Транспортировка отходов, внесение платы за НВОС и штрафы в качестве стимулирования соблюдения санитарного законодательства - «Экологические новости»
Транспортировка отходов, внесение платы за НВОС и штрафы в качестве стимулирования соблюдения санитарного законодательства - «Экологические новости»
В ОП РФ прошло «нулевое чтение» пяти законопроектов в сфере экологии и защиты окружающей среды
В преддверии мероприятия руководителям общественных палат субъектов РФ и членам Научно-консультативного совета при ОП РФ были разосланы письма с опросными листами с просьбой оценить предложения и направить свои замечания.
«Для нас мнения общественников и экспертов очень важны, таким образом формат „нулевых чтений“ позволяет нам получить качественный законопроект. Замечания представителей широкого экспертного сообщества коснулись всех законопроектов, мы отмечаем низкий уровень их подготовки, поскольку отсутствует корреляция со всей законодательной базой», — отметила председатель Комиссии ОП РФ по экологии и охране окружающей среды Альбина Дударева.
Сразу три законопроекта предполагают внесение изменений в ФЗ «Об отходах производства и потребления». Их разработали Министерство транспорта РФ, Министерство энергетики РФ и Министерство природных ресурсов и экологии РФ.
Эксперты обратили внимание на то, что в пояснительной записке к первому проекту закона не в полной мере указана целесообразность исключения положения, предусматривающего разработку порядка транспортирования отходов I-IV классов опасности. Их перемещение в соответствии с утвержденными правилами перевозок грузов невозможно с точки зрения охраны окружающей среды и соблюдения правил безопасности для жизни и здоровья людей.
Руководитель департамента по правовым вопросам ПАО «Центрресурс» Игорь Лопин подтвердил эти выводы: «Безапелляционное мнение разработчика в пояснительной записке о том, что отходы являются грузом, в действующем законодательстве обоснования не находит. Кроме того, акты, регулирующие перевозку и транспортировку грузов, не учитывают специфику транспортировки отходов».
Предложения Минэнерго эксперты одобрили, но отметили, что они не способны максимально решить проблему правовой неопределенности в регулировании вопроса ввоза отходов на территорию России. Также было заявлено, что нововведения позволят минимизировать вред, причиняемый экосистеме при разработке континентального шельфа РФ, в том числе положительно повлияют на сохранение морских экосистем и биоразнообразия.
Изучив третий законопроект, эксперты не увидели необходимости вводить правовые нормы, направленные на определение особенностей внесения платы за негативное воздействие на окружающую среду (НВОС) при размещении твердых коммунальных отходов (ТКО) в отношении операторов.
Согласно экспертной оценке, предлагаемые меры не способны исключить риски банкротства операторов, являющихся плательщиками за НВОС при размещении ТКО. Помимо этого, предлагаемые законопроектом изменения могут привести к удорожанию платы за вывоз ТКО с населения и к снижению поступлений в бюджет. Еще одной проблемой является то, что большинство операторов оказались не готовы к переходу на новую систему организации отношений в сфере обращения с ТКО, что повлекло исполнение ими обязательств без финансового обеспечения, при этом отмечается недостаточная аргументация данного положения.
Схожий вопрос задал в ОП РФ и ведущий научный сотрудник отдела экологического законодательства Института законодательства и сравнительного правоведения при Правительстве РФ Николай Кичигин: «Если тарифы сейчас не утверждены, то как просить операторов платить в следующем году, если они эти деньги не получат?»
Альбина Дударева в свою очередь напомнила о том, что соответствующий закон вышел в декабре 2014 года, и это означает, что у владельцев полигонов было время подготовиться и принять новую производственную программу, в которой нужно отразить данную норму.
«Существует норма в налоговом праве, которая предполагает отсрочку платежа, если влияние взимания налогов на организацию ведет к банкротству. Росприроднадзор как администратор платы должен рассмотреть каждый конкретный случай на предмет такого воздействия и разработать порядок отсрочки. Но речь идет только об отдельно взятых примерах», — подчеркнула Альбина Дударева.
Спорными назвали поправки в КоАП РФ в части ужесточения ответственности за нарушения использования зоны санитарной охраны источников питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения.
«Согласно проведенной оценке, предлагаемые законопроектом размеры административных штрафов не способны стимулировать соблюдение санитарного законодательства и являются чрезмерно обременительными для правонарушителей, что способно стимулировать коррупционные проявления. При этом положения законопроекта о дифференциации административной ответственности в зависимости от пояса зоны санитарной охраны территории выглядят противоречиво», — отметила член ОП РФ.
Что касается законопроекта «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части совершенствования государственного экологического контроля», то по юридически-техническому исполнению и заявленной в пояснительной записке концепции он не соответствует своей действительной цели, говорится в предварительном заключении аналитиков ОП РФ.
По итогам мероприятия все дополнительные предложения будут собраны до 28 августа 2017 года и использованы при подготовке итоговой резолюции от ОП РФ.