Минприроды указало, что все ведение их реестра должно быть поручено РЭО. Предполагалось, что договоры об утилизации будут заключаться только с ним. Но, как писали «Ведомости. Экология», по состоянию на январь 2022 г. РЭО получил данные о мощностях по утилизации лишь 6,5 млн т товаров и упаковки по всей стране от 600 компаний, хотя ежегодно в России, по данным федеральной схемы обращения с отходами, образуется около 60 млн т твердых коммунальных отходов (ТКО). При этом объем образования ТКО постоянно растет, что провоцирует мусорные коллапсы и ухудшение экологической обстановки в стране. В конце 2021 г. запрос от правительства о мощностях по утилизации товаров и упаковки получили более 30 бизнес-ассоциаций, среди которых производители и импортеры алкоголя, продуктов питания, шин и электроники. Данные предоставили лишь семь из них. Для отходов 1-го и 2-го классов опасности был создан Федеральный экологический оператор (входит в «Росатом»), отметил бывший руководитель Росприроднадзора Олег Митволь, при этом инфраструктуры по обращению с несколькими тысячами позиций по ТКО нет. «Я вижу, что пока создается фискальный механизм для сбора средств с производителей товаров вроде бы как для утилизации упаковки, – говорит Митволь. – Но пока до конца не понимаю, как ее собираются перерабатывать, и не удивлюсь, что сейчас просто будут собирать деньги, а потом это все сжигать». Митволь отметил, что Европа и США с Канадой перерабатывают 90% отходов, производят из них полезные вещи и используют их в дальнейшем. «У нас, к сожалению, все только на бумаге», – посетовал он. Трудности переработки По мнению представителей бизнеса, 100%-ная утилизация упаковки может привести к повышению цен, в частности, на продукты питания. К тому же на рынке зачастую используется неперерабатываемая упаковка. Хотя, как считает заместитель генерального директора группы «Эколайн» Елена Вишнякова, влияние РОП на стоимость продукции для конечного потребителя – широко используемый, но незначительный аргумент против этого механизма. «Если разложить стоимость РОП в продукте, который находится в перерабатываемой упаковке, то можно увидеть, что рост стоимости составит доли процента. Например, для напитка в алюминиевой банке этот рост составит 4 коп.», – отмечает она. Несомненно, стоимость продукта в упаковке, которую невозможно переработать, с учетом повышающих коэффициентов вырастет более существенно, но в этом и есть идея РОП, уже реализованная в Европе, где неперерабатываемая упаковка из-за этого существенно меньше используется, аргументирует Вишнякова. Генеральный директор Центра экологических инвестиций Михаил Юлкин видит в существующей системе РОП много противоречий. «Выяснилось, что, например, платеж за картон, который легко разлагается, существенно выше, чем за пластик, который вообще не разлагается», – рассказывает он. Оказалось, что невыгодно производить картон – ведь за его последующую утилизацию надо платить, по словам Юлкина, бешеные деньги – и очень выгодно производить пластик. «Это поучительная история на тему о том, что происходит, когда вы в процессе развития меняете цель», – резюмировал эксперт. Исследования аналитического центра «Эколайн» показывают, что больше половины отходов в московском контейнере для вторсырья не могут быть переработаны, а около 50% выпускаемой пластиковой упаковки не поддается вторичной переработке. Отсутствуют механизмы стимулирования использования перерабатываемой упаковки – это препятствует достижению целей нацпроекта «Экология» по снижению количества захораниваемых отходов. Комплексы по переработке отходов «Эколайна» сейчас отбирают из общего объема 37 видов вторичного сырья, и опыт показывает, что переработка двух третей из них убыточна. По этой причине будет проблематично сократить объемы захоронения отходов. «Низкая стоимость вторсырья чаще всего связана с его сложно перерабатываемым составом, а также с разными материалами в составе композита при внешней идентичности продукта», – рассказывает Вишнякова. Например, упаковка дой-пак может состоять из полипропилена или из композита фольги с ПЭТ, при этом внешне они будут выглядеть совершенно одинаково.
Комментарии
Минимальная длина комментария - 50 знаков. комментарии модерируются
Комментарии для сайта Cackle

Смотрите также:

Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика