Регионы под экоприцелом: представлен первый ежегодный рейтинг по выполнению целей нацпроекта - «Экология России» » Новости Экологии
Создать акаунт
Новости Экологии » Цели в области устойчивого развития » Регионы под экоприцелом: представлен первый ежегодный рейтинг по выполнению целей нацпроекта - «Экология России»

Регионы под экоприцелом: представлен первый ежегодный рейтинг по выполнению целей нацпроекта - «Экология России»

13 дек 2024, 08:33
Цели в области устойчивого развития / Экология / СТАТЬИ / Здравоохранение / В мире
107
0

Регионы под экоприцелом: представлен первый ежегодный рейтинг по выполнению целей нацпроекта - «Экология России»

Регионы под экоприцелом: представлен первый ежегодный рейтинг по выполнению целей нацпроекта - «Экология России»

Иллюстрация: НИА "Экология"


Презентация нового ежегодного экологического рейтинга российских регионов состоялась 12 декабря в пресс-центре ТАСС в Москве. В рейтинге отражено качество выполнения экологических задач органами власти субъектов РФ, а также результаты реализации национального проекта «Экология». Основными спикерами выступили председатель комитета Госдумы по экологии, природным ресурсам и охране окружающей среды Дмитрий Кобылкин, президент Российской ассоциации по связям с общественностью Евгений Минченко и руководитель Центра устойчивого развития Российского государственного геологоразведочного университета имени Серго Орджоникидзе Елена Панова.


Скриншот видео пресс-конференции в ТАСС


От национального проекта к ежегодному мониторингу


Глава профильного комитета Госдумы напомнили, что в 2024 году завершается действие нацпроекта «Экология». Дмитрий Кобылкин подчеркнул, что парламентский контроль выявил серьёзные вопросы к достижению заложенных целей. По его словам, именно поэтому и возникла идея разработать рейтинг, позволяющий ежегодно оценивать степень достижения экологического благополучия в соответствии с указом президента №309.


— В этом году комитет несколько раз выезжал в регионы, непосредственно своими глазами и с помощью специалистов посмотрели, как обстоят дела, — добавил он. — Из 11 федеральных проектов, которые планировались в 2018 году по указу президента, к 2024 году было оставлено всего 9.


Среди проектов, нуждающихся в продолжении работы и корректировке, Дмитрий Кобылкин назвал «Оздоровление Волги» и «Сохранение озера Байкал». Он уточнил, что установленные ранее показатели достичь пока не удалось, но мероприятия будут продолжены и после 2024 года. Также спикер напомнил о том, что проект наилучших доступных технологий был закрыт досрочно, а другой проект — «Чистой воды» — стал частью федпроекта «Жильё и городская среда». Кобылкин напомнил о важности дальнейших усилий в сфере переработки отходов и создании экономики замкнутого цикла.



— Задача стоит, конечно, непростая, потому что накопленный ущерб огромен, и по всей стране мы создаём новые точки переработки мусора, сбора раздельного и, конечно, конечная цель — создание экономики замкнутого цикла. — заметил Дмитрий Кобылкин. — В этом направлении мы идём.



Также парламентарий затронул и тему тема создаваемой системы заводов термической переработки отходов, которые должны генерировать электроэнергию.



— И в будущем, конечно, в нашей стране такие заводы ещё будут создаваться, — отметил спикер. — Мы этот путь пройдём, у меня нет никаких сомнений. Хочу поблагодарить всех губернаторов, всех, кто участвует в этом процессе, потому что эта работа для них новая. Мы фактически создаём новую отрасль — в России этого не было.



Дмитрий Кобылкин также отметил, что по ряду регионов, где не удалось добиться 100-процентного лесовосстановления или ликвидации накопленного вреда, проходят совещания, которые призваны в рамках парламентского контроля не просто выявить факт, а «помочь разобраться в причинах и если нужно законодательно подкрутить, если нужны нормативно-правовые акты правительства, что-то исправить и, безусловно, этих целей достичь».



— Экологией раньше никто не занимался, поэтому спасибо нашему президенту, что в 2018 году он всё-таки подписал этот указ, и эти национальные цели, амбициозные национальные цели были поставлены, заключил Дмитрий Кобылкин. — …и я уверен, что мы эти цели достигнем.




Методология рейтинга и оценочные критерии


Елена Панова объяснила, что основой методологии рейтинга является мониторинг достижений показателей экологического благополучия с учётом результатов реализации нацпроекта «Экология» с 2019 по 2024 годы. Она отметила, что в центре внимания — оценка деятельности региональных команд, а не объективный объём накопленного ущерба.




— Основная задача была именно эта, и на это натолкнул как раз парламентский контроль, и комитет поставил нам задачу разработать методику для оценки, чтобы можно было ежегодно смотреть, как движутся регионы, и уже говорить о тех рисках, которые возникают не в конце реализации национального проекта, а ежегодно смотреть, где что хромает, чтобы можно было вовремя предотвратить, помочь и просигнализировать губернаторам, — подчеркнула Панова.




Методология, по ее словам, включает в себя три ключевых категории: оценку показателей нацпроекта, мнение жителей и мнение экспертов. То учитывается социология, и результаты опросов жителей становятся важным фактором, поскольку население напрямую отражает восприятие изменений на местах.



— Мы считаем, что все-таки, во-первых, мнение жителей это достаточно важный показатель, потому что, что бы ни делала власть, если жителям это не заходит, значит, власть делает либо не так, либо не умеет с людьми об этом разговаривать, — заметила Панова.



Кроме того, мнение экспертов, как экологов, так и специалистов по коммуникациям, призвано сбалансировать оценки и учесть эффективность взаимодействия власти с обществом.



Региональный срез: отличники, хорошисты, середнячки и проблемные






Согласно представленным данным, регионы в рейтинге распределены по четырём категориям, условно названным «отличники», «хорошисты», «середнячки» и «проблемные». Например, в Центральном федеральном округе Липецкая и Московская области продемонстрировали лучшие результаты, в то время как другие регионы оказались в группах «хорошистов» или «середнячков». Панова пояснила, что «середнячки» — это регионы с определёнными сложностями, но без критического отставания, а «проблемным» территориям требуется активное вмешательство федерального центра.


Особенно сложным оказался Сибирский федеральный округ, где не удалось выделить «хорошистов». Главными вызовами здесь остаются реализация реформы твёрдых коммунальных отходов и проект «Чистый воздух». В Северо-Западном и Северо-Кавказском федеральных округах, напротив, ситуация сдвигается в более позитивную сторону, хотя и там имеется ряд трудностей



— Мы проанализировали какие риски, из-за чего возникают риски своевременной реализации проектов, но чаще всего это качество работ, которые выполняются подрядчиками разными и недостаточный контроль со стороны ответственных различных лиц за реализацию проектов и ведомств, — заявила Елена Панова.




Реакция экспертов и перспективы дальнейшего развития


Евгений Минченко рассказал, что экспертное сообщество, включающее более 1300 специалистов, предоставило объективную оценку. Он пояснил, что иногда восприятие жителей базируется на эмоциональных стереотипах, в то время как эксперты могут оценить эффект от внедрения новых очистных сооружений или обновлённого технологического цикла на предприятиях. Минченко также обратил внимание на то, что главы регионов всё чаще стремятся к внешним оценкам, чтобы понимать реальные результаты работы и реагировать на запросы населения.


Прозвучала и прямая речь, когда чиновники отметили, что обсуждение проблем открыто и прозрачно, а губернаторы в целом положительно реагируют на появление экологического рейтинга. Они рассматривают его не как «красную карточку», а как подсказку, где необходима дополнительная помощь и корректировка действий.



Эволюция рейтинга и дальнейшие планы


Подводя итоги, Дмитрий Кобылкин сообщил, что представленный рейтинг станет ежегодным инструментом, позволяющим отслеживать динамику и эффективность принятия экологических решений в регионах.



— Это будет ежегодный рейтинг, конечно, — отметил парламентарий. — Мы его просто начали. Мы пионеры в этом плане. Я думал, нужно ли это делать или не нужно. Открыто обнародовать. Но президент ставит такую задачу. Мы ничего не хотим замылить, ничего не хотим увезти в серую зону. Если у нас есть проблема, значит с ней надо разобраться.



Согласно планам, инициатива должна не только сделать действия регионов более прозрачными и подконтрольными, но и обеспечить стимул к более эффективному использованию финансов, кадров и технологических ресурсов для достижения высоких экологических стандартов во всех уголках страны.


Иллюстрация: НИА "Экология" Презентация нового ежегодного экологического рейтинга российских регионов состоялась 12 декабря в пресс-центре ТАСС в Москве. В рейтинге отражено качество выполнения экологических задач органами власти субъектов РФ, а также результаты реализации национального проекта «Экология». Основными спикерами выступили председатель комитета Госдумы по экологии, природным ресурсам и охране окружающей среды Дмитрий Кобылкин, президент Российской ассоциации по связям с общественностью Евгений Минченко и руководитель Центра устойчивого развития Российского государственного геологоразведочного университета имени Серго Орджоникидзе Елена Панова. Скриншот видео пресс-конференции в ТАСС От национального проекта к ежегодному мониторингу Глава профильного комитета Госдумы напомнили, что в 2024 году завершается действие нацпроекта «Экология». Дмитрий Кобылкин подчеркнул, что парламентский контроль выявил серьёзные вопросы к достижению заложенных целей. По его словам, именно поэтому и возникла идея разработать рейтинг, позволяющий ежегодно оценивать степень достижения экологического благополучия в соответствии с указом президента №309. — В этом году комитет несколько раз выезжал в регионы, непосредственно своими глазами и с помощью специалистов посмотрели, как обстоят дела, — добавил он. — Из 11 федеральных проектов, которые планировались в 2018 году по указу президента, к 2024 году было оставлено всего 9. Среди проектов, нуждающихся в продолжении работы и корректировке, Дмитрий Кобылкин назвал «Оздоровление Волги» и «Сохранение озера Байкал». Он уточнил, что установленные ранее показатели достичь пока не удалось, но мероприятия будут продолжены и после 2024 года. Также спикер напомнил о том, что проект наилучших доступных технологий был закрыт досрочно, а другой проект — «Чистой воды» — стал частью федпроекта «Жильё и городская среда». Кобылкин напомнил о важности дальнейших усилий в сфере переработки отходов и создании экономики замкнутого цикла. — Задача стоит, конечно, непростая, потому что накопленный ущерб огромен, и по всей стране мы создаём новые точки переработки мусора, сбора раздельного и, конечно, конечная цель — создание экономики замкнутого цикла. — заметил Дмитрий Кобылкин. — В этом направлении мы идём. Также парламентарий затронул и тему тема создаваемой системы заводов термической переработки отходов, которые должны генерировать электроэнергию. — И в будущем, конечно, в нашей стране такие заводы ещё будут создаваться, — отметил спикер. — Мы этот путь пройдём, у меня нет никаких сомнений. Хочу поблагодарить всех губернаторов, всех, кто участвует в этом процессе, потому что эта работа для них новая. Мы фактически создаём новую отрасль — в России этого не было. Дмитрий Кобылкин также отметил, что по ряду регионов, где не удалось добиться 100-процентного лесовосстановления или ликвидации накопленного вреда, проходят совещания, которые призваны в рамках парламентского контроля не просто выявить факт, а «помочь разобраться в причинах и если нужно законодательно подкрутить, если нужны нормативно-правовые акты правительства, что-то исправить и, безусловно, этих целей достичь». — Экологией раньше никто не занимался, поэтому спасибо нашему президенту, что в 2018 году он всё-таки подписал этот указ, и эти национальные цели, амбициозные национальные цели были поставлены, заключил Дмитрий Кобылкин. — …и я уверен, что мы эти цели достигнем. Методология рейтинга и оценочные критерии Елена Панова объяснила, что основой методологии рейтинга является мониторинг достижений показателей экологического благополучия с учётом результатов реализации нацпроекта «Экология» с 2019 по 2024 годы. Она отметила, что в центре внимания — оценка деятельности региональных команд, а не объективный объём накопленного ущерба. — Основная задача была именно эта, и на это натолкнул как раз парламентский контроль, и комитет поставил нам задачу разработать методику для оценки, чтобы можно было ежегодно смотреть, как движутся регионы, и уже говорить о тех рисках, которые возникают не в конце реализации национального проекта, а ежегодно смотреть, где что хромает, чтобы можно было вовремя предотвратить, помочь и просигнализировать губернаторам, — подчеркнула Панова. Методология, по ее словам, включает в себя три ключевых категории: оценку показателей нацпроекта, мнение жителей и мнение экспертов. То учитывается социология, и результаты опросов жителей становятся важным фактором, поскольку население напрямую отражает восприятие изменений на местах. — Мы считаем, что все-таки, во-первых, мнение жителей это достаточно важный показатель, потому что, что бы ни делала власть, если жителям это не заходит, значит, власть делает либо не так, либо не умеет с людьми об этом разговаривать, — заметила Панова. Кроме того, мнение экспертов, как экологов, так и специалистов по коммуникациям, призвано сбалансировать оценки и учесть эффективность взаимодействия власти с обществом. Региональный срез: отличники, хорошисты, середнячки и проблемные Согласно представленным данным, регионы в рейтинге распределены по четырём категориям, условно названным «отличники», «хорошисты», «середнячки» и «проблемные». Например, в Центральном федеральном округе Липецкая и Московская области продемонстрировали лучшие результаты, в то время как другие регионы оказались в группах «хорошистов» или «середнячков». Панова пояснила, что «середнячки» — это регионы с определёнными сложностями, но без критического отставания, а «проблемным» территориям требуется активное вмешательство федерального центра. Особенно сложным оказался Сибирский федеральный округ, где не удалось выделить «хорошистов». Главными вызовами здесь остаются реализация реформы твёрдых коммунальных отходов и проект «Чистый воздух». В Северо-Западном и Северо-Кавказском федеральных округах, напротив, ситуация сдвигается в более позитивную сторону, хотя и там имеется ряд трудностей — Мы проанализировали какие риски, из-за чего возникают риски своевременной реализации проектов, но чаще всего это качество работ, которые выполняются подрядчиками разными и недостаточный контроль со стороны ответственных различных лиц за реализацию проектов и ведомств, — заявила Елена Панова. Реакция экспертов и перспективы дальнейшего развития Евгений Минченко рассказал, что экспертное сообщество, включающее более 1300 специалистов, предоставило объективную оценку. Он пояснил, что иногда восприятие жителей базируется на эмоциональных стереотипах, в то время как эксперты могут оценить эффект от внедрения новых очистных сооружений или обновлённого технологического цикла на предприятиях. Минченко также обратил внимание на то, что главы регионов всё чаще стремятся к внешним оценкам, чтобы понимать реальные результаты работы и реагировать на запросы населения. Прозвучала и прямая речь, когда чиновники отметили, что обсуждение проблем открыто и прозрачно, а губернаторы в целом положительно реагируют на появление экологического рейтинга. Они рассматривают его не как «красную карточку», а как подсказку, где необходима дополнительная помощь и корректировка действий. Эволюция рейтинга и дальнейшие планы Подводя итоги, Дмитрий Кобылкин сообщил, что представленный рейтинг станет ежегодным инструментом, позволяющим отслеживать динамику и эффективность принятия экологических решений в регионах. — Это будет ежегодный рейтинг, конечно, — отметил парламентарий. — Мы его просто начали. Мы пионеры в этом плане. Я думал, нужно ли это делать или не нужно. Открыто обнародовать. Но президент ставит такую задачу. Мы ничего не хотим замылить, ничего не хотим увезти в серую зону. Если у нас есть проблема, значит с ней надо разобраться. Согласно планам, инициатива должна не только сделать действия регионов более прозрачными и подконтрольными, но и обеспечить стимул к более эффективному использованию финансов, кадров и технологических ресурсов для достижения высоких экологических стандартов во всех уголках страны.
Комментарии
Минимальная длина комментария - 50 знаков. комментарии модерируются

Смотрите также: