У природного газа появился более экологичный конкурент - «Экология России»
У природного газа появился более экологичный конкурент - «Экология России»
Ученые Томского политехнического университета при поддержке программы Минобрнауки России «Приоритет 2030» к 2025 году разработают отечественную технологию сжигания нового типа топлива — на основе газовых гидратов природного и искусственного происхождения, сообщается на сайте ТПУ.
Такие соединения из газа в ледяной и водной оболочке добывают со дна морей и океанов и называют замерзшим топливом будущего, или горючим льдом. Создание эффективной технологии зажигания топлива на их основе позволит применять гидраты при выработке тепловой и электрической энергии, а также в двигателях различного назначения с минимальным ущербом для экологии.
Гидраты природного происхождения добывают в северных широтах. В мире обнаружено уже больше 220 месторождений газовых гидратов. Они интересны тем, что это самый богатый на нашей планете источник углеводородного газа. Но главное их преимущество — экологичность. При сжигании они дают минимальные антропогенные выбросы в атмосферу по сравнению с углем, мазутом, нефтепродуктами.
В рамках стратегического проекта ТПУ «Энергия будущего» ученые вуза изучают предельные условия, при которых топливо самовоспламеняется, принудительно зажигается и переходит в стадию стабильного горения в энергетических установках. По словам ученых, без этих фундаментальных данных невозможно создать безопасное и эффективное топливо на основе гидратов.
— Сейчас стоимость гидратов высокая, но мы уверены, что его преимущества вызовут спрос на рынке, и, как следствие, стоимость станет приемлемой. В этом точно поможет и эффективная технология зажигания топлива на их основе, — сказал профессор научно-образовательного центра И.Н. Бутакова, руководитель проекта Павел Стрижак.
По словам ученых, подобные исследования ведутся в США и Японии. Однако принципиальное отличие подхода ученых ТПУ в том, что они проводят эксперименты с практически всеми возможными и наиболее перспективными схемами нагрева, что позволяет провести полный спектр исследований гидратов и получить максимум информации о специфике их горения. Такой подход реализуется впервые.
Первые проведенные эксперименты показали, что при сжигании газовых гидратов выделяется на 50-80 % меньше вредных выбросов оксидов азота и углерода, чем в случае с традиционным топливом — нефтью, природным газом и углем. Также ученые сравнили скорость выхода газов из двойных и одинарных гидратов. Это важный критерий для дальнейшего использования гидратов на практике: чем скорость выше, тем лучше. Выяснилось, что у двойных она выше в 2-5 раз.
— Уверен, что результаты наших исследований позволят ученым и инженерам во всем мире безопасно и эффективно применять газовые гидраты в энергетическом и транспортном секторах, — добавил Павел Стрижак.