Через сколько лет москвичи не смогут пить воду из-под крана - «Экологические новости»
Через сколько лет москвичи не смогут пить воду из-под крана - «Экологические новости»
(Материалы для пресс-конференции 26 февраля 2020г.)
Питьевое качество водопроводной воды в мегаполисах размером с Москву – в мировой практике далеко не правило. Особенно, если город расположен посреди обширной равнины, вдали от гор, которые столетиями, как, например, в Риме, могут снабжать горожан чистой водой. Чтобы вода из поверхностных источников на равнине имела качество питьевой или с приемлемыми затратами могла быть соответственно подготовлена, требуется охрана от микробного и химического загрязнения всей территории водосбора рек и водохранилищ, питающих водопровод.
Система санитарной охраны московского водопровода, построенная в 1940-е – 1970-е гг. XX века надежно обеспечивала водоснабжение столицы не только по количеству, но и по качеству. Постановления правительства РСФСР 1940-1974 гг. (всего их шесть, принятых в этот промежуток времени) установили зоны санитарной охраны (ЗСО) на примерно 18% территории Московской области (часть ее вошла с 2012 г. в новую Москву). На всей этой территории осуществлялись санитарный надзор и контроль. Всё новое строительство надо было согласовывать с органами санитарной инспекции. В ряде населенных пунктов вдоль Москвы-реки любое новое строительство и сдача помещений в поднаем были запрещены. В 1980 г. исполкомы Моссовета и Мособлсовета по поручению вышестоящих инстанций уточнили границы градостроительных красных линий в ближнем Подмосковье с учетом установленных в 1940-1974 гг. ЗСО. Поручение определить запретные для строительства зоны по всей территории ЗСО, которое содержится в решении 1980 г., так и осталось невыполненным.
Постановления 1940-1974 гг. правительства РСФСР действуют до сих пор. Это подтвердил своими решениями Верховный Суд РФ. Несмотря на то, что многие их положения игнорировались властями на местах, санитарный контроль и надзор до последнего времени осуществлялись на всей территории ЗСО. Согласование выделения земель под строительство с органами санитарного надзора в ближнем Подмосковье было окончательно отменено Москвой и Московской областью в 2018 г. А 17 декабря 2019 г. совместным постановлением С.С. Собянина и А.Ю. Воробьёва все нормативные акты РСФСР были объявлены не подлежащими применению на территории Москвы и Московской области до установления новых ЗСО. Оставлено действующим только решение исполкомов Моссовета и Мособлсовета 1980 г.
Территория санитарной охраны таким образом была сокращена в 6 раз и ЗСО (а вернее – красные линии) сохранились только в ближнем Подмосковье (не далее 20-25 км от МКАД). Принципы охраны всей территории водосбора, санитарного контроля и надзора за ней были фактически отменены на неопределенное время. Постановление 17 декабря, по мнению юристов (см. экспертное заключение Южного федерального университета), нарушает сразу 3 федеральных закона, не соответствует Конституции, содержит признаки превышения полномочий руководителями Москвы и области и может быть отменено Президентом или Конституционным судом. 13 февраля с.г. Президент РФ подписал поручения по вопросам санитарной охраны, которые дезавуируют постановление Собянина и Воробьёва от 17 декабря 2019 г. Наведение порядка в вопросах санитарной охраны источников водоснабжения Москвы совместно с мэром и губернатором теперь поручено новому премьеру М.В. Мишустину и ученым РАН во главе с её президентом академиком А.М. Сергеевым.
Чиновники подмосковного и московского правительств объясняют свои действия тем, что в постановлениях правительства РСФСР часть положений устарели и давно не соблюдаются на практике. Однако, полномочия по установлению зон санитарной охраны были переданы регионам с федерального уровня 20 лет назад – в 1999 г. С тех пор Москва и область не сделали ровным счетом ничего, чтобы принять новые нормативные акты в области санитарной охраны или хотя бы откорректировать старые, предложив правительству РФ изменить их устаревшие положения. Они только отменили после 18 лет полного бездействия остатки санитарного надзора за строительством, а через год попытались сломать всю систему санитарной охраны источников питьевого водоснабжения Москвы, верой и правдой служившую москвичам более полувека.
Совершенно очевидно, чьим интересам соответствует такая политика и, в частности, постановление от 17 декабря 2019 г. Зоны санитарной охраны охватывают множество самых лакомых для коммерческой застройки пойменных земель вдоль Москвы-реки, Истры, Рузы, водохранилищ и канала им. Москвы. Режим санитарной охраны препятствует массовой застройке этих территорий. Выхолащивая и прямо отменяя санитарную охрану, чиновники предают интересы миллионов москвичей. Как считают все ведущие эксперты, в частности Института водных проблем РАН, массовая застройка зон санитарной охраны приведет к тому, что затраты на водоподготовку в московском водопроводе возрастут в несколько раз (огромные капитальные затраты лягут на федеральный бюджет, но и тарифы для населения увеличатся в разы), и даже при этом нынешнее качество воды станет недостижимым.
Конечно, речь идет не о том, чтобы снести все постройки, возведенные в прошлые годы в ЗСО в нарушение действовавшего законодательства. Ведь при расширении ряда областных городов в ЗСО были построены и заселены целые кварталы жилых домов, в том числе многоэтажных. Но необходимо установить строгие правила эксплуатации таких объектов, обеспечивающие безопасность источников водоснабжения Москвы и сохранность еще уцелевшей подмосковной природы, разработать графики поэтапной реализации мероприятий для выполнения таких правил. Однако новое строительство в ЗСО, где оно недопустимо с позиций безопасности, необходимо полностью прекратить. Единственное исключение может допускаться только для объектов «социалки» там, где жилье было построено, а необходимые социальные объекты отсутствуют до сих пор.
Вопрос сегодня стоит так: будут ли выполнены поручения Президента, сможет ли его личный контроль, вмешательство премьера Мишустина и участие РАН предотвратить катастрофу, угроза которой нависла над водоснабжением Москвы?
Пресс-служба Института водных проблем РАН