Разделяй и властвуй: как Сан-Франциско победил в мусорной войне - «В мире» » Новости Экологии
Создать акаунт
Новости Экологии » Здравоохранение » Разделяй и властвуй: как Сан-Франциско победил в мусорной войне - «В мире»

Разделяй и властвуй: как Сан-Франциско победил в мусорной войне - «В мире»

30 мая 2020, 13:21
Здравоохранение / В мире / Культура и образование / Цели в области устойчивого развития / Экология
377
0

Разделяй и властвуй: как Сан-Франциско победил в мусорной войне - «В мире»

Разделяй и властвуй: как Сан-Франциско победил в мусорной войне - «В мире»

Фото: pixabay.com


Солнечный Сан-Франциско в США давно стал хрестоматийным примером грамотной сортировки мусора. Сегодня в мегаполисе на переработку идет до 80% мусора, а власти упорно стремятся к полному обнулению отходов. Как Сан-Франциско пришел к таким потрясающим результатам? Как выглядит система разделения отходов? Постараемся разобраться.


Как все начиналось?


Удивительно, но страна, которая десятилетиями задает тренды в рыночной экономике и культивирует культуру сверхпотребления, одной из первых перешла на разделение отходов. Американцы быстро осознали, что переработка экономит природные ресурсы и тормозит рост мусорных полигонов.


Первый в мире центр по сортировке и переработке мусора появился в Нью-Йорке в 1895 году. Позже в каждом штате начнут разрабатывать и применять на практике свою систему сортировки — в том числе из-за этого достижения разных американских городов по части безотходного производство и потребления разнятся. Но к идеальной, пожалуй, близка система разделения отходов именно в Сан-Франциско, где мусорная индустрия сумасшедшими темпами начала развиваться уже в 1932 году.


Сколько фракций?


Жители Сан-Франциско выбрасывают мусор всего в три контейнера — зеленый, синий и черный. Такой вид переработки удобен и прост — в отличие, к примеру, от замысловатой сортировки в Германии. В 2003 году, когда Сан-Франциско поставил себе цель достичь нулевого количества отходов к 2020 году, такие цветные баки появились у каждого дома.


В зеленый люди выбрасывают биоразлагаемые продукты: остатки пищи, грязную бумагу, растения. Большую часть мусора составляют пищевые отходы. Он уезжает в компостный завод за городом, где его сортируют, измельчают, утрамбовывают и продают как органический компост. Вскоре он станет удобрением для тех же виноградников — пожалуй, такая участь намного лучше, чем гниение на свалке.


В синий бак помещают все, что можно пустить на переработку: металл, бумага, пластик, стекло. На сортировочной станции его разделяют и развозят по перерабатывающим предприятиям. Совсем скоро из нескольких выброшенных вами бутылок появится новая — возможно, лимонад, который вы купите в магазине через пару месяцев, разольют именно в нее.


Черные баки предназначены для того, что отправится на свалку — так как переработать его невозможно. Это, к примеру, карандаши, памперсы, пакеты, пенопласт и многое другое.


Есть и еще несколько видов мусора, которые в Сан-Франциско утилизируют в специально отведенных местах, которые находятся неподалеку от каждого дома: электроника, батарейки, масла, лекарства и другие виды опасных отходов. Одежду также можно сдать в специальные контейнеры.


Как сортируют?


В Сан-Франциско проживает около 900 тысяч человек — и с отходами, которые они производят, справляется одна сортировочная станция в порту. Туда привозят все то, что попадает в синий бак. Работа сортировщиков построена так, что они из всего потока мусора убирают загрязняющие элементы. Станция оснащена высокотехнологичным оборудованием, и почти все процессы автоматизированы.


Так, сталь от алюминия отделяют специальными магнитами, которые притягивают сталь и отправляют ее по особому желобу. Цветные металлы сортируют уже с помощью другого магнитного поля. Кстати, алюминий часто используют для создания деталей машин, велосипедов и новых банок. Бумага также проходит через конвейер, из нее убирают примеси. Пластик для переработки тоже сортируют по видам. Здесь на помощь приходят инфракрасные лучи — они подсвечивают пластик, а оптический сенсор определяет, какой он плотности. Направленными выбросами воздуха непрозрачные фракции отделяются.


На финальном этапе металл, пластик, стекло, бумага и картон оказываются рассортированы на 16 фракций. Все вторсырье попадает под пресс, и он сжимает его в блоки, которые легко транспортировать. Вторресурсы типа стали и алюминия отправляют на местные перерабатывающие заводы. А вот бумагу и пластик чаще отправляют в Китай.


Сколько зарабатывает мусорная компания?


Как ни странно, одним из компонентов явного успеха Сан-Франциско по части переработки стала… монополия. Но к ней власти пришли не сразу. Так, в 1932 году мусором в мегаполисе ведала почти сотня частных компаний. Со временем город осознал, что их слишком много, и перестал выдавать лицензии на право заниматься отходами. Спустя годы слияний и поглощений остались всего две организации — это было в 60-х.


На сегодняшний день выжила лишь одна компания — Recology, которая заведует отходами Сан-Франциско уже больше века. Она же ведет все платежи горожан за вывоз мусора — в общем и целом, оказывает местным властям услугу «под ключ».


Еще один секрет столько успешной сортировки в том, что компании очень выгодно этим заниматься. Прибыль оператора формируется исходя из тарифа на сортировку, выручки от продажи вторсырья и залоговой стоимости на упаковку. Прибыль организации устанавливает город, и она составляет около 7%. В одном из своих интервью муниципальный служащий Алекс Дмитриев, который руководит программой «Zero Waste» в департаменте экологии Сан-Франциско, заявил, что за год компания зарабатывает порядка 260 миллионов долларов. Из них 20 миллионов она получает от продаж вторресурсов, остальное — платежи людей.


Как власти контролируют работу оператора?


Когда на мусорном рынке всего одна компания, контролировать ее просто. По словам Алекса Дмитриева, контроль за качеством сырья проходит на всех этапах. Первое звено — это водитель мусоровоза, который следит за тем, чтобы отходы были разложены по контейнерам правильно. Он на машине забирает только один вид отходов — так удается предупредить простое сваливание мусора в кучу на ближайшем пустыре (что, к примеру, часто практикуется в России).


Но без технологий здесь тоже не обошлось: у каждого грузовика стоит радиочастотный чип, который следит за тем, какой именно бак он себе погрузил. То есть если на него вдруг пожалуются, можно легко просмотреть все данные и понять, как работала та или иная мусоровозка. А еще в Сан-Франциско есть наблюдатели, которые иногда прочесывают районы и контролируют сборщиков мусора.


Сколько платят жители за вывоз мусора?


На программу сортировки муниципалитеты Сан-Франциско из бюджета не тратят ничего. Все затраты заложены в тарифы для населения и бизнеса — по сути, главных производителей мусора.


Как заявляет Алекс Дмитриев, если семья живет в отдельном доме, каждый месяц она платит за вывоз трех баков мусора, которые везут на полигон, переработку и компост, 25 долларов. Учитывая, что в 2019 году средняя зарплата жителей составляла 7727$, сумма кажется практически незаметной. Если же речь о многоквартирном доме, то владелец здания распределяет всю сумму за вывоз отходов по квартирам.


Как людей убедили сортировать?


Огромное значение имела личная коммуникация с людьми и экопросвет. Каждый муниципалитет города ведет образовательную работу на местах — со школьными учителями, главами национальных общин (не забываем, что в Сан-Франциско 39% населения родились за пределами США, выходцы из Азии составляют 31%, из Латинской Америки — 14%, из Африки — 8%).


Волонтеры-студенты ходят по домам, раздают инструкции о том, что можно складывать в баки, говорят о важности экологической ответственности каждого человека. А еще жителям многоквартирных домов муниципалитет бесплатно поставляет мусорные ведра для органики и биоразлагаемые пакеты, в которых можно выбрасывать органику.


Чего достигли? 


К 2012 году Сан-Франциско добился того, что на переработку и в компост стало уходить 80% мусора. Этот показатель стал самым высоким по США — в среднем в американских городах добились цифры в 34%. Однако полное избавление от мусора к 2020 году оказалось сложной задачей даже для такого продвинутого мегаполиса, как Сан-Франциско.


В департаменте окружающей среды города заявляли, что если бы каждый житель тщательнее сортировал свой мусор по бакам, на полигон могло бы не попадать до 90% отходов.


Однако у Джоана Саймона, исполнительного директора организации Zero Waste Europe, свое мнение на этот счет. Он полагает, что Сан-Франциско не достиг поставленной амбициозной задачи просто потому, что «они не могут переработать то, что невозможно переработать».


Теперь перед солнечным городом стоит новая цель — к 2030 году уменьшить количество отходов на человека на 15% и в два раза сократить количество мусора, который попадает на свалки. Посмотрим, удастся ли им воплотить это в жизнь.


Источник: Росбалт


Фото: pixabay.com Солнечный Сан-Франциско в США давно стал хрестоматийным примером грамотной сортировки мусора. Сегодня в мегаполисе на переработку идет до 80% мусора, а власти упорно стремятся к полному обнулению отходов. Как Сан-Франциско пришел к таким потрясающим результатам? Как выглядит система разделения отходов? Постараемся разобраться. Как все начиналось? Удивительно, но страна, которая десятилетиями задает тренды в рыночной экономике и культивирует культуру сверхпотребления, одной из первых перешла на разделение отходов. Американцы быстро осознали, что переработка экономит природные ресурсы и тормозит рост мусорных полигонов. Первый в мире центр по сортировке и переработке мусора появился в Нью-Йорке в 1895 году. Позже в каждом штате начнут разрабатывать и применять на практике свою систему сортировки — в том числе из-за этого достижения разных американских городов по части безотходного производство и потребления разнятся. Но к идеальной, пожалуй, близка система разделения отходов именно в Сан-Франциско, где мусорная индустрия сумасшедшими темпами начала развиваться уже в 1932 году. Сколько фракций? Жители Сан-Франциско выбрасывают мусор всего в три контейнера — зеленый, синий и черный. Такой вид переработки удобен и прост — в отличие, к примеру, от замысловатой сортировки в Германии. В 2003 году, когда Сан-Франциско поставил себе цель достичь нулевого количества отходов к 2020 году, такие цветные баки появились у каждого дома. В зеленый люди выбрасывают биоразлагаемые продукты: остатки пищи, грязную бумагу, растения. Большую часть мусора составляют пищевые отходы. Он уезжает в компостный завод за городом, где его сортируют, измельчают, утрамбовывают и продают как органический компост. Вскоре он станет удобрением для тех же виноградников — пожалуй, такая участь намного лучше, чем гниение на свалке. В синий бак помещают все, что можно пустить на переработку: металл, бумага, пластик, стекло. На сортировочной станции его разделяют и развозят по перерабатывающим предприятиям. Совсем скоро из нескольких выброшенных вами бутылок появится новая — возможно, лимонад, который вы купите в магазине через пару месяцев, разольют именно в нее. Черные баки предназначены для того, что отправится на свалку — так как переработать его невозможно. Это, к примеру, карандаши, памперсы, пакеты, пенопласт и многое другое. Есть и еще несколько видов мусора, которые в Сан-Франциско утилизируют в специально отведенных местах, которые находятся неподалеку от каждого дома: электроника, батарейки, масла, лекарства и другие виды опасных отходов. Одежду также можно сдать в специальные контейнеры. Как сортируют? В Сан-Франциско проживает около 900 тысяч человек — и с отходами, которые они производят, справляется одна сортировочная станция в порту. Туда привозят все то, что попадает в синий бак. Работа сортировщиков построена так, что они из всего потока мусора убирают загрязняющие элементы. Станция оснащена высокотехнологичным оборудованием, и почти все процессы автоматизированы. Так, сталь от алюминия отделяют специальными магнитами, которые притягивают сталь и отправляют ее по особому желобу. Цветные металлы сортируют уже с помощью другого магнитного поля. Кстати, алюминий часто используют для создания деталей машин, велосипедов и новых банок. Бумага также проходит через конвейер, из нее убирают примеси. Пластик для переработки тоже сортируют по видам. Здесь на помощь приходят инфракрасные лучи — они подсвечивают пластик, а оптический сенсор определяет, какой он плотности. Направленными выбросами воздуха непрозрачные фракции отделяются. На финальном этапе металл, пластик, стекло, бумага и картон оказываются рассортированы на 16 фракций. Все вторсырье попадает под пресс, и он сжимает его в блоки, которые легко транспортировать. Вторресурсы типа стали и алюминия отправляют на местные перерабатывающие заводы. А вот бумагу и пластик чаще отправляют в Китай. Сколько зарабатывает мусорная компания? Как ни странно, одним из компонентов явного успеха Сан-Франциско по части переработки стала… монополия. Но к ней власти пришли не сразу. Так, в 1932 году мусором в мегаполисе ведала почти сотня частных компаний. Со временем город осознал, что их слишком много, и перестал выдавать лицензии на право заниматься отходами. Спустя годы слияний и поглощений остались всего две организации — это было в 60-х. На сегодняшний день выжила лишь одна компания — Recology, которая заведует отходами Сан-Франциско уже больше века. Она же ведет все платежи горожан за вывоз мусора — в общем и целом, оказывает местным властям услугу «под ключ». Еще один секрет столько успешной сортировки в том, что компании очень выгодно этим заниматься. Прибыль оператора формируется исходя из тарифа на сортировку, выручки от продажи вторсырья и залоговой стоимости на упаковку. Прибыль организации устанавливает город, и она составляет около 7%. В одном из своих интервью муниципальный служащий Алекс Дмитриев, который руководит программой «Zero Waste» в департаменте экологии Сан-Франциско, заявил, что за год компания зарабатывает порядка 260 миллионов долларов. Из них 20 миллионов она получает от продаж вторресурсов, остальное — платежи людей. Как власти контролируют работу оператора? Когда на мусорном рынке всего одна компания, контролировать ее просто. По словам Алекса Дмитриева, контроль за качеством сырья проходит на всех этапах. Первое звено — это водитель мусоровоза, который следит за тем, чтобы отходы были разложены по контейнерам правильно. Он на машине забирает только один вид отходов — так удается предупредить простое сваливание мусора в кучу на ближайшем пустыре (что, к примеру, часто практикуется в России). Но без технологий здесь тоже не обошлось: у каждого грузовика стоит радиочастотный чип, который следит за тем, какой именно бак он себе погрузил. То есть если на него вдруг пожалуются, можно легко просмотреть все данные и понять, как работала та или иная мусоровозка. А еще в Сан-Франциско есть наблюдатели, которые иногда прочесывают районы и контролируют сборщиков мусора. Сколько платят жители за вывоз мусора? На программу сортировки муниципалитеты Сан-Франциско из бюджета не тратят ничего. Все затраты заложены в тарифы для населения и бизнеса — по сути, главных производителей мусора. Как заявляет Алекс Дмитриев, если семья живет в отдельном доме, каждый месяц она платит за вывоз трех баков мусора, которые везут на полигон, переработку и компост, 25 долларов. Учитывая, что в 2019 году средняя зарплата жителей составляла 7727$, сумма кажется практически незаметной. Если же речь о многоквартирном доме, то владелец здания распределяет всю сумму за вывоз отходов по квартирам. Как людей убедили сортировать? Огромное значение имела личная коммуникация с людьми и экопросвет. Каждый муниципалитет города ведет образовательную работу на местах — со школьными учителями, главами национальных общин (не забываем, что в Сан-Франциско 39% населения родились за пределами США, выходцы из Азии составляют 31%, из Латинской Америки — 14%, из Африки — 8%). Волонтеры-студенты ходят по домам, раздают инструкции о том, что можно складывать в баки, говорят о важности экологической ответственности каждого человека. А еще жителям многоквартирных домов муниципалитет бесплатно поставляет мусорные ведра для органики и биоразлагаемые пакеты, в которых можно выбрасывать органику. Чего достигли? К 2012 году Сан-Франциско добился того, что на переработку и в компост стало уходить 80% мусора. Этот показатель стал самым высоким по США — в среднем в американских городах добились цифры в 34%. Однако полное избавление от мусора к 2020 году оказалось сложной задачей даже для такого продвинутого мегаполиса, как Сан-Франциско. В департаменте окружающей среды города заявляли, что если бы каждый житель тщательнее сортировал свой мусор по бакам, на полигон могло бы не попадать до 90% отходов. Однако у Джоана Саймона, исполнительного директора организации Zero Waste Europe, свое мнение на этот счет. Он полагает, что Сан-Франциско не достиг поставленной амбициозной задачи просто потому, что «они не могут переработать то, что невозможно переработать». Теперь перед солнечным городом стоит новая цель — к 2030 году уменьшить количество отходов на человека на 15% и в два раза сократить количество мусора, который попадает на свалки. Посмотрим, удастся ли им воплотить это в жизнь. Источник: Росбалт
Комментарии
Минимальная длина комментария - 50 знаков. комментарии модерируются
Комментарии для сайта Cackle

Смотрите также:

Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика