Заплыв подо льдами: зачем британский экстремал плавает в Антарктике и Арктике - «В мире»
Заплыв подо льдами: зачем британский экстремал плавает в Антарктике и Арктике - «В мире»

В интервью Би-би-си Льюис Пью рассказал, как стал защитником океанов и на какие компромиссы готов идти ради достижения целей.
— Это невероятно больно! Я рискую жизнью, я не хочу умереть. Я совершаю эти заплывы, потому что ценю жизнь. Я делаю это, чтобы наглядно показать, что происходит с окружающей средой, — говорит Льюис Пью.
Покровитель океанов ООН (так звучит официальная должность британского эколога и экстремала) вспоминает о своем последнем заплыве — по реке, протекающей подо льдами Антарктиды. Как и большинство его сумасшедших заплывов, этот тоже был с риском для жизни.
Пью — обладатель десятка мировых рекордов в экстремальном плавании. Он первым в мире совершил заплывы на длинные дистанции в пяти мировых океанах. Он единственный, кто может долго находиться в ледяной воде.
Но это не экстрим ради экстрима.
Цель Льюиса Пью — создание огромных морских заповедников в полярных регионах — последних территориях Земли, почти не тронутых деятельностью человека.

А добивается он ее с помощью «Спидо-дипломатии» (западные СМИ несколько лет назад придумали для обозначения деятельности Пью термин Speedo Diplomacy по названию производителя его плавок).
Работает она так. Пью совершает рекордные заплывы в районах, которые, по его мнению, нуждаются в защите. Заплывы — благодаря активной кампании самого Пью — освещаются СМИ, а пловец убеждает политиков подключиться к охране природы в полярных регионах.
При этом заплывы в ледяной воде и подготовка к ним — всего лишь 1% «Спидо-дипломатии», остальное — переговоры, признается он.
О нем и его миссии восторженно отзываются нобелевские лауреаты, к нему прислушиваются ведущие политики, его принимают в Кремле.
50-летний экстремал и экоактивист рассказал Би-би-си, как стал защитником океанов, и на какие компромиссы готов идти.

Фото: КЕЛВИН ТРАУТМЕН/LEWIS PUGH FOUNDATION
«Все, чего вы хотите»
Льюис Пью родился в Британии, а когда ему исполнилось 10 лет, в 1980 году, его семья перебралась в ЮАР.
Отец Льюиса — Паттерсон Пью — военно-морской врач, дослужившийся до звания контр-адмирала британских ВМФ. Он развесил по всему дому карты мира и постоянно рассказывал сыну истории о первооткрывателях.
Льюис Пью говорит, что стал заниматься «Спидо-дипломатией» во многом благодаря этим историям. Одну из них — об открытии Антарктиды экспедицией Беллинсгаузена и Лазарева 200 лет назад — он подробно и эмоционально пересказывает и сейчас, будто сам был одним из ее участников.
Пью вспоминает рассказ отца, который стал свидетелем испытания первой британской атомной бомбы. Пью-старший во время взрыва закрыл глаза руками. Вспышка была такой яркой, что он разглядел собственные кости как на рентгеновском снимке.
Это один из тех рассказов, по признанию Пью, которые заставили его задуматься об отношении человека к природе.
Он учился на факультете права в Университете Кейптауна в конце эпохи апартеида и говорит, что тогда понял — за справедливость надо бороться.
В 1990-е молодой специалист по морскому праву занимался делом, связанным с крупнейшей морской экологической катастрофой того времени, — выбросом нефти танкером «Эксон Валдиз» у побережья Аляски.
В результате катастрофы в море вылилось более 40 млн литров нефти, образовав нефтяное пятно в 28 тысяч квадратных километров.
Но в 2003 году Пью бросил работу юриста и сосредоточился на экстремальных заплывах и «Спидо-дипломатии». Он посчитал их более эффективным способом достижения своих целей.
Выбор плавания не выглядел очевидным. Льюис вспоминает, что его отец в юности едва не утонул. А лучший друг отца, пытаясь спасти двух дочерей, утонул вместе с ними. Сам Льюис юношей работал спасателем на вертолете в прибрежных районах у Кейптауна и насмотрелся на утопленников.
Это его не испугало, к морю он относился с осторожностью и глубоким уважением, как учил отец.
— Мой отец никогда меня не сдерживал. Он всегда был рядом. К сожалению, он умер вскоре после моего первого заплыва, — говорит Пью.
Свой первый большой заплыв он совершил в 17 лет. Пью проплыл почти 14 километров до Кейптауна с острова Роббен (где Нельсон Мандела провел 18 из 27 лет заключения). А плаванием он начал серьезно заниматься всего за месяц до этого.
С тех пор уже 33 года он каждый день тренируется. Последние 15 лет — в ледяной воде. Правда, как Пью сам признается, к холоду он так и не привык:
— В ледяной воде согреться все равно не получится. Промерзаешь до костей. А мысли только об одном: как бы согреться!
«Только не сейчас»

Самым опасным он называет свой последний заплыв в восточной Антарктиде в конце января. Он проплыл 10 минут в реке под антарктическими льдами. По словам экологов, тысячи таких рек там образуются из-за таяния ледников вследствие климатических изменений.
"
Смотрите также: