Комментарий к письму РПН от 02.04.2018 № АС-10-02-36/6274 "О направлении информации по применению положений Федерального закона от 31.12.2017 № 503-ФЗ..." - «Экологические новости»
Комментарий к письму РПН от 02.04.2018 № АС-10-02-36/6274 "О направлении информации по применению положений Федерального закона от 31.12.2017 № 503-ФЗ..." - «Экологические новости»
В данном письме рассмотрены следующие вопросы применения новых норм 503-ФЗ:
-лицензирование деятельности по обращению с отходами;
-разработка территориальных схем по обращению с отходами;
-реализация положений о расширенной ответственности производителей/импортёров товаров и упаковки товаров;
-внесения платежей за негативное воздействие.
В письме описаны возможные варианты оформлении/переоформлении лицензии в связи с изменением понятия «сбора» отходов. Так ввиду того, что лицензируемые виды деятельности и виды работ, составляющие лицензируемые виды деятельности, не изменены, переоформление лицензии, в части исключения работ по сбору отходов I-IV классов опасности, не является обязанностью лицензиата. Кроме того, учитывая положения ч.2 ст.18 Федерального закона от 04.05.2011 № 99-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности» (далее 99-ФЗ), лицо, обладающее лицензией на сбор и транспортирование отходов, вправе осуществлять деятельность по транспортированию отходов без переоформления разрешительного документа. При этом указывается на то, что лицензиаты, осуществляющие деятельность по обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов I- IV, в случае намерения осуществлять деятельность по сбору отходов, в смысле, определенном 503-ФЗ, обязаны переоформить лицензию в связи с изменением вида работ, составляющего лицензируемый вид деятельности, в порядке, установленном ст.18 99-ФЗ.
Отмечено, что соискатель лицензии вправе по своему усмотрению подавать заявление на предоставление/переоформление лицензии на конкретные виды отходов и (или) группы и (или) подгруппы отходов, с указанием класса опасности видов отходов в соответствующих группах, подгруппах, в отношении которых предоставляется лицензия. К письму приложен пример заполнения заявления о предоставлении/переоформлении лицензии.
В части разработки и согласования территориальных схем указано, что с 31.12.2017 г. Росприроднадзор не согласовывает данные схемы, а только подготавливает предложения и замечания к ним, так же согласованию с территориальными органами Росприроднадзора не подлежат региональные программы в области обращения с отходами, в том числе с твердыми коммунальными отходами.
Относительно расширенной ответственности производителей товаров и упаковки (РОП) уточнен круг лиц, обязанных обеспечить выполнение нормативов утилизации. Даны комментарии по применению «категорий товаров аналогичного назначения и (или) аналогичного способа обработки отходов от их использования», которые установлены в Перечне готовых товаров, включая упаковку, подлежащих утилизации после утраты ими потребительских свойств, утвержденном распоряжением Правительства Российской Федерации от 28.12.2017 N 2970-р.
Указывается на то, что обязанность обеспечивать выполнение норматива утилизации распространяется на производителей и импортеров товаров, упаковки товаров, с момента их первичной реализации. Исполнение норматива утилизации предусмотрено путем заключения договоров с оператором по обращению с твердыми коммунальными отходами, региональным оператором, индивидуальным предпринимателем, юридическим лицом, обладающим лицензией на осуществление деятельности по утилизации отходов I-IV классов опасности. При этом в случае выявления фактов исполнения норматива утилизации, путем передачи отходов в целях сбора, транспортирования, обработки, обезвреживания отходов, территориальным органам Росприроднадзора предписано применять меры административного воздействия, установленные Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях (далее КоАП РФ).
Отмечено, что подтверждение выполнения нормативов утилизации возможно после проведения Росприроднадзором и его территориальными органами проверки достоверности и полноты сведений, указанных в документах, предоставленных в соответствии с действующим законодательством в рамках РОП.
Обращается внимание на необходимость учитывать поэтапное вступление в силу пунктов Перечня видов отходов производства и потребления, в состав которых входят полезные компоненты, захоронение которых запрещается, утвержденного распоряжением Правительства Российской Федерации от 25.07.2017 N 1589-р, при предоставлении государственной услуги по утверждению нормативов образования отходов и лимитов на их размещение, по лицензированию деятельности по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов I-IV классов опасности. При этом в случае выявления территориальными органами Росприроднадзора фактов захоронения отходов, входящих в Перечень, будут применяться меры административного воздействия, установленные КоАП РФ.
В отношении платы за негативное воздействие при размещении твердых коммунальных отходов еще раз подчеркивается, что в период с 01.01.2016 по 31.12.2017 региональные операторы по обращению с твердыми коммунальными отходами, операторы по обращению с твердыми коммунальными отходами, а также лица, не являющиеся операторами по обращению с твердыми коммунальными отходами, освобождены от платы за размещение твердых коммунальных отходов.
Территориальным органам Росприроднадзора напоминается, что при принятии решений о возврате сумм излишне уплаченной (взысканной) платы за негативное воздействие на окружающую среду они должны использовать предусмотренную в таких случаях процедуру сверки расчетов внесенных и (или) начисленных сумм платежей с хозяйствующим субъектом. Кроме того, принятие решений о возврате сумм излишне уплаченных платежей должно осуществляться исходя из решений комиссии по утверждению решений о возврате сумм излишне уплаченных платежей. При возникновении сомнений в обоснованности информации, приведенной хозяйствующим субъектом в заявлении о возврате сумм излишне уплаченных платежей, комиссия вправе принять решение об отказе в возврате платежей и уведомить хозяйствующий субъект о возможности оформления возврата денежных средств по исполнительному документу.
К данному письму также приложены некоторые предыдущие письма Росприроднадзора по рассмотренным вопросам и текст самого 503-ФЗ:
-Письмо Росприроднадзора от 21.02.2017 № АС-06−02−36/3591 «О плате за негативное воздействие на окружающую среду».
-Письмо Росприроднадзора от 15.03.2017 № АС-06-02-36/5194 «О зачете, возврате излишне уплаченной платы за негативное воздействие на окружающую среду».
-Письмо Росприроднадзора от 27.03.2017 N АА-06-02-36/6198 «О формах документов».
Автор Надежда Бирюкова