Определение объемов вывозимых оператором ТКО – по нормативу, а не по факту – нельзя преодолеть "антимонопольными" инструментами - «Экологические новости» » Новости Экологии
Создать акаунт
Новости Экологии » Здравоохранение » Определение объемов вывозимых оператором ТКО – по нормативу, а не по факту – нельзя преодолеть "антимонопольными" инструментами - «Экологические новости»

Определение объемов вывозимых оператором ТКО – по нормативу, а не по факту – нельзя преодолеть "антимонопольными" инструментами - «Экологические новости»

16 фев 2022, 17:12
Здравоохранение / Цели в области устойчивого развития
254
0

Определение объемов вывозимых оператором ТКО – по нормативу, а не по факту – нельзя преодолеть "антимонопольными" инструментами - «Экологические новости»

В результате "мусорной" реформы платежи торгового центра за вывоз бытовых отходов (ТКО) сильно возросли, в том числе из-за того, что региональный оператор по обращению с ТКО рассчитывал плату за эту коммунальную услугу исходя из нормативов накопления ТКО и игнорировал возражения ТЦ о том, что нормативы многократно превышают фактический объем ТКО. В такой ситуации бизнес иногда пытался пересмотреть условия договора в суде, однако ТЦ попробовал другой путь: он (при поддержке регионального бизнес-омбудсмена) пожаловался в УФАС на навязывание условий договора.
Антимонопольный орган признал жалобу справедливой:
- региональный оператор, занимая доминирующее положение на товарном рынке, принимает от собственников ТКО в объеме, который определяется расчетным путем исходя из нормативов ТКО, а дальнейшее обращение с ТКО организуется и оплачивается им, как правило, исходя из фактического объема и массы отходов (именно так производятся расчеты с владельцами полигонов ТКО);
- следовательно, в действиях регионального "мусорного" оператора, по мнению УФАС, усматриваются нарушения п. 3 ч. 1 ст. 10 Федеральный закон от 26 июля 2006 г. № 135-ФЗ "О защите конкуренции", и он неправомерно отказал ТЦ в изменении заключенного договора на обращение с ТКО в части расчета платы исходя из фактического количества и объема ТКО;
- данные действия свидетельствуют о создании для ТЦ невыгодных условий деятельности, отказ оператора в отсутствие объективных причин, препятствующих включению в договор условий о фактическом определении объемов ТКО, вынуждают ТЦ вступать в правоотношения с региональным оператором на невыгодных для себя условиях.
УФАС вынесло региональному оператору предписание о прекращении нарушения антимонопольного законодательства путем урегулирования договорных отношений с ТЦ в части фактического определения объемов ТКО.
Региональный оператор с этим не согласился и успешно оспорил предписание и решение УФАС в суде. Суды всех инстанций согласились с тем, что:
- нет взаимосвязи между рассматриваемыми действиями регионального оператора по обращению с ТКО и доминирующим положением хозяйствующего субъекта на рынке,
- а значит, УФАС вышло за пределы компетенции антимонопольного органа, разрешив по существу гражданско-правовой спор,
- в оспариваемом решении УФАС пришло к выводу о том, что действия оператора, выраженные в навязывании ТЦ невыгодных условий договора привело к необоснованному увеличению расходов на оплату услуг по обращению с ТКО. Между тем, договор на оказание услуг по обращению с ТКО относится к числу публичных договоров и в силу п. 2 ст. 445, п. 1 ст. 446 ГК РФ разногласия, возникшие при его заключении, могут быть переданы на рассмотрение суда. При этом, само по себе увеличение роста расходов потребителя на оплату услуг по обращению с ТКО не может свидетельствовать о навязывании ему невыгодных условий договора, в рассматриваемом случае усматриваются признаки преддоговорного и договорного споров, но не нарушения законодательства о защите конкуренции, тем более что до принятия спорного решения УФАС региональный оператор обратился в арбитражный суд с иском к ТЦ о взыскании долга по договору об обращении с ТКО.
Верховный Суд РФ отказал антимонопольному органу в пересмотре дела, поскольку:
- применяемый оператором расчет на основе норматива накопления ТКО и общей площади нежилого помещения, занимаемого ТЦ, соответствует абзацу второму подп. "а" п. 5, п. 6 Правил коммерческого учета объема и (или) массы ТКО № 505, пункту 148.38 Правил предоставления комуслуг № 354. ТЦ, используя нежилое помещение в МКД, не осуществляет раздельное накопление отходов, поэтому основания для расчета платы с учетом объема контейнера для накопления отходов и периодичности их вывоза отсутствуют;
- действия оператора, по поводу которых вынесены оспариваемые решения и предписание, направлены на реализацию прав на получение полагающейся ему платы в законном размере. Рост расходов ТЦ на оплату услуг общества, коль скоро он является следствием применения установленного нормативными правовыми актами порядка расчета платы, не свидетельствует о злоупотреблении оператором своим доминирующим положением в целях навязывания потребителю невыгодных условий договора (Определение Верховного Суда РФ от 28 января 2022 г. N 301-ЭС21-27213).


В результате "мусорной" реформы платежи торгового центра за вывоз бытовых отходов (ТКО) сильно возросли, в том числе из-за того, что региональный оператор по обращению с ТКО рассчитывал плату за эту коммунальную услугу исходя из нормативов накопления ТКО и игнорировал возражения ТЦ о том, что нормативы многократно превышают фактический объем ТКО. В такой ситуации бизнес иногда пытался пересмотреть условия договора в суде, однако ТЦ попробовал другой путь: он (при поддержке регионального бизнес-омбудсмена) пожаловался в УФАС на навязывание условий договора. Антимонопольный орган признал жалобу справедливой: - региональный оператор, занимая доминирующее положение на товарном рынке, принимает от собственников ТКО в объеме, который определяется расчетным путем исходя из нормативов ТКО, а дальнейшее обращение с ТКО организуется и оплачивается им, как правило, исходя из фактического объема и массы отходов (именно так производятся расчеты с владельцами полигонов ТКО); - следовательно, в действиях регионального "мусорного" оператора, по мнению УФАС, усматриваются нарушения п. 3 ч. 1 ст. 10 Федеральный закон от 26 июля 2006 г. № 135-ФЗ "О защите конкуренции", и он неправомерно отказал ТЦ в изменении заключенного договора на обращение с ТКО в части расчета платы исходя из фактического количества и объема ТКО; - данные действия свидетельствуют о создании для ТЦ невыгодных условий деятельности, отказ оператора в отсутствие объективных причин, препятствующих включению в договор условий о фактическом определении объемов ТКО, вынуждают ТЦ вступать в правоотношения с региональным оператором на невыгодных для себя условиях. УФАС вынесло региональному оператору предписание о прекращении нарушения антимонопольного законодательства путем урегулирования договорных отношений с ТЦ в части фактического определения объемов ТКО. Региональный оператор с этим не согласился и успешно оспорил предписание и решение УФАС в суде. Суды всех инстанций согласились с тем, что: - нет взаимосвязи между рассматриваемыми действиями регионального оператора по обращению с ТКО и доминирующим положением хозяйствующего субъекта на рынке, - а значит, УФАС вышло за пределы компетенции антимонопольного органа, разрешив по существу гражданско-правовой спор, - в оспариваемом решении УФАС пришло к выводу о том, что действия оператора, выраженные в навязывании ТЦ невыгодных условий договора привело к необоснованному увеличению расходов на оплату услуг по обращению с ТКО. Между тем, договор на оказание услуг по обращению с ТКО относится к числу публичных договоров и в силу п. 2 ст. 445, п. 1 ст. 446 ГК РФ разногласия, возникшие при его заключении, могут быть переданы на рассмотрение суда. При этом, само по себе увеличение роста расходов потребителя на оплату услуг по обращению с ТКО не может свидетельствовать о навязывании ему невыгодных условий договора, в рассматриваемом случае усматриваются признаки преддоговорного и договорного споров, но не нарушения законодательства о защите конкуренции, тем более что до принятия спорного решения УФАС региональный оператор обратился в арбитражный суд с иском к ТЦ о взыскании долга по договору об обращении с ТКО. Верховный Суд РФ отказал антимонопольному органу в пересмотре дела, поскольку: - применяемый оператором расчет на основе норматива накопления ТКО и общей площади нежилого помещения, занимаемого ТЦ, соответствует абзацу второму подп. "а" п. 5, п. 6 Правил коммерческого учета объема и (или) массы ТКО № 505, пункту 148.38 Правил предоставления комуслуг № 354. ТЦ, используя нежилое помещение в МКД, не осуществляет раздельное накопление отходов, поэтому основания для расчета платы с учетом объема контейнера для накопления отходов и периодичности их вывоза отсутствуют; - действия оператора, по поводу которых вынесены оспариваемые решения и предписание, направлены на реализацию прав на получение полагающейся ему платы в законном размере. Рост расходов ТЦ на оплату услуг общества, коль скоро он является следствием применения установленного нормативными правовыми актами порядка расчета платы, не свидетельствует о злоупотреблении оператором своим доминирующим положением в целях навязывания потребителю невыгодных условий договора (Определение Верховного Суда РФ от 28 января 2022 г. N 301-ЭС21-27213).
Комментарии
Минимальная длина комментария - 50 знаков. комментарии модерируются
Комментарии для сайта Cackle

Смотрите также:

Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика