План-график контроля на источниках выброса - «Экологические новости»
План-график контроля на источниках выброса - «Экологические новости»
Вопрос: При инвентаризации источников выброса ЗВ было определено общее количество выбрасываемой пыли экспериментальным путем, затем расчетным путем (исходя из данных технологической документации) разработчиками проекта ПДВ выделены отдельные составляющие. На все эти вещества, включая отсутствующие в Перечне загрязняющих веществ, утвержденном распоряжением Правительства РФ от 08.07.2015 № 1316-р, утверждены нормативы ПДВ и получено Разрешение на выброс. По план-графику контроля за соблюдением нормативов на источниках выбросов, включенному в проект ПДВ, все эти вещества должны контролироваться инструментальными методами, но некоторые из них специфические и найти лабораторию, имеющую их в области аккредитации, не удалось.
Будет ли нарушением невыполнение план-графика контроля в отношении ЗВ, не подлежащих государственному учету и нормированию?
Будем ли мы иметь претензии со стороны контролирующих органов, если в составе программы ПЭК будет другой, реально выполнимый план-график контроля, предусматривающий контроль только за общим количеством выброса пыли на каждом источнике?
Отвечает Алымова В.А., ООО "Центр правовой экологии"
Ответ: Как известно, требования к плану-графику контроля стационарных источников выбросов установлены п.п. 9.1-9.1.5 Требований к содержанию программы производственного экологического контроля, утв. Приказом Минприроды России от 28.02.2018 г. № 74.
Следует отметить, что план-график контроля стационарных источников выбросов, содержащийся в программе ПЭК, должен соответствовать указанным положениям вне зависимости от того, какой план-график за соблюдением нормативов ПДВ разработан в составе проекта нормативов ПДВ.
Более того, Требования к содержанию программы производственного экологического контроля, утв. Приказом Минприроды России от 28.02.2018 г. № 74, при установлении требований к плану-графику контроля стационарных источников выбросов не предусматривает отсылок к плану-графику за соблюдением нормативов ПДВ, который разработан (представлен) в составе проекта нормативов ПДВ.
Таким образом, само по себе отличие указанных планов-графиков друг от друга (в том числе в части определения номенклатуры контролируемых веществ и способов контроля) не должно выступать предметом претензий контролирующих органов (при условии соблюдения хозяйствующим субъектом п.п. 9.1-9.1.5 Требований к содержанию программы производственного экологического контроля, утв. Приказом Минприроды России от 28.02.2018 г. № 74).
Также необходимо констатировать, что действующее законодательство не содержит положений:
1) устанавливающих обязательность соблюдения проекта нормативов ПДВ при осуществлении выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух;
2) определяющих план-график контроля выбросов, представленный в проекте нормативов ПДВ, в качестве обязательного к соблюдению документа.
Однако, как показывает практика, арбитражный суд при возникновении спора может поддержать орган госэконаддзора в вопросе наделения положений проекта нормативов ПДВ (в том числе, приводимого в рамках проекта плана-графика контроля) обязательным характером для владельцев стационарных источников выбросов.
При этом такому подходу решительно не препятствует отсутствие в законодательстве и подзаконных НПА указаний на обязательность беспрекословного следования положениям проекта нормативов ПДВ или плана-графика контроля выбросов, представленного в проекте нормативов НДВ.
Следует отметить, что на практике весьма распространена ситуация, при которой в рамках проведения проверки административный орган:
1) изучает план-график контроля за соблюдением нормативов ПДВ, разработанный в составе проекта нормативов ПДВ;
2) указывает на то, что природопользователь самостоятельно возложил на себя обязательства по проведения конкретных измерений в определенном порядке.
Для иллюстрации рассмотрим случай, когда решение хозяйствующего субъекта (задекларированное в плане-графике контроля) осуществлять измерение содержание вещества инструментальным методом силами аккредитованной лаборатории обратилось для природопользователя судебным процессом с отрицательным результатом (Решение Арбитражного суда Кировской области от 16.05.2017 г. по делу № А28-123/2017).
Обстоятельства дела: в отношении Общества территориальным органом Росприроднадзора проведена проверка, в рамках которой установлено, что:
1) Общество осуществляет выбросы вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух;
2) в составе проекта нормативов ПДВ, разработанного Обществом, включен план-график контроля за соблюдением нормативов ПДВ;
3) планом-графиком контроля за соблюдением нормативов ПДВ предусмотрена необходимость определения в составе выбросов содержания белково-витаминного концентрата (БВК) по белку инструментальным методом с периодичностью 1 раз в год с привлечением лаборатории, аккредитованной в национальной системе аккредитации;
4) у Общества отсутствуют сведения, подтверждающие проведение соответствующих измерений лабораторией, область аккредитации которой включает возможность проведения измерений содержания в выбросах показателя БВК.
По результатам проверки Обществу выдано предписание о необходимости устранения выявленного нарушения, а именно о возложении обязанности осуществлять контроль нормативов ПДВ инструментальным методом на содержание белково-витаминного концентрата (БВК) по белку испытательной лабораторией (центром), аккредитованной в соответствии с законодательством Российской Федерации об аккредитации в национальной системе аккредитации.
Решение арбитражного суда сводится к следующим выводам:
I. Руководителем Общества утвержден проект нормативов ПДВ, включающий план-график контроля, который предусматривает осуществление производственного контроля за соблюдением нормативов ПДВ в атмосферном воздухе на контрольных постах в пяти точках на границе санитарно-защитной зоны, в том числе на содержание белково-витаминного концентрата (БВК) по белку инструментальным методом с периодичностью один раз в квартал аккредитованной лабораторией.
II. Решение о проведении производственного контроля за соблюдением нормативов ПДВ в атмосферном воздухе на содержание белково-витаминного концентрата по белку именно инструментальным методом с периодичностью один раз в квартал аккредитованной лабораторией принято самим Обществом при разработке плана-графика контроля.
III. Отсутствие испытательных лабораторий (центров), аккредитованных в национальной системе аккредитации, область аккредитации которых позволяет измерять содержание в выбросах белково-витаминного концентрата, основанием для признания недействительным оспариваемого предписания не является.
Таким образом, арбитражный суд, не смотря на отсутствие объективного обоснования обязательности плана-графика контроля выбросов, представленного в проекте нормативов ПДВ, арбитражный суд поддержал идею госоргана о необходимости его неукоснительного соблюдения к рассмотренной части.