К вопросу о состоянии и перспективах развития законодательства в области охраны окружающей среды и природопользования - «Экологические новости»
К вопросу о состоянии и перспективах развития законодательства в области охраны окружающей среды и природопользования - «Экологические новости»
21 апреля 2016 года в Государственной Думе Федерального Собрания Российской Федерации при Комитете по природным ресурсам, природопользованию и экологии состоялось расширенное заседание Высшего экологического совета с темой обсуждения «Обзор правоприменительной практики и проблемы реализации ключевых законодательных актов в области охраны окружающей среды и природопользования, принятых в период работы Государственной Думы 6 созыва».
В числе основных обсуждался и вопрос об изменениях, внесенных в:
1. Федеральный закон от 29.12.2014 № 458-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «Об отходах производства и потребления», отдельные законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу отдельных законодательных актов (положений законодательных актов) Российской Федерации»;
2. Федеральный закон от 21.07.2014 № 219-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «Об охране окружающей среды» и отдельные законодательные акты Российской Федерации».
Как было отмечено на Совете данными законодательными актами внесены комплексные изменения в природоохранное законодательство, в том числе:
расширены полномочия органов государственной власти; дифференцирован подход к применению мер государственного регулирования в отношении объектов хозяйственной и иной деятельности;
правовое воплощение получила новая система нормирования в области охраны окружающей среды, построенная на принципах наилучших доступных технологий;
оптимизирована система государственного экологического надзора, усовершенствован механизм экологической отчетности;
введены реальные механизмы экономического стимулирования, усовершенствован механизм платы за негативное воздействие на окружающую среду;
пересмотрена административная ответственность;
сделан значительный шаг к возрождению государственной экологической экспертизы.
Вместе с тем, Высший экологический совет обращает внимание, что одним из основных условий достижения поставленных Федеральным законом № 458-ФЗ целей является эффективная разработка и своевременное принятие 27 подзаконных нормативных правовых актов.
Согласно плану, утвержденному Правительством, ответственность за подготовку данных актов распределена между Минприроды России, Минстроем России, Минпромторгом России и ФАС. На сегодняшний день принято лишь 6 из них, а остальные до сих пор находятся в разработке. При этом особое внимание Высший экологический совет обращает на отсутствие таких нормативных актов, как:
правила обращения с твердыми коммунальными отходами;
порядок определения нормативов накопления твердых коммунальных отходов;
правила коммерческого учета объёма и (или) массы твёрдых коммунальных отходов;
основы ценообразования в области обращения с твёрдыми коммунальными отходами;
правила регулирования тарифов в области обращения с твёрдыми коммунальными отходами;
порядок проведения конкурсного отбора региональных операторов по обращению с твёрдыми коммунальными отходами.
В отношении Федерального закона от 21.07.2014 № 219-ФЗ ситуация аналогичная лишь с поправкой на то, что большинство его положений вступают в силу с 2019 года.
В развитие данного федерального закона должно быть принято всего 33 подзаконных акта уровня Правительства Российской Федерации и Минприроды России. Из них 11 уже издано, 2 полностью готовы к изданию. Остальные же находятся на различных этапах подготовки и согласования.
По итогам заседания были сформулированы рекомендации заинтересованным органам исполнительной власти Российской Федерации