О результатах работы Управления Росприроднадзора по Иркутской области за 2016 год - «Экологические новости» » Новости Экологии
Создать акаунт
Новости Экологии » Здравоохранение » О результатах работы Управления Росприроднадзора по Иркутской области за 2016 год - «Экологические новости»

О результатах работы Управления Росприроднадзора по Иркутской области за 2016 год - «Экологические новости»

17 фев 2017, 11:01
Здравоохранение / Цели в области устойчивого развития / Экология / В мире / СТАТЬИ / ООН / Культура и образование
341
0

О результатах работы Управления Росприроднадзора по Иркутской области за 2016 год - «Экологические новости»


Федеральной службой по надзору в сфере природопользования в рамках имеющихся полномочий выполняется 122 государственных услуг и функций.
Управлением принимаются меры для сокращения количества на территории Иркутской области свалок отходов производства и потребления. В 2016 году Управлением проведено 158 рейдов, в том числе совместно с иными надзорными органами, выявлено 35 несанкционированных свалок на площади 57,246149 га, из них 15 расположены на БПТ (площадь –16,557302 га).
Необходимо отметить, что Управлением приняты меры не только по выявлению несанкционированных свалок, но и по понуждению органов региональной власти к разработке мероприятий по ликвидации свалок, в том числе посредством обязательного включения свалок в территориальные схемы по обращению с отходами, предусматривающими их рекультивацию.
В Иркутской области очень остро стоит вопрос размещения отходов. В настоящее время на территории Иркутской области 139 объектов размещения отходов (далее – ОРО) зарегистрировано в государственном реестре объектов отходов (далее – ГРОРО), из них 30 полигона (24 включены в ГРОРО, остальные 6 нет, основные причины: отсутствие ГЭЭ и несоответствие категории земель). Ранее в информационной базе ГРОРО по Иркутской области находилось 146 объектов размещения отходов (ОРО). 7 ОРО были исключены из ГРОРО приказом Росприроднадзора по заявлению собственника ОРО, по причине окончания срока эксплуатации и дальнейшей рекультивации объекта. Одной из основных причин не включения ОРО в ГРОРО является расположение ОРО на землях населенных пунктов, что является нарушением федерального закона об отходах производства и потребления.
Проект территориальной схемы обращения с отходами, в том числе с твердыми коммунальными отходами в Иркутской области, согласован Управлением 11.11.2016 № 3/06-7891 и Федеральной службой по надзору в сфере природопользования письмом от 29.11.2016 № АА-03-03-31/24270 с рядом замечаний, которые Министерство природных ресурсов и экологии, являясь исполнителем данного проекта, должно устранить. Основным замечанием являлось отсутствие решения по судьбе свалок. Данная информация должна быть отражена в составе экологических программ, и отсутствие данной информации напрямую повлияет на получение субсидий Иркутской области на софинансирование данных программ, на покрытие расходов на сбор, транспортирование, обработку, утилизацию отходов от использования товаров, на покрытие дефицита средств, поступающих в счет оплаты населением услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами, на выполнение инженерных изысканий, подготовку проектной документации для строительства объектов, используемых для обработки, утилизации отходов, объектов обезвреживания отходов, на строительство и оснащение таких объектов, что, безусловно, скажется как на экологической ситуации в регионе в целом, так и на социально-экономическом развитии Иркутской области.
За 12 месяцев 2016 года по результатам деятельности Управления общий объем поступлений в бюджеты бюджетной системы Российской Федерации в виде штрафов, платы за НВОС и возмещение вреда (в т.ч. по искам), причиненного окружающей среде составил 950 754,3 тыс.рублей.
По итогам работы Управления Иркутской области в 2016 году в бюджеты всех уровней поступило доходов от платы за негативное воздействие на окружающую среду в размере 894181,2 тыс. руб., из них 95% – в консолидированный бюджет – 849472,1 тыс. руб.
В 2016 году Управлением составлено 15 расчетов вреда на общую сумму 7 711,655 тыс.руб. Возмещено в добровольном порядке в 2016 году – 76,267 тыс.руб.
В 2012 году Управлением проведено 273 проверки, в 2013 – 268, в 2014 – 254, в 2015 г. – 301, в 2016 – 645. Значительное увеличение числа проверок обусловлено тем, что в 2016 году 336 проверок проведено с целью принятия решения о предоставлении либо о переоформлении лицензии на осуществление деятельности по обезвреживанию и размещению отходов I-IV классов опасности.
В 2016 году инспекторами Управления начислено штрафов на сумму 23031 тыс. руб., взыскано штрафов на сумму 12328,75 тыс. руб.
В 2016 году в Управление поступило 250 комплектов материалов проектных документаций для организации и проведения экспертизы. Утверждено заключений ГЭЭ всего 246, из них:

•поступивших и утвержденных за 2016 год – 193;

•переходящих с прошлых лет (с 2015 года) – 53.
По всем 193 объектам экспертиза организована и завершена своевременно. Федеральный закон от 28.06.2014 №181-ФЗ в первую очередь позволил реализовать положения ст. 5 Федерального закона от 01.05.1999 № 94-ФЗ «Об охране озера Байкал» в части обязательности государственной экологической экспертизы. Ранее данная статья носила декларативный характер.
Наибольшее количество замечаний к проектным документам у экспертов возникает к вопросам обращения с отходами, поскольку Байкальская природная территория не обеспечена достаточным количеством объектов размещения отходов, что на данный момент, несомненно, способствует ограничению роста числа мест несанкционированного размещения отходов.
За период с 2014 по 2016 года Управлением подготовлено 36 отрицательных заключений, что составляет 8 % от общего числа проведенных государственных экологических экспертиз.
Также необходимо отметить, что по 28 % проектным материалам сроки проведения государственной экологической экспертизы продлеваются по заявлению заказчика, что говорит о необходимости устранения выявленных экспертной комиссией замечаний по проектной документации. Среди наиболее существенных проблем стоит отметить наличие проектных решений, которые могли бы при реализации в первоначальном виде привести к сбросу хозфекальных стоков от жилых домов на рельеф местности, затоплению грунтовыми водами подземных этажей, зданий, несанкционированному размещению отходов. В качестве примера можно привести следующее: в ходе проведения государственной экологической экспертизы проектной документации детского сада было выявлено повышенное содержание родона; экспертами даны соответствующие замечания, которые были учтены, проект доработан.
Кроме того, отмечается увеличение количества обращений с ходатайствами на получение разрешений на сбросы предприятий, ранее не обращавшихся в адрес Управления за получением указанного документа.
В соответствии с требованиями статьи 69.2 Федерального закона от 10.01.2002 № 7-ФЗ "Об охране окружающей среды" (далее – Закон № 7-ФЗ) юридические лица и индивидуальные предприниматели обязаны поставить на государственный учет эксплуатируемые ими объекты, оказывающие негативное воздействие на окружающую среду (далее – объекты НВОС). По данным на начало февраля, Управлением выдано Свидетельств о постановке на государственный учет объекта, оказывающего негативное воздействие на окружающую среду – 911 шт., а Службой охраны природы и озера Байкал – 899 шт.
В целях повышения эффективности деятельности по противодействию экологическим преступлениям и иным правонарушениям Управление Росприроднадзора по Иркутской области активно сотрудничает с правоохранительными органами Российской Федерации. В частности, в 2016 году на основании запросов прокуратуры проведено 25 внеплановых проверок, 5 рейдовых мероприятий. Прокуратурой Управление Росприроднадзора по Иркутской области привлекалось к участию в 29 проверках. Управлением проведено 4 рейдовых мероприятия с участием органов прокуратуры и Министерства внутренних дел Российской Федерации.
Управлением в соответствии с поручением Правительства Российской Федерации от 10.12.2015 года № АХ-П9-8340, во исполнение Графика проведения внеплановых проверок в отношении водопользователей озера Байкал и реки Селенга на территории Республики Бурятия и Иркутской области, утвержденного приказом Федеральной службы по надзору в сфере природопользования от 29.12.2015 года №1061, проведено 16 проверок водопользователей, расположенных в Центральной экологической зоне Байкальской природной территории. По 5 проверкам не было выявлено ни одного нарушения. По остальным 11 проверкам было выявлено 73 нарушения. В целях устранения выявленных нарушений выдано 44 предписания об устранении нарушений законодательства в области охраны окружающей среды и нарушений природоохранных требований. Выполнено по состоянию на 30.11.2016 15 предписаний. Вынесено 68 постановлений о назначений административных наказаний на общую сумму 4738 тыс.руб., из них по состоянию на 30.11.2016 взыскано штрафов по 12 постановлениям на сумму 403 тыс. руб.Направлено 2 требования о возмещении вреда в добровольном порядке ( водному объекту на сумму 1542,587 тыс.руб., почвам на сумму 21,924 тыс.руб.).
Исполняя полномочия по выявлению и пресечению нарушений природоохранного законодательства, Управление взаимодействует с гражданским обществом главным образом путем рассмотрения в рамках компетенции поступающих в Управление обращений граждан в порядке, установленном Федеральным законом от 02.05.2006 № 59-ФЗ «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации». Так, в 2012 г. рассмотрено 170 обращений граждан, в 2013 году – 270, в 2014 году – 269, по итогам 2015 года Управлением рассмотрено 301 обращение граждан, в 2016 – 458. По всем обращениям приняты необходимые меры реагирования. Кроме того, с 2016 года Управление активнее привлекает граждан в проведении проверок.
Темы, указанные в обращениях, затрагивают самые «острые» проблемы Иркутской области – неблагоприятная экологическая обстановка в городах Братск, Ангарск, Шелехов, большое количество свалок. Рост количества обращений свидетельствует не только об активной гражданской позиции заявителей, но и о росте уровня доверия населения к Росприроднадзору.
Учитывая, что профилактика и предотвращение нарушений природоохранного законодательства является не менее важной составляющей государственного надзора, наряду с их выявлением и пресечением, Управлением ведется системная работа по развитию экологического просвещения в регионе в целях формирования экологической культуры в обществе, воспитания бережного отношения к природе, рационального использования природных ресурсов. Так, Управление активно участвует в организации и проведении всероссийских субботников, экологических фестивалей, акций, иных тематических природоохранных и социально-значимых проектах.
Ежегодно, с 2012 года, Управление принимают участие в массовой экологической акции «Сохраним леса Прибайкалья!» и Всероссийской дне посадки леса. Данные мероприятия призваны привлечь внимание сибиряков к проблеме охраны леса, предупреждения лесных пожаров и засорения лесных массивов, особенно в зонах отдыха. В число ежегодных мероприятий входят субботники: в мае – июне Управление принимает участие в городских месячниках очистки территории от мусора, в августе-сентябре выступает в качестве организатора и координатора, вовлекая в участие жителей муниципальных образований Иркутской области, сотрудников крупнейших региональных предприятий, студентов, школьников, представителей общественных организаций.
С 2013 года на правах одного из организаторов сотрудники Управления принимают участие в крупномасштабном мероприятии «Ледовый переход через Байкал», цель которого: привлечь внимание к проблемам загрязнения озера Байкал, популяризация экологических знаний о Байкальской природной территории.
Кроме того, взаимодействие Управления с гражданским обществом ведется посредством официального сайта Росприроднадзора, средств массовой информации, где регулярно публикуется актуальная информация о деятельности Управления, полезная информация для природопользователей.
Согласно распоряжению Росприроднадзора от 30.12.2016 №33-р «О плане Росприроднадзора по реализации основных мероприятий по проведению в 2017 году в Российской Федерации Года экологии, Управлению поручено организовать контроль за реализацией мероприятий, которые обязуются выполнить ОАО «РУСАЛ Братск», ОАО «Группа «Илим» в рамках трехстороннего соглашения между Росприроднадзором, правительством Иркутской области и данными предприятиями. Так, «РУСАЛ Братск» в рамках соглашения обязуется реализовать следующие мероприятия:

•строительство и ввод в эксплуатацию «сухих» газоочистных установок электролизного производства (корпуса 11-12);

•модернизация действующих газоочистных установок электролизного производства;

•мероприятия, направленные на повышение эффективности горелочных устройств герметизации технологического оборудования;

•реконструкция шламовых полей;

•обустройство санитарно-защитной зоны завода;

•переработка отходов производства на собственном производстве;

•финансирование строительства жилья для переселения жителей поселка Чекановский, расположенного в санитарно-защитной зоне завода;

•проведение акции «Зеленая неделя», посвященной Всемирному дню охраны окружающей среды».

«Группа Илим» проведет мероприятия:

•по реконструкции котлов утилизаторов промышленных отходов;

•по модернизации и реконструкции систем газоочистных сооружений;

•по модернизации и реконструкции систем очистки промышленных стоков.
Необходимо отметить, что условия нормирования у данных предприятий крайне жесткие, чтобы снизить сброс загрязняющих веществ, но в целом можно сказать, что благодаря оперативному взаимодействию Управления с предприятиями это сделать удается.
По итогам 2016 года можно сказать о том, что снизился сброс сточных вод в водные объекты у предприятий КОС БМО, «Саянскхимпласт»; зафиксировано снижение выбросов в атмосферу загрязняющих веществ. «Группа Илим» прекратила осуществлять сброс сточных вод в ручей Катылов в Усть-Илимске, таким образом масса загрязняющих веществ сократилась. Филиал ОАО «Группа «Илим» в г. Братске сократил выброс сероводорода на 64,7% (было – 51 тонна, в 2016 году – уже менее 18 тонн). Также зафиксировано снижение выбросов метилмеркаптана на 28% (было 5, стало 3,6).
«Русал» в г. Шелехов снизил выбросы фторидов газообразных на 12,7% (было 407,05 т, стало – 355,3), бензапирена – на 13,2% (было 0,37, стало – 0,32). ОАО «Русал Братск» в г. Братске снизил выбросы фторидов газообразных на 0,1% (было 1279,6, стало 1278,9), баензапирена – на 4,02% (2,48 и 2,39 соответственно).
Также Управление выступит организатором в эколого-просветительских мероприятиях, природоохранных социально-образовательных проектах, которые внесены в «План мероприятий по проведению в 2017 году Года экологии и Года особо охраняемых природных территорий на территории Иркутской области», утвержденный первым заместителем губернатора Иркутской области – председателем правительства Иркутской области А.С.Битаровым распоряжением от 15.09.2016 №519-рп. Это организация и участие в субботниках, проведение экологических уроков.
Данные мероприятия Управлением уже реализуются – 11 января, во Всероссийский день заповедников и нацпарков», проведен урок экологии на тему: «Особо охраняемые территории федерального значения Иркутской области» для учеников МБОУ№2 г.Иркутска; 19 января руководитель Управления рассказала о мероприятиях в рамках Года экологии в прямом эфире телеканала «Вести 24».
Безусловно, Управление примет активное участие в мероприятиях Росприроднадзора – проведении Всероссийского экологического урока, диктанта и конкурса сочинений, акции «Всероссийский экологический субботник «Зеленая Россия» и др.


Федеральной службой по надзору в сфере природопользования в рамках имеющихся полномочий выполняется 122 государственных услуг и функций. Управлением принимаются меры для сокращения количества на территории Иркутской области свалок отходов производства и потребления. В 2016 году Управлением проведено 158 рейдов, в том числе совместно с иными надзорными органами, выявлено 35 несанкционированных свалок на площади 57,246149 га, из них 15 расположены на БПТ (площадь –16,557302 га). Необходимо отметить, что Управлением приняты меры не только по выявлению несанкционированных свалок, но и по понуждению органов региональной власти к разработке мероприятий по ликвидации свалок, в том числе посредством обязательного включения свалок в территориальные схемы по обращению с отходами, предусматривающими их рекультивацию. В Иркутской области очень остро стоит вопрос размещения отходов. В настоящее время на территории Иркутской области 139 объектов размещения отходов (далее – ОРО) зарегистрировано в государственном реестре объектов отходов (далее – ГРОРО), из них 30 полигона (24 включены в ГРОРО, остальные 6 нет, основные причины: отсутствие ГЭЭ и несоответствие категории земель). Ранее в информационной базе ГРОРО по Иркутской области находилось 146 объектов размещения отходов (ОРО). 7 ОРО были исключены из ГРОРО приказом Росприроднадзора по заявлению собственника ОРО, по причине окончания срока эксплуатации и дальнейшей рекультивации объекта. Одной из основных причин не включения ОРО в ГРОРО является расположение ОРО на землях населенных пунктов, что является нарушением федерального закона об отходах производства и потребления. Проект территориальной схемы обращения с отходами, в том числе с твердыми коммунальными отходами в Иркутской области, согласован Управлением 11.11.2016 № 3/06-7891 и Федеральной службой по надзору в сфере природопользования письмом от 29.11.2016 № АА-03-03-31/24270 с рядом замечаний, которые Министерство природных ресурсов и экологии, являясь исполнителем данного проекта, должно устранить. Основным замечанием являлось отсутствие решения по судьбе свалок. Данная информация должна быть отражена в составе экологических программ, и отсутствие данной информации напрямую повлияет на получение субсидий Иркутской области на софинансирование данных программ, на покрытие расходов на сбор, транспортирование, обработку, утилизацию отходов от использования товаров, на покрытие дефицита средств, поступающих в счет оплаты населением услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами, на выполнение инженерных изысканий, подготовку проектной документации для строительства объектов, используемых для обработки, утилизации отходов, объектов обезвреживания отходов, на строительство и оснащение таких объектов, что, безусловно, скажется как на экологической ситуации в регионе в целом, так и на социально-экономическом развитии Иркутской области. За 12 месяцев 2016 года по результатам деятельности Управления общий объем поступлений в бюджеты бюджетной системы Российской Федерации в виде штрафов, платы за НВОС и возмещение вреда (в т.ч. по искам), причиненного окружающей среде составил 950 754,3 тыс.рублей. По итогам работы Управления Иркутской области в 2016 году в бюджеты всех уровней поступило доходов от платы за негативное воздействие на окружающую среду в размере 894181,2 тыс. руб., из них 95% – в консолидированный бюджет – 849472,1 тыс. руб. В 2016 году Управлением составлено 15 расчетов вреда на общую сумму 7 711,655 тыс.руб. Возмещено в добровольном порядке в 2016 году – 76,267 тыс.руб. В 2012 году Управлением проведено 273 проверки, в 2013 – 268, в 2014 – 254, в 2015 г. – 301, в 2016 – 645. Значительное увеличение числа проверок обусловлено тем, что в 2016 году 336 проверок проведено с целью принятия решения о предоставлении либо о переоформлении лицензии на осуществление деятельности по обезвреживанию и размещению отходов I-IV классов опасности. В 2016 году инспекторами Управления начислено штрафов на сумму 23031 тыс. руб., взыскано штрафов на сумму 12328,75 тыс. руб. В 2016 году в Управление поступило 250 комплектов материалов проектных документаций для организации и проведения экспертизы. Утверждено заключений ГЭЭ всего 246, из них: •поступивших и утвержденных за 2016 год – 193; •переходящих с прошлых лет (с 2015 года) – 53. По всем 193 объектам экспертиза организована и завершена своевременно. Федеральный закон от 28.06.2014 №181-ФЗ в первую очередь позволил реализовать положения ст. 5 Федерального закона от 01.05.1999 № 94-ФЗ «Об охране озера Байкал» в части обязательности государственной экологической экспертизы. Ранее данная статья носила декларативный характер. Наибольшее количество замечаний к проектным документам у экспертов возникает к вопросам обращения с отходами, поскольку Байкальская природная территория не обеспечена достаточным количеством объектов размещения отходов, что на данный момент, несомненно, способствует ограничению роста числа мест несанкционированного размещения отходов. За период с 2014 по 2016 года Управлением подготовлено 36 отрицательных заключений, что составляет 8 % от общего числа проведенных государственных экологических экспертиз. Также необходимо отметить, что по 28 % проектным материалам сроки проведения государственной экологической экспертизы продлеваются по заявлению заказчика, что говорит о необходимости устранения выявленных экспертной комиссией замечаний по проектной документации. Среди наиболее существенных проблем стоит отметить наличие проектных решений, которые могли бы при реализации в первоначальном виде привести к сбросу хозфекальных стоков от жилых домов на рельеф местности, затоплению грунтовыми водами подземных этажей, зданий, несанкционированному размещению отходов. В качестве примера можно привести следующее: в ходе проведения государственной экологической экспертизы проектной документации детского сада было выявлено повышенное содержание родона; экспертами даны соответствующие замечания, которые были учтены, проект доработан. Кроме того, отмечается увеличение количества обращений с ходатайствами на получение разрешений на сбросы предприятий, ранее не обращавшихся в адрес Управления за получением указанного документа. В соответствии с требованиями статьи 69.2 Федерального закона от 10.01.2002 № 7-ФЗ "Об охране окружающей среды" (далее – Закон № 7-ФЗ) юридические лица и индивидуальные предприниматели обязаны поставить на государственный учет эксплуатируемые ими объекты, оказывающие негативное воздействие на окружающую среду (далее – объекты НВОС). По данным на начало февраля, Управлением выдано Свидетельств о постановке на государственный учет объекта, оказывающего негативное воздействие на окружающую среду – 911 шт., а Службой охраны природы и озера Байкал – 899 шт. В целях повышения эффективности деятельности по противодействию экологическим преступлениям и иным правонарушениям Управление Росприроднадзора по Иркутской области активно сотрудничает с правоохранительными органами Российской Федерации. В частности, в 2016 году на основании запросов прокуратуры проведено 25 внеплановых проверок, 5 рейдовых мероприятий. Прокуратурой Управление Росприроднадзора по Иркутской области привлекалось к участию в 29 проверках. Управлением проведено 4 рейдовых мероприятия с участием органов прокуратуры и Министерства внутренних дел Российской Федерации. Управлением в соответствии с поручением Правительства Российской Федерации от 10.12.2015 года № АХ-П9-8340, во исполнение Графика проведения внеплановых проверок в отношении водопользователей озера Байкал и реки Селенга на территории Республики Бурятия и Иркутской области, утвержденного приказом Федеральной службы по надзору в сфере природопользования от 29.12.2015 года №1061, проведено 16 проверок водопользователей, расположенных в Центральной экологической зоне Байкальской природной территории. По 5 проверкам не было выявлено ни одного нарушения. По остальным 11 проверкам было выявлено 73 нарушения. В целях устранения выявленных нарушений выдано 44 предписания об устранении нарушений законодательства в области охраны окружающей среды и нарушений природоохранных требований. Выполнено по состоянию на 30.11.2016 15 предписаний. Вынесено 68 постановлений о назначений административных наказаний на общую сумму 4738 тыс.руб., из них по состоянию на 30.11.2016 взыскано штрафов по 12 постановлениям на сумму 403 тыс. руб.Направлено 2 требования о возмещении вреда в добровольном порядке ( водному объекту на сумму 1542,587 тыс.руб., почвам на сумму 21,924 тыс.руб.). Исполняя полномочия по выявлению и пресечению нарушений природоохранного законодательства, Управление взаимодействует с гражданским обществом главным образом путем рассмотрения в рамках компетенции поступающих в Управление обращений граждан в порядке, установленном Федеральным законом от 02.05.2006 № 59-ФЗ «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации». Так, в 2012 г. рассмотрено 170 обращений граждан, в 2013 году – 270, в 2014 году – 269, по итогам 2015 года Управлением рассмотрено 301 обращение граждан, в 2016 – 458. По всем обращениям приняты необходимые меры реагирования. Кроме того, с 2016 года Управление активнее привлекает граждан в проведении проверок. Темы, указанные в обращениях, затрагивают самые «острые» проблемы Иркутской области – неблагоприятная экологическая обстановка в городах Братск, Ангарск, Шелехов, большое количество свалок. Рост количества обращений свидетельствует не только об активной гражданской позиции заявителей, но и о росте уровня доверия населения к Росприроднадзору. Учитывая, что профилактика и предотвращение нарушений природоохранного законодательства является не менее важной составляющей государственного надзора, наряду с их выявлением и пресечением, Управлением ведется системная работа по развитию экологического просвещения в регионе в целях формирования экологической культуры в обществе, воспитания бережного отношения к природе, рационального использования природных ресурсов. Так, Управление активно участвует в
Комментарии
Минимальная длина комментария - 50 знаков. комментарии модерируются

Смотрите также: