Система отходов. В России разрабатывают схему обращения с опасным мусором - «Экологические новости»
Система отходов. В России разрабатывают схему обращения с опасным мусором - «Экологические новости»
Вопрос утилизации разного рода отходов волнует многих. Но особенно важен он в тех случаях, когда речь идет об отходах опасных. Сегодня поиск решений в области их утилизации идет на разных уровнях.
Ежегодно в России образуется свыше 15 млн тонн отходов опасного характера, которые представляют ощутимую угрозу для экологии страны, если не следить за их жизненным циклом. В результате постоянно накапливается экологический вред. «Данные, которые подаются в Росприроднадзор, носят заявочный характер. Отсутствует контроль за полным жизненным циклом обращения с опасными отходами от момента образования до конечного процесса утилизации. Большинство участников рынка привыкли ставить прибыль во главу угла, не задумываясь об экологической безопасности.
Только в „нулевых“ при стабилизации экономики страны у государства появилась возможность решать системные задачи по модернизации отрасли обращения с отходами. Многое уже сделано в части обращения с ТКО. Принят закон, который ввел институт региональных операторов. Это позволит упорядочить систему. Безусловно, это не мгновенный процесс. К примеру, в развитых европейских странах соответствующие системные решения внедрялись десятилетиями. В нашем случае государство решает эти задачи в значительно более короткие сроки. Аналогичный путь фундаментальных преобразований нам требуется пройти и в части обращения с опасными отходами», — говорит депутат Госдумы Сергей Боярский.
Не так давно проблему обсуждали и на круглом столе Международного форума NDEXPO-2018 «Высокие технологии для устойчивого развития». В рамках дискуссии представители Совета Федерации, Государственной думы, Общественной палаты РФ, Минприроды и Минпромторга России, а также научного сообщества, говорили о необходимости фундаментальных преобразований в указанной сфере. «Уровень использования и обезвреживания указанных отходов крайне низок. В стране фактически отсутствуют производственные мощности по детоксикации и переработке опасных отходов. Основная масса отходов попадает в природную среду в результате недобросовестного захоронения или накопления таких отходов, что приводит к постоянному увеличению накопленного экологического ущерба. В результате государство вынуждено тратить огромные средства на ликвидацию накопленного экологического вреда. Это уже не говоря о последствиях для здоровья граждан и окружающей среды», — отметил Боярский.
Интересное предложение
На сегодняшний день одно из предложений по утилизации опасных отходов поступило от компании «Росатом». Здесь разработали отдельный федеральный проект «Инфраструктура обращения с отходами I и II классов опасности». Он является частью нацпроекта «Экология». «Это была инициатива МПР, мы эту инициативу поддержали, потому что внутри „Росатома“ накоплен достаточно большой опыт обращения с радиоактивными отходами, тоже опасными, поэтому мы понимаем, как выстроить здесь и информационную, и логистическую систему, как безопасно работать над утилизацией этих отходов, поэтому готовы подключиться и к решению задач по утилизации отходов I и II класса опасности», — подчеркнул первый заместитель генерального директора, директор Блока по развитию и международному бизнесу госкорпорации «Росатом» Кирилл Комаров.
Поддержку данному проекту оказывают на всех уровнях. Так, по поручениюВалентины Матвиенко была создана специальная межкомитетская рабочая группа, которая рекомендовала правительству страны ускорить доработку законопроекта. В Госдуме стремление поскорее доработать и принять такой важный закон также одобряют. «Я думаю, что решать этот вопрос необходимо на государственном уровне. Должен быть создан федеральный оператор, разработано соответствующее законодательство. Основная задача — взять под контроль этот процесс, а не бороться с последствиями загрязнения, ведь эта борьба в конечном счёте обходится государству гораздо дороже. Важно предусмотреть государственное финансирование мероприятий, направленных на инвентаризацию имеющихся опасных отходов и создание инфраструктуры по их сортировке, хранению и переработке. Кроме того, должен быть заранее продуман и механизм контроля за расходованием этих средств.
Предложение Минприроды привлечь к этой деятельности госкорпорацию „Росатом“ не выглядит неожиданным. В его пользу говорит успешный опыт по созданию программы комплексного обращения с радиоактивными отходами. Изначально ситуация с РАО была примерно такая же: не были понятны ни общие объемы, ни то, кто и за что отвечает. У госкорпорации наработан опыт по рекультивации загрязненных территорий, развита региональная сеть. На сегодняшний день существует несколько операторов, которые отвечают за создание системы учета и контроля за обращением отходов разного класса опасности. Я вижу плюсы в том, что за обращение с отходами I и II класса будет отвечать один оператор, у которого есть инфраструктура» — отметил заместитель председателя Комитета Госдумы по экологии и охране окружающей среды Кирилл Черкасов.
Также со стороны Общественной палаты РФ в лице Альбины Дударевой поступило предложение задействовать институт общественных экологических инспекторов в дальнейшей работе. В результате ситуация с опасными отходами будет взята под надежный контроль, уверены эксперты.