Мониторинг природоохранного законодательства за октябрь-ноябрь 2018 года - «Экологические новости»
Мониторинг природоохранного законодательства за октябрь-ноябрь 2018 года - «Экологические новости»
Коллеги, представляем перечень изменений в области экологического законодательства
Актуализация положений о нормативах допустимых выбросов и сбросов
Проект постановления Правительства РФ «О внесении изменений в постановления Правительства РФ от 02.03.2000 № 183 и от 23.07.2007 № 469»
С учетом последних изменений законодательства об охране окружающей среды уточняются:
- круг лиц, на которых возложена обязанность по расчету нормативов выбросов (сбросов);
- особенности расчета выбросов (сбросов) для объектов различных категорий;
- порядок утверждения методов разработки нормативов выбросов (сбросов) и органы, уполномоченные на их утверждение;
- основания и порядок установления временно разрешенных нормативов;
- требования к содержанию формы заявки на установление временно разрешенных нормативов;
- основания для выдачи разрешения на установление временно разрешенных нормативов и для отказа в выдаче.
Росгидромет уточнил свою помощь в определении объектов, на которых должен проводиться мониторинг атмосферного воздуха
Приказ Росгидромета от 20.09.2018 № 397 «О внесении изменения в приказ Росгидромета от 15.07.2013 № 375 «О выполнении постановления Правительства РФ от 06.06.2013 № 477 «Об осуществлении государственного мониторинга состояния и загрязнения окружающей среды»»
Департаменты Росгидромета по федеральным округам и ФГБУ УГМС Росгидромета должны обеспечивать содействие территориальным органам Росприроднадзора в установлении и пересмотре перечней объектов, владельцы которых должны осуществлять мониторинг атмосферного воздуха в рамках производственного экологического контроля.
Минприроды России наводит порядок в критериях отнесения объектов НВОС к разным категориям
Проект постановления Правительства РФ «О внесении изменений в критерии отнесения объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, к объектам I, II, III и IV категорий, утвержденные постановлением Правительства РФ от 28.09.2015 № 1029».
Проектом, в частности, предлагается:
1) уточнить виды производственной деятельности, позволяющие отнести объекты НВОС к I и II категории;
2) дополнительно к III категории относить объекты НВОС, использующие:
— участки недр, предоставленные в пользование в соответствии с Законом РФ от 21.02.1992 № 2395−1 «О недрах»;
— водные объекты, предоставленные в пользование в соответствии с Водным кодексом РФ;
3) дополнительно к IV категории относить объекты, на которых отсутствуют выбросы и сбросы вредных (загрязняющих) веществ.
В случае принятия документа: абсолютно все объекты, которые эксплуатируются хозяйствующими субъектами, будут поставлены на госучет; возможен пересмотр категорий тех объектов НВОС, которые уже имеют свидетельство о постановке на госучет.
Корректировка правил внесения платежей за негативное воздействие на окружающую среду
Проект постановления Правительства РФ «О внесении изменений в постановление Правительства РФ от 03.03.2017 № 255»
В частности, устанавливается порядок внесения авансовых платежей в зависимости от выбранного природопользователем способа:
— в размере одной четвертой части суммы платы за НВОС, подлежащей к уплате за предыдущий год;
— в размере одной четвертой части суммы платы за НВОС, при исчислении которой платежная база определена исходя из объема и (или) массы выбросов, сбросов загрязняющих веществ в пределах нормативов допустимых выбросов (сбросов), временно разрешенных выбросов (сбросов), лимитов на размещение отходов;
— в размере, равном части суммы платы за НВОС, при исчислении которой платежная база определена на основе данных производственного экологического контроля об объеме или массе выбросов, сбросов загрязняющих веществ либо об объеме или массе размещенных отходов в предыдущем квартале текущего отчетного периода.
Кроме того, уточняются нормы по зачету затрат на реализацию мероприятий по обеспечению полезного использования попутного нефтяного газа.
Предполагается, что документ вступит в силу с 1 января 2019 года.
Правила разработки программы повышения экологической эффективности
Проект приказа Минприроды России «Об утверждении правил разработки программы повышения экологической эффективности»
Проект устанавливает требования к составу программы повышения экологической эффективности (далее — программа), к материалам ее обоснования и порядку разработки.
Программа в обязательном порядке будет разрабатываться при невозможности соблюдения технологических нормативов, а также нормативов допустимых выбросов и (или) сбросов высокотоксичных веществ, веществ, обладающих канцерогенными, мутагенными свойствами (веществ I, II классов опасности), на период поэтапного достижения указанных нормативов юридическим лицом, ИП, осуществляющими хозяйственную и (или) иную деятельность на объектах I и II категории в ходе подготовки заявки на получение комплексного экологического разрешения.
Программа будет разрабатываться по результатам сравнительного анализа применения на объекте НВОС технологических процессов, оборудования, технических способов, методов по НДТ, а также сопоставления нормативов допустимых выбросов, сбросов высокотоксичных веществ, веществ, обладающих канцерогенными, мутагенными свойствами (веществ I, IIкласса опасности), с фактическими величинами выбросов, сбросов.
Предполагается, что документ вступит в силу с 1 января 2019 года.
Сокращение сроков проведения санитарно-эпидемиологических экспертиз в отношении проектов СЗЗ
Проект приказа Роспотребнадзора «О внесении изменений в приказ Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека от 19.07.2007 № 224 „О санитарно-эпидемиологических экспертизах, обследованиях, исследованиях, испытаниях и токсикологических, гигиенических и иных видах оценок“»
Установлены размеры ставок экологического сбора по новым группам товаров и упаковки
Постановление Правительства РФ от 31.10.2018 N 1293 «О внесении изменений в Постановление Правительства Российской Федерации от 9 апреля 2016 г. N 284»
Ставки утверждены в целях их согласования с перечнем товаров, упаковки товаров, подлежащих утилизации после утраты ими потребительских свойств, утвержденным Распоряжением Правительства РФ от 28.12.2017 N 2970-р.
Включены, в том числе, следующие позиции (ставка сбора в рублях за тонну):
«Элементы первичные и батареи первичных элементов» — 33 476;
«Аккумуляторы свинцовые» — 2025;
«Батареи аккумуляторные» — 33 476;
«Провода и кабели электронные и электрические прочие» — 2423;
«Оборудование электрическое осветительное» — 9956.
Кроме того, уточнены наименования отдельных позиций (в том числе таких, как «Бумага и картон гофрированные, тара из гофрированной бумаги и картона», «Мешки и сумки бумажные», «Нефтепродукты», «Шины, покрышки и камеры резиновые» и др.).
Также внесены редакционные поправки в целях приведения Постановления в соответствие с Федеральным законом от 31.12.2017 N 503-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон „Об отходах производства и потребления“ и отдельные законодательные акты Российской Федерации».
Определен порядок проведения инвентаризации стационарных источников и выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух, корректировки, документирования и хранения данных, полученных в результате инвентаризации
Приказ Минприроды России от 07.08.2018 N 352 «Об утверждении Порядка проведения инвентаризации стационарных источников и выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух, корректировки ее данных, документирования и хранения данных, полученных в результате проведения таких инвентаризации и корректировки»
Устанавливаются, в частности:
— содержание работ при проведении инвентаризации выбросов;
— правила систематизации сведений об источниках выбросов при проведении инвентаризации выбросов;
— порядок определения показателей выбросов при проведении инвентаризации выбросов;
— правила документирования и хранения данных, полученных в результате инвентаризации выбросов;
— механизм корректировки данных инвентаризации выбросов.
Приказ вступает в силу по истечении 6 месяцев после его официального опубликования.
Установлен порядок формирования и ведения перечня методик расчета выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух
Приказ Минприроды России от 31.07.2018 N 341 «Об утверждении порядка формирования и ведения перечня методик расчета выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух стационарными источниками»
Приказом, в частности, регулируется:
— объем сведений, включаемых в перечень;
— механизм внесения сведений о методике в перечень;
— сроки регистрации материалов, представленных для внесения сведений в перечень методик, и рассмотрения заявок о включении методик в перечень;
— основания возврата представленных материалов заявителю;
— порядок и сроки информирования заявителей о принятых по результатам рассмотрения заявлений решениях.
Разъяснено, в какие сроки организации и индивидуальные предприниматели, эксплуатирующие объекты НВОС, должны обратиться за получением комплексных экологических разрешений
Отмечается, что с 1 января 2019 года меры государственного регулирования в области охраны окружающей среды будут применяться к предприятиям в зависимости от категории эксплуатируемого объекта негативного воздействия на окружающую среду, присвоенной такому объекту при постановке на государственный учет.
В соответствии с п. 1 ст. 31.1 Федерального закона от 10.01.2002 N 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» (вступающей в силу с 1 января 2019 года) (далее — Закон N 7-ФЗ) юридические лица и индивидуальные предприниматели, осуществляющие хозяйственную и (или) иную деятельность на объектах I категории, обязаны получить комплексное экологическое разрешение.
Комплексное экологическое разрешение выдается на отдельный объект, оказывающий негативное воздействие на окружающую среду, в том числе линейный объект, на основании заявки, подаваемой в уполномоченный Правительством РФ федеральный орган исполнительной власти.
Согласно ч. 6 ст. 11 Федерального закона от 21.07.2014 N 219-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон „Об охране окружающей среды“ и отдельные законодательные акты Российской Федерации» юридические лица и индивидуальные предприниматели, осуществляющие хозяйственную и (или) иную деятельность на объектах I категории, включенных в утвержденный уполномоченным Правительством РФ федеральным органом исполнительной власти перечень объектов, обязаны обратиться в уполномоченный Правительством РФ федеральный орган исполнительной власти с заявкой на получение комплексного экологического разрешения в период с 1 января 2019 года по 31 декабря 2022 года включительно.
Указанный перечень объектов I категории утвержден приказом Минприроды России от 18.04.2018 N 154 и включает 300 объектов (далее — Перечень).
Юридические лица и индивидуальные предприниматели, осуществляющие хозяйственную и (или) иную деятельность на объектах, относящихся к области применения наилучших доступных технологий и не включенных в указанный Перечень, обязаны получить комплексное экологическое разрешение до 1 января 2025 года.
Вместе с тем предусматривается, что разрешения на выброс загрязняющих веществ в атмосферный воздух, лимиты на выбросы загрязняющих веществ, разрешения на сброс загрязняющих веществ в окружающую среду, лимиты на сбросы загрязняющих веществ, нормативы образования отходов и лимиты на их размещение, полученные юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями, осуществляющими хозяйственную и (или) иную деятельность на объектах, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду и относящихся к областям применения наилучших доступных технологий, до 1 января 2019 года, действуют до дня получения комплексного экологического разрешения.
Минприроды направило на государственную регистрацию изменения в Правила инвентаризации объектов размещения отходов
Минприроды России направило на государственную регистрацию в Минюст России приказ от 16.10.2018 № 521 «О внесении изменений в Правила инвентаризации объектов размещения отходов, утвержденные Приказом Минприроды России от 25.02.2010 № 49». При успешном прохождении данным приказом государственной регистрации в Минюсте в Правила инвентаризации объектов размещения отходов (далее — Правила), утвержденные приказом Минприроды России от 25.02.2010 № 49, будет внесен ряд существенных изменений:
— действие Правил не будет распространяться на объекты размещения биологических и медицинских отходов;
— копия экземпляра характеристики объекта размещения отходов (далее — ОРО) в уведомительном порядке должна будет направляться лицом, проводившим инвентаризацию, в органы исполнительной власти субъекта РФ;
— количество пунктов формы характеристики ОРО увеличится с 16 до 27; она дополнится разъяснениями по заполнению.
Несмотря на то, что приказ Минприроды России от 16.10.2018 № 521 еще не прошел государственную регистрацию и не вступил в законную силу, уже сейчас вы сможете подготовиться к новым требованиям и сэкономить время при заполнении характеристики ОРО.
Изменен порядок представления отчетности о выполнении нормативов утилизации товаров и упаковки
Постановление Правительства РФ от 17.10.2018 № 1238 «О внесении изменений в постановление Правительства РФ от 08.12.2015 № 1342»
Федеральным законом от 31.12.2017 № 503-ФЗ были внесены изменения в Федеральный закон «Об отходах производства и потребления» в части развития механизма «расширенной» ответственности производителей и импортеров товаров за утилизацию «отслужившей тары».
Правила представления производителями и импортерами товаров, подлежащих утилизации после утраты ими потребительских свойств, отчетности о выполнении нормативов утилизации отходов от использования таких товаров (далее — Правила) утверждены постановлением Правительства от 08.12.2015 № 1342.
Подписанным постановлением в Правила внесены изменения в части разграничения ответственности за представление отчетности о выполнении нормативов утилизации товаров и упаковки товаров.
Разъяснение Росприроднадзора по вопросу действия разрешительной документации после 31.12.2018
Федеральная служба по надзору в сфере природопользования рассмотрела в рамках своей компетенции обращение Департамента Росприроднадзора по Уральскому федеральному округу по вопросу действия разрешительной документации после 31.12.2018, получения комплексного экологического разрешения и сообщает следующее.
В соответствии с разъяснениями Минприроды России, направленными в адрес Росприроднадзора письмом от 06.09.2018 № 12−50/7 559-ОГ, согласно пункту 16 статьи 1 Федерального закона от 21.07.2014 № 219-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон „Об охране окружающей среды“ и отдельные законодательные акты Российской Федерации» (далее — Закон) юридические лица и индивидуальные предприниматели, осуществляющие хозяйственную и (или) иную деятельность на объектах I категории, обязаны получить комплексное экологическое разрешение.
Согласно части 1 статьи 11 Закона разрешения на выброс загрязняющих веществ в атмосферный воздух, лимиты на выбросы загрязняющих веществ, разрешения на сброс загрязняющих веществ в окружающую среду, лимиты на сбросы загрязняющих веществ, нормативы образования отходов и лимиты на их размещение, полученные юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями, осуществляющими хозяйственную и (или) иную деятельность на объектах, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду и относящихся к областям применения наилучших доступных технологий, до 1 января 2019 года, действуют до дня получения комплексного экологического разрешения. Указанные положения Закона вступают в силу с 1 января 2019 года.
Учитывая полученные от Минприроды России разъяснения, выдача разрешений на выбросы загрязняющих веществ в атмосферный воздух, разрешений на сбросы веществ и микроорганизмов в водные объекты и нормативов образования отходов и лимитов на их размещение для всех категорий объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, с 01.01.2019 в соответствии с законодательством об охране окружающей среды является не легитимной.