Аудиторы заявили о рисках невыполнения целей 3 экологических госпрограмм - «Экология России» » Новости Экологии
Создать акаунт
Новости Экологии » Климат и окружающая среда » Аудиторы заявили о рисках невыполнения целей 3 экологических госпрограмм - «Экология России»

Аудиторы заявили о рисках невыполнения целей 3 экологических госпрограмм - «Экология России»

29 сен 2021, 14:26
Климат и окружающая среда
376
0
Аудиторы заявили о рисках невыполнения целей 3 экологических госпрограмм - «Экология России»

Аудиторы заявили о рисках невыполнения целей 3 экологических госпрограмм - «Экология России»

Аудиторы заявили о рисках невыполнения целей 3 экологических госпрограмм - «Экология России»

Фото: Михаил Почуев/ТАСС


Эксперты Счетной палаты РФ оценили эффективность трех Госпрограмм: «Развитие лесного хозяйства», «Охрана окружающей среды», «Воспроизводство и использование природных ресурсов». Аудиторы указали на недостатки и возможные риски, проведя детальный анализ их исполнения за период 2020 года. 



Государственная программа «Развитие лесного хозяйства»


Фото: областьчистоты.рф

Согласно отчету Счетной палаты РФ детальный план-график реализации Госпрограммы был утвержден приказом Минприроды России более чем на пять месяцев позже утверждения самой программы. Фактически часть контрольных событий со сроком исполнения до 3 квартала 2020 года была утверждена уже на прошедший период. Получается, что в первой половине года не проводились мониторинг и контроль реализации мероприятий Государственной программы.


По плану Госпрограммы фактический объем заготовки древесины в отчетном 2020 году держится на уровне 32,2 %. Эта цифра не соответствуют значениям, установленным в Концепции долгосрочного социально-экономического развития страны — в ней указанный показатель запланирован на уровне 50 %.


Аудиторы отметили, что оценивать эффективность субъектов РФ в области лесных отношений в полной мере не предоставляется возможным. Также сложно оценить, как решаются задачи по повышению научно-технического потенциала отрасли и внедрению инновационных разработок в лесное хозяйство. Не понятен должным образом прогресс в достижении цели и решении всех задач госпрограммы и ее подпрограмм.


Между тем согласно анализу достижения целевых показателей в соответствии с данными Сводного годового доклада основные показатели почти достигли стопроцентного значения. «Перевыполнили план» только земли лесного фонда, переданные в пользование, а также площади лесовосстановления и лесоразведения (к площади вырубленных и погибших лесных насаждений).


По данным Сводного годового доклада из 16 контрольных событий, предусмотренных планом реализации Государственной программы, в срок выполнено только 12. В детальном плане-графике на 2020 год были запланированы 147 контрольных событий, выполнены 125. На такой показатель повлияли: уменьшение лесных площадей в результате рубок, пожаров и уточнения лесоустройства, а также перевода земель лесного фонда в иные категории. Также возникла необходимость разработки новых проектов освоения лесов арендаторами лесных участков (на долю которых приходится около 80% от общего объема заготовки древесины) в связи с утверждением новых лесных планов субъектов Российской Федерации и лесохозяйственных регламентов лесничеств на очередной десятилетний период. Повлияли ограничения, связанные с распространением коронавирусной инфекции, недостаточно развитая дорожная сеть ряда субъектов РФ, лесные пожары, погодные условия, почвенно-климатические факторы, массовое развитие очагов сибирского шелкопряда и резкое увеличение численности непарного шелкопряда. «Масла подлил» низкий балл урожайности дуба на объектах лесного семеноводства. В некоторых субъектах РФ беда с лесосеменным фондом. Урожая семян лесных растений не было уже несколько лет подряд, а какие-то и вовсе заражены вредителями.


По оценке Счетной палаты, степень эффективности Государственной программы «Развитие лесного хозяйства» соответствует среднему уровню эффективности. В ходе проверки аудиторы выявили кроме прочих 3 факта нарушений в сфере государственных закупок. Они связанны с изменением существенных условий контракта, не размещением соответствующей информации в единой информационной системе в сфере закупок, неверным отражением видов работ по коду ОКПД2.


Госпрограмма «Охрана окружающей среды»


Фото: IStock

По Концепции долгосрочного социально-экономического развития РФ на период до 2020 года было предусмотрено сокращение количества городов с высоким и очень высоким уровнем загрязнения атмосферного воздуха не менее чем в 5 раз (на 2020 год таких городов насчитывалось 42). Планировалось сократить численность населения, проживающего в неблагоприятных экологических условиях не менее чем в 4 раза (таких насчитывалось в прошлом году 16,9 млн. человек). В первом случае по данным сводного годового доклада цифра городов с высоким и очень высоким уровнем загрязнения атмосферного воздуха уменьшилось до 34. А как сказано в годовом отчете Минприроды России (предварительные значения) людей, проживающих в неблагоприятных экологических условиях, тоже стало меньше — 9,6 млн. человек.


Следует отметить, что в состав Госпрограммы входит федеральный проект «Чистая страна». Он призван наладить эффективное обращение с отходами производства и потребления, включая ликвидацию всех выявленных на 1 января 2018 года несанкционированных свалок в границах городов (191 свалка площадью более 1 га на территории 51 субъекта РФ).


По данным Росприроднадзора, на момент формирования национального проекта «Экология» на территории субъектов РФ оставались нерекультивированными 8 323 несанкционированных свалок отходов в 68 субъектах Российской Федерации. Понятно, что реализация федерального проекта «Чистая страна» поможет справиться только с наиболее крупными свалками в черте городов.


Детальным планом-графиком реализации Государственной программы «Охрана окружающей среды» на 2020 год было предусмотрено в 2020 году 180 различных мероприятий, их них по разным причинам наступило только 145. Например, в п. Танхой (Республика Бурятия) из-за сложной эпидемиологической ситуации, сложившейся в стране в 2020 году, не был введен в эксплуатацию объект Минприроды — комплекс «Байкальская волна». По этой же причине в Камчатском крае приостановили строительство административного здания ФГБУ «Кроноцкий государственный природный биосферный заповедник» и визит-центра в г. Елизово.


Стоит отметить, что реализацию основных мероприятий Госпрограммы в полном объеме не обеспечил ее ответственный исполнитель — Министерство природы. В результате в 2020 году законодательно утвержденный объем бюджетных ассигнований уменьшен на более чем 10,5 млрд. рублей. А это, по мнению аудиторов Счетной палаты, создает риски невыполнения целей, задач и показателей, поставленных в указах Президента РФ, и может помешать повышению уровня экологической безопасности и сохранению природных систем в нашей стране.


Согласно данным Сводного годового доклада все показатели Государственной программы по охране окружающей среды достигнуты. Но, по мнению аудиторов, корректировка плановых показателей федеральных проектов, входящих в структуру программы, привела к завышению результатов ее эффективности. Как уверены в Счетной палате, Госпрограмма не подлежит оценке эффективности в 2020 году по причине того, что доля показателей, по которым не представлены фактические значения, составляет 18 % (превышает 10 %).


!На реализацию Госпрограммы в 2020 году оказывали влияние некоторые отрицательные факторы. К ним можно отнести: макроэкономические, финансовые, внешнеполитические факторы, задержку реализации мер государственного регулирования, природные и техногенные катастрофы.


Госпрограмма «Воспроизводство и использование природных ресурсов»


Фото: fra1.digitaloceanspaces.com

Цели Госпрограммы и входящих в ее состав подпрограмм не в полной мере соответствуют требованиям, говорится в отчете Счетной палаты. Нет конкретности из-за размытых формулировок, допускающих неоднозначное толкование. Есть риски, что не все цели Госпрограммы будут достигнуты из-за нестабильности международной обстановки, в частности из-за введения санкций в отношении России. Последние ограничивают возможность привлечения кредитных ресурсов и импорта оборудования для проведения геологоразведочных работ на континентальном шельфе Российской Федерации.


Что касается обеспечения экономики страны запасами минерального сырья и геологической информацией о недрах, в этом плане отсутствуют научно-обоснованные данные о конкретных потребностях отраслей экономики. Состав и значения целевых показателей Госпрограммы не обеспечивают полную достоверность и объективность в плане устойчивого обеспечения экономики страны запасами минерального сырья, уверены в счетной палате.


Анализ соответствия целей, задач и значений целевых показателей Госпрограммы показал несоответствие части целей, задач и показателей документам стратегического планирования Российской Федерации (в частности Стратегии развития минерально-сырьевой РФ, Стратегии пространственного развития РФ и Водной стратегии РФ).


Как пишется в документе Счетной палаты, ограниченные возможности региональных бюджетов могут снижать эффективность исполнения ими собственных полномочий в сфере природопользования, приводить к росту межрегиональных различий в сфере обеспеченности природными ресурсами. Подавляющее большинство субъектов РФ являются дотационными, ряд территорий — высокодотационными. Минимизировать риски исполнения мероприятий Госпрограммы, как считают аудиторы, возможно на основе стимулирования межрегионального сотрудничества и совершенствования нормативно-правового регулирования в сфере недропользования. Также стоит обратить внимание на дифференциацию условий софинансирования региональных проектов по строительству и капитальному ремонту гидротехнических сооружений.


В рамках детального плана-графика Госпрограммы на 2020 год было запланировано 160 мерприятий, 15 из них не состоялись. В частности в результате не освоения Росводресурсами бюджетных ассигнований на предоставление бюджетных инвестиций в 2020 году не выполнены строительство и реконструкция двух объектов. Это стабилизация русла р. Амур в Еврейской автономной области и  (326 – 327 км судового хода) и строительство защитной дамбы в г. Дубне Московской области.


Зафиксирована и отрицательная динамика показателей объема выполненных геологоразведочных работ, прироста ресурсов и запасов полезных ископаемых в 2020 году. Это связано, как уточняют в Минприроды, с невыполнением АО «Росгеология» условий государственных контрактов. Из-за новой коронавирусной инфекции были увеличены сроки выполнения геологоразведочных работ, где-то помешали неблагоприятные погодные условия.


Также на реализацию подпрограммы «Воспроизводство минерально-сырьевой базы, геологическое изучение недр» отрицательно повлияли очень многие факторы. В Счетной палате указали на нарушение сроков выполнения полевых, горно-буровых и лабораторно-аналитических работ. Аудиторы отметили излишнюю централизацию управленческих процессов на менеджменте головной организации единственного исполнителя, обратили внимание на отток квалифицированных геологических и управленческих производственных кадров. И в прошлые периоды для модернизации производственных фондов было неэффективно использованы имевшиеся финансовые и технические ресурсы.


Минэкономразвития оценило степень эффективности реализации Государственной программы в 2020 году ниже среднего. По мнению Счетной палаты, программа оценке эффективности не подлежит, поскольку доля показателей, по которым не представлены фактические значения, составляет 38,6 % (превышает 10 %). Напомним, в  2019 году, также по оценке Счетной палаты, степень эффективности Государственной программы «Воспроизводство и использование природных ресурсов» соответствовала низкому уровню эффективности.



Лолита Габриэль / nia.eco


Фото: Михаил Почуев/ТАСС Эксперты Счетной палаты РФ оценили эффективность трех Госпрограмм: «Развитие лесного хозяйства», «Охрана окружающей среды», «Воспроизводство и использование природных ресурсов». Аудиторы указали на недостатки и возможные риски, проведя детальный анализ их исполнения за период 2020 года. Государственная программа «Развитие лесного хозяйства» Фото: областьчистоты.рф Согласно отчету Счетной палаты РФ детальный план-график реализации Госпрограммы был утвержден приказом Минприроды России более чем на пять месяцев позже утверждения самой программы. Фактически часть контрольных событий со сроком исполнения до 3 квартала 2020 года была утверждена уже на прошедший период. Получается, что в первой половине года не проводились мониторинг и контроль реализации мероприятий Государственной программы. По плану Госпрограммы фактический объем заготовки древесины в отчетном 2020 году держится на уровне 32,2 %. Эта цифра не соответствуют значениям, установленным в Концепции долгосрочного социально-экономического развития страны — в ней указанный показатель запланирован на уровне 50 %. Аудиторы отметили, что оценивать эффективность субъектов РФ в области лесных отношений в полной мере не предоставляется возможным. Также сложно оценить, как решаются задачи по повышению научно-технического потенциала отрасли и внедрению инновационных разработок в лесное хозяйство. Не понятен должным образом прогресс в достижении цели и решении всех задач госпрограммы и ее подпрограмм. Между тем согласно анализу достижения целевых показателей в соответствии с данными Сводного годового доклада основные показатели почти достигли стопроцентного значения. «Перевыполнили план» только земли лесного фонда, переданные в пользование, а также площади лесовосстановления и лесоразведения (к площади вырубленных и погибших лесных насаждений). По данным Сводного годового доклада из 16 контрольных событий, предусмотренных планом реализации Государственной программы, в срок выполнено только 12. В детальном плане-графике на 2020 год были запланированы 147 контрольных событий, выполнены 125. На такой показатель повлияли: уменьшение лесных площадей в результате рубок, пожаров и уточнения лесоустройства, а также перевода земель лесного фонда в иные категории. Также возникла необходимость разработки новых проектов освоения лесов арендаторами лесных участков (на долю которых приходится около 80% от общего объема заготовки древесины) в связи с утверждением новых лесных планов субъектов Российской Федерации и лесохозяйственных регламентов лесничеств на очередной десятилетний период. Повлияли ограничения, связанные с распространением коронавирусной инфекции, недостаточно развитая дорожная сеть ряда субъектов РФ, лесные пожары, погодные условия, почвенно-климатические факторы, массовое развитие очагов сибирского шелкопряда и резкое увеличение численности непарного шелкопряда. «Масла подлил» низкий балл урожайности дуба на объектах лесного семеноводства. В некоторых субъектах РФ беда с лесосеменным фондом. Урожая семян лесных растений не было уже несколько лет подряд, а какие-то и вовсе заражены вредителями. По оценке Счетной палаты, степень эффективности Государственной программы «Развитие лесного хозяйства» соответствует среднему уровню эффективности. В ходе проверки аудиторы выявили кроме прочих 3 факта нарушений в сфере государственных закупок. Они связанны с изменением существенных условий контракта, не размещением соответствующей информации в единой информационной системе в сфере закупок, неверным отражением видов работ по коду ОКПД2. Госпрограмма «Охрана окружающей среды» Фото: IStock По Концепции долгосрочного социально-экономического развития РФ на период до 2020 года было предусмотрено сокращение количества городов с высоким и очень высоким уровнем загрязнения атмосферного воздуха не менее чем в 5 раз (на 2020 год таких городов насчитывалось 42). Планировалось сократить численность населения, проживающего в неблагоприятных экологических условиях не менее чем в 4 раза (таких насчитывалось в прошлом году 16,9 млн. человек). В первом случае по данным сводного годового доклада цифра городов с высоким и очень высоким уровнем загрязнения атмосферного воздуха уменьшилось до 34. А как сказано в годовом отчете Минприроды России (предварительные значения) людей, проживающих в неблагоприятных экологических условиях, тоже стало меньше — 9,6 млн. человек. Следует отметить, что в состав Госпрограммы входит федеральный проект «Чистая страна». Он призван наладить эффективное обращение с отходами производства и потребления, включая ликвидацию всех выявленных на 1 января 2018 года несанкционированных свалок в границах городов (191 свалка площадью более 1 га на территории 51 субъекта РФ). По данным Росприроднадзора, на момент формирования национального проекта «Экология» на территории субъектов РФ оставались нерекультивированными 8 323 несанкционированных свалок отходов в 68 субъектах Российской Федерации. Понятно, что реализация федерального проекта «Чистая страна» поможет справиться только с наиболее крупными свалками в черте городов. Детальным планом-графиком реализации Государственной программы «Охрана окружающей среды» на 2020 год было предусмотрено в 2020 году 180 различных мероприятий, их них по разным причинам наступило только 145. Например, в п. Танхой (Республика Бурятия) из-за сложной эпидемиологической ситуации, сложившейся в стране в 2020 году, не был введен в эксплуатацию объект Минприроды — комплекс «Байкальская волна». По этой же причине в Камчатском крае приостановили строительство административного здания ФГБУ «Кроноцкий государственный природный биосферный заповедник» и визит-центра в г. Елизово. Стоит отметить, что реализацию основных мероприятий Госпрограммы в полном объеме не обеспечил ее ответственный исполнитель — Министерство природы. В результате в 2020 году законодательно утвержденный объем бюджетных ассигнований уменьшен на более чем 10,5 млрд. рублей. А это, по мнению аудиторов Счетной палаты, создает риски невыполнения целей, задач и показателей, поставленных в указах Президента РФ, и может помешать повышению уровня экологической безопасности и сохранению природных систем в нашей стране. Согласно данным Сводного годового доклада все показатели Государственной программы по охране окружающей среды достигнуты. Но, по мнению аудиторов, корректировка плановых показателей федеральных проектов, входящих в структуру программы, привела к завышению результатов ее эффективности. Как уверены в Счетной палате, Госпрограмма не подлежит оценке эффективности в 2020 году по причине того, что доля показателей, по которым не представлены фактические значения, составляет 18 % (превышает 10 %). !На реализацию Госпрограммы в 2020 году оказывали влияние некоторые отрицательные факторы. К ним можно отнести: макроэкономические, финансовые, внешнеполитические факторы, задержку реализации мер государственного регулирования, природные и техногенные катастрофы. Госпрограмма «Воспроизводство и использование природных ресурсов» Фото: fra1.digitaloceanspaces.com Цели Госпрограммы и входящих в ее состав подпрограмм не в полной мере соответствуют требованиям, говорится в отчете Счетной палаты. Нет конкретности из-за размытых формулировок, допускающих неоднозначное толкование. Есть риски, что не все цели Госпрограммы будут достигнуты из-за нестабильности международной обстановки, в частности из-за введения санкций в отношении России. Последние ограничивают возможность привлечения кредитных ресурсов и импорта оборудования для проведения геологоразведочных работ на континентальном шельфе Российской Федерации. Что касается обеспечения экономики страны запасами минерального сырья и геологической информацией о недрах, в этом плане отсутствуют научно-обоснованные данные о конкретных потребностях отраслей экономики. Состав и значения целевых показателей Госпрограммы не обеспечивают полную достоверность и объективность в плане устойчивого обеспечения экономики страны запасами минерального сырья, уверены в счетной палате. Анализ соответствия целей, задач и значений целевых показателей Госпрограммы показал несоответствие части целей, задач и показателей документам стратегического планирования Российской Федерации (в частности Стратегии развития минерально-сырьевой РФ, Стратегии пространственного развития РФ и Водной стратегии РФ). Как пишется в документе Счетной палаты, ограниченные возможности региональных бюджетов могут снижать эффективность исполнения ими собственных полномочий в сфере природопользования, приводить к росту межрегиональных различий в сфере обеспеченности природными ресурсами. Подавляющее большинство субъектов РФ являются дотационными, ряд территорий — высокодотационными. Минимизировать риски исполнения мероприятий Госпрограммы, как считают аудиторы, возможно на основе стимулирования межрегионального сотрудничества и совершенствования нормативно-правового регулирования в сфере недропользования. Также стоит обратить внимание на дифференциацию условий софинансирования региональных проектов по строительству и капитальному ремонту гидротехнических сооружений. В рамках детального плана-графика Госпрограммы на 2020 год было запланировано 160 мерприятий, 15 из них не состоялись. В частности в результате не освоения Росводресурсами бюджетных ассигнований на предоставление бюджетных инвестиций в 2020 году не выполнены строительство и реконструкция двух объектов. Это стабилизация русла р. Амур в Еврейской автономной области и (326 – 327 км судового хода) и строительство защитной дамбы в г. Дубне Московской области. Зафиксирована и отрицательная динамика показателей объема выполненных геологоразведочных работ, прироста ресурсов и запасов полезных ископаемых в 2020 году. Это связано, как уточняют в Минприроды, с невыполнением АО «Росгеология» условий государственных контрактов. Из-за новой коронавирусной инфекции были увеличены сроки выполнения геологоразведочных работ, где-то помешали неблагоприятные погодные условия. Также на реализацию подпрограммы «Воспроизводство
Комментарии
Минимальная длина комментария - 50 знаков. комментарии модерируются
Комментарии для сайта Cackle

Смотрите также:

Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика