Вячеслав Фетисов об экологизации общества: «Друзья, у нас нет 30-ти лет!» - «Экология России»
Вячеслав Фетисов об экологизации общества: «Друзья, у нас нет 30-ти лет!» - «Экология России»
3 июня, выступая на Межрегиональном экологическом форуме «Устойчивое развитие: новые тренды и глобальные вызовы», председатель Всероссийского общества охраны природы Вячеслав Фетисов призвал сконцентрироваться на решении насущных экологических вопросов.
— Тот накопленный ущерб, который у нас сегодня есть как наша главная угроза (тот же Байкал — ЦБК, тот же «Красный бор» в Ленинградской области) — люди, принимая решение в свое время, в общем не думали, что это будет нам стоить, — отметил он. — Стоит уже огромных денег. Но самое страшное, пока нет технологий, которые могут ликвидировать этот накопленный ущерб. И мы как на бомбе сейчас замедленного действия все живем. Представляете, если все это протечет в Байкал или все это окажется в Балтийском море?!
При этом Вячеслав Фетисов рассказал, что, общаясь как посол доброй воли ООН по экологии с президентом Финляндии Саули Нийнистё, чья страна считается эталонной в плане экологического благополучия, узнал, что над достижением этой цели все государственные и общественные институты работали более 30 лет.
— 30 лет кропотливейшей работы: семья, школа, общество, штрафы, поощрения – 30 лет! – привел Фетисов слова Саули Нийнистё.
Однако у России нет такого запаса по времени, отметил глава старейшей в стране природоохранной организации.
— Но я могу сказать, друзья, у нас нет 30-ти лет! – подчеркнул он. — Как раз очень важно, что у нас и власть понимает, что это надо, и общество. И как раз-таки мы должны уйти от экстремизма [экологического – прим. редакции] и прийти к соглашению, именно к согласию, понимать, что это наш дом, наша страна наша земля… Но самое главное это мы делаем для себя. Убраться в доме — это ответственность каждого, как и сделать страну экологически безупречной.
Вячеслав Фетисов отметил, что вопрос денег при решении экологических вопросов сегодня уже не должен ставиться во главу угла.
— Да, на первых порах, кажется это дорого сегодня, — сказал он. — Где взять деньги?! Но могу сказать, что завтра это будет дороже, послезавтра, скорее всего, — это будет поздно. Поэтому времени нет, у нас практически не осталось [времени – прим. редакции] на раскачку.
В этой связи эколог упомянул те уступки в части экологического контроля, отсрочка введения экологических требований и программ, на которые пошло государство в отношении бизнеса в новых политэкономических условиях.
— Не знаю, что это даст, — задался вопросом Фетисов. — Спрашиваю у экономистов насколько это будет эффективно с точки зрения экономики — никто не может дать ответ. Но на всякий случай сдвинули вправо… Сдвижка вправо — это ухудшение здоровья людей, это удорожание со временем проектов — и много чего. Ответственность людей, которые владеют бизнесом, должна быть понятна: это не только люди, которые живут вокруг вредных производств, но и будущее детей.
Вместе с тем, глава ВООП отметил, что уже сегодня многое делается, экология в стране деполитизировалась, многие компании, понимая собственную ответственность, реализуют серьезные экологические инициативы. В пример он привел Норникель, который сегодня инвестировал 300 млрд в создание серного проекта (снижение выбросов серы) в Норильске.
— Мы должны думать о будущем наших детей и внуков, — подытожил Вячеслав Фетисов. — Нам есть что делать!