Дмитрий Кириллов: «В контексте промышленных предприятий никаких разговоров быть не должно»! - «Экология России»
Дмитрий Кириллов: «В контексте промышленных предприятий никаких разговоров быть не должно»! - «Экология России»
Руководитель Федерального агентства водных ресурсов Дмитрий Кириллов на пресс-конференции в пресс-центре «Комсомольской правды» рассказал о государственной экологической политике в отношении водных объектов и приоритетах работы ведомства.
Экологическая ответственность предприятий
Не секрет, что наиболее серьезными источниками загрязнений водных объектов являются: промышленные предприятия, предприятия сферы ЖКХ и неорганизованный сток, который стекает с сельхозугодий. И госполитика в отношении каждого из источников уже давно сформулирована.
— Если по предприятиям ЖКХ, как жизнеобеспечивающим, нужны программы государственной поддержки с точки зрения снижения количества загрязненных сточных вод, которые они сбрасывают в наши водные объекты, то, что касается промышленных предприятий, никаких разговоров уже вестись не должно, – подчеркнул Дмитрий Кириллов.
Он также отметил, что на промышленных предприятиях в сравнении с предприятиями ЖКХ и сельского хозяйства, обороты воды совсем незначительные, а состав загрязняющих веществ в сточных водах постоянен. В связи с этим проектирование и установка локальных очистных сооружений не представляет собой ни технологической, ни финансовой сложности.
Отметим, что за рубежом опыт льготирования перехода на наиболее доступные экотехнологии не очень распространен. Например, власти Германии просто раз в несколько лет поднимают планку требований и стандартов, а бизнес вынужден к ним тянуться. И, хотя у нас в стране все гораздо мягче и вариативнее, российские власти в данном вопросе достаточно ультимативны.
— В контексте промышленных предприятий, я думаю, никаких разговоров быть не должно, — еще раз подчеркнул глава Росводресурсов. — Они просто должны за свой счет обеспечивать нормативную очистку.
И важным аспектом здесь должен стать контроль со стороны государственных органов.
— Скорее уже речь должна вестись о неотвратимости наказания и настойчивости государственных структур в реализации госполитики в части сохранения окружающей среды, — подытожил чиновник.
Немного особняком в теме сбросов стоит сегмент сельского хозяйства. И здесь не только вопрос необходимости снижения водозатрат в этой водоемкой сфере, но и новые требования к использованию различных видов удобрений и защитных средств. По оценкам экспертов, порядка 40% загрязнений дают именно они. Поэтому, как считают в Росводресурсах, нужно двигаться в направлении бережных с точки зрения экологии технологий выращивания тех или иных культур, а также стимулировать соответствующие методы хозяйствования. Это возможно, в том числе, через установление новых требований в правилах предоставления субсидий и льгот сельхозпредприятиям и фермерским хозяйствам.
Об автоматизированном контроле замолвите слово…
Что касается развития системы автоматизированного контроля, установленного ст. 67 Фз-7 «Об охране окружающей среды», то, как отметил Дмитрий Кириллов, на первом этапе идет отработка с ключевым списком из 300 предприятий (1 категория), которые дают наибольшую нагрузку на окружающую среду.
— Это позволит нам создать эту систему (формирования этих данных, передачи, их анализа и оценки), а уж потом на следующем этапе будем распространять ее на другие субъекты хозяйствования – более мелкие и более экологически безвредные.
Экоцифровизация и не только
Задачи по цифровизации не менее приоритетны и для Росводресурсов. Например, сбор и анализ данных по автоматизированному контролю требует решения серьезных задач именно цифрового форматирования, шифрования, передачи, синтеза и анализа данных для эффективного регулирования и контроля за сбросами. Учитывая перспективный объем таких данных, необходимо использовать технологии big-data искусственного интеллекта. Ведомство уже сделало шаг в этом направлении, несколько месяцев назад, запустив цифровую платформу «Водные данные». Пока на ней аккумулируется только информация, которая имеется у самого Агентства. Но этого, недостаточно, считает Дмитрий Кириллов. По его мнению, необходимо наладить межведомственный обмен с такими структурами как МЧС, Росгидрометом, Роспотребнадзором и т.д., а также со всеми значимыми водопользователями.
— И на сегодняшний день для того, чтобы прогнозировать состояние того или иного водного бассейна, адекватно планировать мероприятия по его развитию, конечно, уже не обойтись без формирования большой базы данных, — рассказал чиновник. – А без нее сложно принимать правильные решения.
Безусловно, это далеко не все задачи, которые стоят перед Росводресурсами. Ведомство активно разрабатывает и реализует целевые программы и проекты по сохранению и восстановлению водных объектов, поддержанию их экосистем в условиях высокой антропогенной нагрузки и общемировых климатических угроз, созданию защитной инфраструктуры (защита от наводнений). Планы у ведомства вполне амбициозные. Так, уже к 2024 году планируется в три раза уменьшить объем сбросов загрязняющих веществ в бассейн реки Волга, а к 2022 году расчистить русла рек протяженностью более 550 км в сравнении с планируемыми в 2021 году 140 км. Впрочем, как подчеркнул глава агентства Дмитрий Кириллов, вода как ресурс у нас в стране еще недостаточно оценена. Но это лишь дело времени.
Роман Незовибатько / nia.eco