Антон Кульбачевский: в Москве одна из самых современных в мире систем экомониторинга - «Экологические новости»
Антон Кульбачевский: в Москве одна из самых современных в мире систем экомониторинга - «Экологические новости»
Руководитель департамента природопользования и охраны окружающей среды Москвы - о качестве столичного воздуха, о конце эры "москвофобии" и красноухих черепахах
В Москве подготовлен проект экологической стратегии до 2030 года. В его создании приняли участие как эксперты в области охраны окружающей среды, так и жители столицы. Специальный краудсорсинговый опрос прошли более 4,6 тыс. человек в возрасте от 16 до 87 лет. Эксперты отобрали около 1,3 тыс. идей. О том, что ждет горожан в области защиты природы в ближайшее время, рассказал в интервью ТАСС глава столичного департамента природопользования и охраны окружающей среды Антон Кульбачевский.
- Охарактеризуйте, пожалуйста, нынешнее состояние экологии Москвы?
- За последние пять лет в городе удалось преломить тенденцию к ухудшению состояния окружающей среды. Если в 2010 году в Москве общее количество выбросов в атмосферу в год составляло 1 млн тонн, то в 2015 - уже менее 900 тыс. тонн. При этом в городе ежегодно парк машин увеличивается на 200-400 тыс. То есть практически 10% мы уже отвоевали у главного загрязнителя - автотранспорта. Ну а если очищается атмосферный воздух, очищаются и все остальные среды - и вода, и почва.
- Что было сделано в области природоохраны за последние пять лет?
- Первое - мы усовершенствовали законодательство. Второе - убрали мусор на наших природных территориях. Это было сделано в 2011-2012 годы.
Если говорить об озеленении Москвы, то стартовала акция "Миллион деревьев" по посадке деревьев и кустарников во дворах, также мы начали озеленять пешеходные пространства, территории социальных объектов.
Если говорить о работе с промышленными предприятиями, то были закрыты элеватор в Печатниках, завод "Эколог", против которых активно выступали жители. Началась тотальная реконструкция тех производств и объектов, которые оказывают локальное негативное влияние на жилую застройку, в основном, на юге, юго-востоке и востоке города. Московский нефтеперерабатывающий завод, Курьяновские и Люберецкие очистные сооружения начали реконструкцию. Сейчас, по истечению пяти лет, уже есть результат - негативное воздействие на жилые районы Юго-Восточного округа уменьшилось, это подтверждается данными "Мосэкомониторинга".
Мы постоянно активно развиваем систему экомониторинга, переоснащаем ее. Она у нас одна из самых современных в мире. Считаю, что также большая работа была проделана по улучшению имиджа Москвы в международном сообществе. Мы начали представлять данные для разных экологических рейтингов, выяснили, наконец, свое место среди крупных мегаполисов мира.
До этого была какая-то "москвофобия", нам не доверяли западные партнеры. Они говорили о том, что мы все скрываем и нам нечем похвастаться, но это совершенно не так. По количеству зеленых насаждений мы занимаем практически первое место среди мегаполисов - у нас 54,5% территории старой Москвы занято зелеными насаждениями. Больше ни один мегаполис мира не может этим похвастаться. По состоянию воздуха сопоставимы с такими городами как Париж, Лондон, Нью-Йорк, не уступаем им по качеству атмосферы. Вода тоже у нас довольно чистая.
С каждым годом мы становимся все более открытыми - активно работает горячая линия 777-77-77, которая теперь стала общегородской. На нее поступает большое количество обращений граждан. По всем коммуникациям есть обмен информацией с жителями, с общественными организациями, с политическими партиями. Можно высказать свою позицию через портал "Активный гражданин" или оставить жалобу на нарушение природоохранного законодательства на портале "Наш город". Мы ничего не скрываем: экологическая информация в городе доступна, ее можно получить как через интернет, так и в СМИ.
Мы обсуждаем с экспертами-экологами и учеными наиболее злободневные вопросы и проблемы на круглых столах в рамках Гражданского форума. Экорезиденцию волонтеров и городских активистов проводим второй год подряд, Общественный совет при департаменте природопользования периодически собирается. Как пример – подготовка проекта экологической стратегии Москвы до 2030 года. Можно сказать, что это народный документ, поскольку в его подготовке участвовали все заинтересованные стороны – и органы власти, и эксперты – члены Общественного совета, и сами жители в рамках краудсорсиногового проекта.
- Проект стратегии еще не утвержден. Будут ли вноситься в него изменения, когда планируется утвердить документ?
- Скорее всего, в следующем году он будет принят правительством Москвы. Сейчас этот документ практически со всеми согласован. В рамках краудсорсингового проекта было подано более 5 тыс. идей, многие из которых мы уже учли в тексте документа.
- Одной из основных задач экологической стратегии города является сокращение риска здоровью москвичей в целом по городу на 10 %. Каким образом планируется этого достичь?
- Медики считают, что экология влияет на здоровье человека на 20-30%, 70% - это другие факторы. Поэтому наша основная задача - улучшение параметров окружающей среды. Мы продолжаем работать с медицинской статисткой, сейчас просматриваем определенные локусы распространения некоторых болезней.
Например, в Печатниках, до закрытия цементного элеватора было много обращений по детским легочным заболеваниям. Понятно, пыль оседает на бронхах, практически их цементирует. Поэтому там астматиков очень много было. После закрытия элеватора в 2012 году, по данным медиков, ситуация начала выправляться. Это один из примеров. Но здесь и загрязнитель известен, и понятно, на что влияет, все просчитать легко. А бывает сразу несколько источников.
Например, на Юго-Востоке столицы сосредоточено большое количество промышленных предприятий - МНПЗ, Курьяновские очистные сооружения и т.д., но рядом еще и МКАД проходит. Таким образом, бывает сложно определить, какой именно источник оказывает воздействие. Но хуже всего запахи, которые мы не чувствуем. Они, в основном, в выбросах от автотранспорта.
- В стратегии говорится, что в области работы с населением приоритетной является разработка наглядного показателя загрязнения атмосферного воздуха, отражающего уровень его опасности для здоровья, и соответствующих рекомендаций для населения. Как планируется оповещать людей о загрязнениях?
- У нас много каналов информирования: это и СМИ, интернет-сообщения, различные электронные сервисы, например, сайт "Мосэкомониторинга". Все желающие могут зайти и снять информацию о состоянии воздуха практически в любой точке города. В настоящее время мы информируем граждан, например, о неблагоприятных метеоусловиях.
Также на сайте "Мосэкомониторинга" ежедневно публикуется информация о том, каковы условия рассеивания выбросов на данную дату, что за концентрации основных загрязняющих веществ в воздухе.
Сегодня основное информирование идет через интернет. Кроме того, публикуются и итоговые ежегодные доклады о состоянии окружающей среды. В дальнейшем, возможно расширение каналов получения данных о состоянии воздуха. Это сообщения в новостных сюжетах на телевидении, специальные приложения для мобильных устройств, электронные табло на улицах города. Мы будем использовать все доступные возможности для распространения экологической информации.
- Как ведется экологический мониторинг?
- В каждом округе, где это необходимо, есть автоматические станции для наблюдения за качеством воздуха, несколько станций были созданы в 2014-2015 годы, последняя из них недавно установлена рядом с МКАД. Сейчас их уже 55 и в ближайшее время планируется установить еще одну.
Есть также три мобильные станции, которые выезжают по жалобам жителей. "Лигетт-Дукатт", например. Были жалобы жителей, станция полтора месяца дежурила возле предприятия, в том числе, по ночам, и смотрели, как ветер меняется, куда табачная пыль попадает. Эта работа довольно скрупулезная. Недавно также по жалобам жителей мы установили передвижную станцию на улице Окская недалеко от промзоны Грайвороново.
Кроме того, проводится экологический мониторинг водных объектов, почвы, зеленых насаждений. Например, в столице организованы режимные наблюдения за качеством поверхностных водных объектов, в том числе реки Москвы и ее притоков.
Общее количество створов наблюдений с учетом Новой Москвы - 66. Из них на Москве-реке предусмотрено 13 контрольных створов, в устьях малых рек - 14 створов, 18 створов расположены на крупных притоках, 14 - на присоединенных территориях. Отбор проб осуществляется ежемесячно в течение всего года по 40 показателям, включающим в себя биогенные вещества, металлы, нефтепродукты, токсичность и др.
- На сайте "Мосэкомониторинга" информация о состоянии воздуха транслируется онлайн. СМИ сообщают о загрязнении атмосферы, ссылаясь на эти данные, которые потом департамент не подтверждает. Эта информация неверна?
- Система создавалась давно, и мы сейчас хотим усовершенствовать ее. Для обычного потребителя - не профессионала - она довольно тяжело читается. Росгидромет, например, делает замеры четыре раза в сутки, а мы - каждые 20 минут, поэтому их средний показатель будет отличаться от нашего. У нас этих показателей масса и нас, как специалистов, интересует среднесуточные данные.
Например, в час-пик на МКАД стоят автомобили - конечно же, фиксируется превышение концентрации загрязняющих веществ вблизи автотрасс. Мы понимаем, что такое превышение есть всегда и не надо этого бояться. Эту информацию надо тоже читать профессионально. Если на станции показано превышение, допустим, рядом с Капотней, то это вовсе не значит, что в вашем доме в этом же районе, но за километр от этого места, будут такие же показатели. Если ветер дует в противоположную сторону, вы этого вообще не заметите.
Поэтому мы сейчас хотим детализировать информацию, и подавать ее так, чтобы обывателю было все понятно. У нас слишком специализированный сайт и многие люди, когда на него заходят, в том числе и журналисты, просто запутываются. Но считаю, что они имеют право на ошибку, потому что мы не даем разъяснений, перевода информации с профессионального языка на простой, доступный любому жителю.
- Возле Московского НПЗ установили табло, на котором в онлайн режиме выводятся данные о состоянии воздуха в этом районе. Появятся ли подобные экраны возле других предприятий или вдоль вылетных магистралей, например, МКАД?
- Это первый подобный пилотный проект в городе, инициатива поступила от МНПЗ. Основная идея, конечно, это открытость предприятий, которые остались в черте города. Жители сейчас могут увидеть реальное состояние воздуха в районе МНПЗ. На мой взгляд, эту практику надо внедрять и на других объектах.
Пусть поработает хотя бы год - полтора для того, чтобы понять, насколько это будет востребовано. Получим отзывы: сколько людей этой информацией воспользовались, в каком ключе, что бы они хотели поменять. Если москвичам это будет необходимо, мы будем рекомендовать другим предприятиям установить такие табло.
- МНПЗ уже установил датчики, передающие данные о загрязнении. Как обстоят дела с другими предприятиями? Сколько на данный момент в Москве заводов, не оборудованных подобными датчиками?
- В Москве более 80 предприятий, которые имеют источники выбросов в атмосферу и сбросов в водные объекты. Из них 58 предприятий, в том числе МНПЗ, "Лигетт-Дукат", оборудованы датчиками, осталось еще около 20 предприятий.
Я думаю, что половина из них работать точно не будет: либо модернизируют производство, либо перепрофилируются, либо в ближайшее время свернут свою деятельность в городе. Нам осталось, наверное, 12-13 предприятий как-то убедить в необходимости установить такие датчики, так как это происходит пока только на добровольных началах. Поэтому мы можем только вести диалог.
Предприятия эти датчики покупает за свой счет. МНПЗ и "Мосводоканал" могут себе это позволить, а организация, которая занималась производством на уровне малого бизнеса, вряд ли сможет поставить датчик за 20 млн рублей. Или, например, табачная фабрика "Лигетт-Дукат" хочет перепрофилировать свои мощности: не совсем рентабельно в таком городе, как Москва, содержать это производство. Они хотят его перенести в Подмосковье, а здесь сделать что-то другое.
- В стратегии также упоминается о введении норм "евро" для водного транспорта…
- Сейчас Москва-река из транспортной артерии превращается больше в туристско-рекреационную зону. В теплый сезон здесь много желающих заняться водными видами спорта, по реке ходят гидроциклы, катера.
Участники нашего краудсорсингового проекта заметили, что суда также являются загрязнителями водной среды. Сейчас на уровне Федерации есть определенные требования к топливу, которым заправляют водный транспорт. Мы тоже работаем в этом направлении, и будем повышать требования к качеству горючего.
Еще есть проблема размытия берегов, но это уже вопрос скорости судов. Если она превышает разрешенную, то образуется сильная волна, которая может размывать берег, уменьшать площадь, в том числе и особо охраняемых природных территорий. Такая проблема существует, и мы над ней совместно с МЧС тоже работаем, ограничиваем скорость судов, чтобы волна была меньше.
- Когда в Москве-реке можно будет купаться без опаски?
- Если мы говорим о северо-западе и севере, где река впадает в город, то там она вполне чистая и купаться в ней можно. В центре, конечно, пока еще нельзя, в основном, из-за автотранспорта, потому что очень много пыли оседает на воду, минуя очистные сооружения. Мы уже в центральной части замечаем тяжелые металлы, нефтепродукты - как раз то, что является результатом движения машин по улицам.
Кроме того, есть еще показания Роспотребнадзора, который может не разрешить купаться в определенных местах из-за несоответствия санитарно-эпидемиологическим требованиям. Но, надеюсь, наступит время, когда можно будет купаться в Москве-реке и в центральной части города.
- Сообщалось, что в Москве-реке можно поймать тропических рыб, крабов. Каких необычных обитателей можно сейчас встретить в реке и лесопарках города?
- Случаев много - и тропических рыб кто-то выбрасывает, в том числе, и в канализацию выпускает. В Яузе, например, нашли красноухих черепах, хотя они американские, в России не водятся. Черепашки поселились около завода, где температура воды всегда плюс 18.
Был случай у нас с крокодилом. Но он не жил в реке, его просто выбросили хозяева, видно устали кормить - он уже большой стал, где-то под два метра. Мы его подобрали и пристроили в хорошие руки.
Кроме того, Москва-река судоходная, поэтому суда могут привезти в столицу необычных для наших широт водных обитателей, которые прилипают к днищу. Если есть условия - они и размножаются, потому что любой вид выживает, мутирует при изменении окружающей среды, температурного режима - в этом ничего удивительного нет. Мы это, конечно, отслеживаем. Но в Москве это не проблема.
- А борщевик в Москве победили?
- На сегодняшний день он встречается, в основном, в Новой Москве. В старых границах города, на особо охраняемых природных территориях, его уже практически нет.
Думаю, в течение пяти лет борщевик и в ТиНАО сведем до минимума так, чтобы он не оказывал вредного воздействия. Победить борщевик полностью, я думаю, невозможно.
- Как в городе проходит программа замены тополей, аварийных деревьев?
- В плановом режиме. Вот уже пять лет пушащей разновидности тополей нет в городском озеленении. Даже по программе "Миллион деревьев" на тополь было совсем небольшое количество заявок. В любом случае, мы эту проблему решим.
Просим москвичей отнестись с пониманием - невозможно 100 тыс. тополей вырубить за один год, мы просто оголим город. Кроме того, не нужно забывать, что тополь для мегаполиса - оптимальное дерево, потому что является самым лучшим экологическим фильтром. Что касается аварийных, сухостойных, наклоненных деревьев, то их тоже удаляем и заменяем на новые.
Понятно, что город, в любом случае, оказывает влияние на зеленые насаждения, на их качество. Поэтому у нас есть деревья и кустарники, которые рекомендованы для московского озеленения, это те породы, которые наиболее устойчивы в условиях мегаполиса и характерны для наших широт. Мы разработали специальный буклет, куда внесли полный перечень этих деревьев и кустарников с их подробным описанием, и по программе "Миллион деревьев" предлагаем жителям выбирать из данного перечня.
- Ранее неоднократно озвучивались планы по озеленению крыш, фасадов зданий. Хотели украшать стены мхом, а крыши - деревьями. Также есть планы по озеленению шумозащитных экранов. Насколько это вообще реально сделать в Москве?
- Планы такие есть, но озеленить мы можем только жилой фонд, который находится на балансе города. Кроме того, мы стимулируем различных собственников зданий и сооружений, чтобы они эти технологии применяли. Мы должны создать условия и популяризировать это направление, чем и занимаемся.
Как правило, такие зеленые технологии дорогие и в создании и в содержании. Естественно, должна быть какая-то отдача. Зеленые зоны для отдыха, релакса и тишины на крышах, зимние сады под крышей - это дополнительные опции, которые мы приветствуем, поощряем. Наверное, если бы не было кризиса, это могло бы повысить стоимость аренды. Пока же у нас эта опция ничего не дает, поэтому это больше психологический вопрос, им надо заниматься ежедневно, "бить в одну точку", чтобы был прорыв. У нас такого прорыва пока еще не произошло.
Да, мы знаем, что такие технологии есть, есть единичные объекты, которые в Москве можно показать, в том числе, иностранцам, но сказать, что это массово - пока нет. Например, в Гамбурге это узаконено - все балконы и все плоскости должны быть озеленены и у собственника здания не стоит вопрос озеленять или нет - он обязан это делать. Но мы пока до этого не дошли. Конечно, потихоньку процесс идет, мы ведем переговоры, ищем энтузиастов в этом деле, т.к. за бюджет вряд ли будем этим заниматься, город и так реализует много программ по озеленению.
- Возможно ли озеленять крыши, козырьки подъездов во время программы капремонта многоэтажек, которая проходит в городе?
- Мне кажется, жители сами должны объединяться и через свои ТСЖ, управляющие компании включать какие-то мероприятия по озеленению и цветочному оформлению в программу капремонта.
В основном это, конечно, гидроизоляция крыш, то есть подготовка плоских поверхностей к озеленению. Это не так дорого, как кажется - пленочку постелить, сделать дренаж. Тоже определенные затраты, но, на мой взгляд, вполне можно проводить такие работы в рамках капремонта.
- Как проходит эксперимент по раздельному сбору мусора? Как вы считаете, приживется он в нашем городе?
- Эксперимент по раздельному сбору отходов проходит вполне успешно - москвичи активно в нем участвуют, реагируют положительно, на мой взгляд. Поэтому сказать, что московское сообщество и москвичи не готовы разделять отходы, было бы неправильно.
Все наши социальные опросы и краудсорсинговые проекты, акция "Разделяй и используй", которую мы второй год проводим, говорят о том, что москвичи довольно сознательны в этом вопросе. Особенно дети и молодежь. Значит, мы не зря работаем в школах и детских садах.
Согласно проекту Экологической стратегии до 2030 года планируем к этому времени довести до 40% долю раздельно собранных и отправляемых на вторичную переработку отходов.
- Могут появиться на улицах Москвы, к примеру, специальные контейнеры для старой одежды, тряпок, батареек, бумаги, покрышек, старых автозапчастей. Будет организована работа по сбору таких отходов?
- У нас еще не достаточно развита индустрия вторичной переработки, поэтому потребителей того или иного вторсырья в регионе очень мало. Мы традиционно имеем мощности по переработке макулатуры и металлолома.
Сейчас основная задача не только внедрить раздельный сбор - это не сложно, а начать перерабатывать отходы. Тогда в этом будет какая-то экономика, пока же процесс довольно убыточный. Поэтому, я надеюсь на то, что у нас в будущем появятся специальные контейнеры и для старой одежды.
Надеемся, что уже в 2016 году в Московском регионе появятся мощности по переработке батареек. Пока что в России только одно предприятие по переработке батареек - в Челябинске. Но у нас уже есть партнеры, которые сейчас занимаются бестоксичным хранением батареек, поэтому пока собранные батарейки направляются сначала туда, а затем уже в Челябинск.
- Участники краудсорсингового проекта также предложили проводить ежегодную акцию "Час тишины". В чем заключается эта идея?
- Если во время акции "Час Земли" мы пропагандируем отключать все электрические осветительные приборы, то в "Час тишины" можно выключить все шумное, и не только электрическое. Например, остановить на 60 минут стройки, или прекратить погрузо-разгрузочные работы.
По задумке людей, которые предлагают провести эту акцию, город должен погрузиться не во тьму, а в тишину. Наверное, идея заключается в том, чтобы в час пик достигнуть ночной тишины, чтобы люди могли ее послушать. Вполне реально такую акцию провести, попробуем. Основной шум у нас от авиа, железнодорожного и автотранспорта. Конечно, отменить полеты и расписание поездов нельзя, но некоторые шумные работы приостановить на час возможно.
- Стратегия предполагает и создание акустической карты Москвы.
- Такая карта уже давно есть. 70% территории города подвержено влиянию сверхнормативного шума. Эта проблема известна и мы над ней работаем. В некоторых районах есть успехи за счет установки шумопоглощающих экранов, пластиковых окон, различных покрытий, замены автопарка.
Отдельно работаем с авиаузлами, отдельно- с железнодорожниками. Есть строительные технологии и архитектурные решения, которые уменьшают уровень шума и все это применяется в комплексе.
- За последние годы "Красная книга Москвы" стала толще или наоборот, некоторые виды фауны и флоры исчезли с ее страниц?
- "Красная книга Москвы" ранее издавалась один раз в 10 лет. Первое издание вышло в 2001 году, второе – в 2011. В Красную книгу, изданную в 2011 году, вошло 480 видов животных, растений и грибов.
Специалисты отмечают, что за прошедшее десятилетие с момента издания первой книги ситуация с редкими и уязвимыми видами животных и растений в Москве оставалась относительно стабильной. Об этом свидетельствует тот факт, что 64 вида были переведены в более низкую категорию редкости или в связи с общим увеличением численности, или в связи с выявлением ранее неизвестных мест их обитания. При этом 12 из этих видов, в основном растения, переведены в категорию восстановившихся. Но также можно отметить, что некоторые потери понесла так называемая энтомофауна – то есть насекомые.
В 2013 году было принято постановление правительства Москвы №79-ПП "О Красной книге г. Москвы", которым утверждено новое положение о Красной книге столицы и на основании которого теперь Красная книга должна издаваться один раз в 5-7 лет. Планируется, что новое издание выйдет в 2017 году. В 2015 году проводились исследования, в 2016 году материалы будут дорабатываться, обобщаться и анализироваться.
Также сейчас мы очень активно проводим квесты, когда на той или иной природной территории надо обнаружить редкую птицу или животное. Это востребованная тема среди москвичей, они нам помогают составлять Красную книгу.
Красная книга для нас – это как некая лакмусовая бумажка. Если какие-то виды исчезают, то мы начинаем изучать и анализировать, почему это происходит.
- Часто ли в Новой Москве орудуют браконьеры? Город как-то это контролирует?
- Не могу сказать, что часто, но есть случаи браконьерства. Мы это контролируем совместно с органами полиции: у нас есть специальное подразделение, которое взаимодействует с ветеринарной службой, с управлением полиции в ТиНАО. Поймать удается не многих. В основном, мы бьем по инфраструктуре, патрулируем территории.
Сейчас поставили сеть видеоловушек в тех местах, где охотятся браконьеры. Мы их просто фотографируем. Я думаю, со следующего года будем вывешивать фотографии этих людей. Мне кажется, эта информация должна стать публичной, тогда этот вопрос изживем.
Конечно, проблема есть, но остро не стоит. Охота тоже привязана к инфраструктуре. Мы это отслеживаем, лабазы ломаем, засидки, вышки, смотрим подкормочные площадки. С этой стороны мы уже изучили всю территорию, многое знаем, и за последние полтора года количество случаев браконьерства уменьшилось.
- А действительно в национальном парке "Лосиный остров" живут всего семь лосей?
- Да, в московской части приблизительно такая цифра. Сейчас работаем над восстановлением популяции.
Мы четко понимаем, что без помощи человека лосям на московской части национального парка приходится трудно: кормовой базы уже мало. Поэтому есть идеи создать здесь вольерный комплекс.
- Этот год практически завершился. Какие планы на следующий? Чем он будет отличаться от 2015-го?
- Следующий год будет напряженным в политическом смысле: пройдут выборы в Госдуму. Как правило, кампания проходит ярко, живо, и экологические проблемы, даже старые и уже решенные городской властью, будут всплывать, подниматься и в пиар-пространстве, и в политической жизни.
Для нас предвыборный год - всегда дополнительная нагрузка, потому что зачастую многие политические партии начинают раздувать экологические темы. Вот в обычный год - все в порядке, никто не возмущается, в городе идет обычная жизнь. Как только начинается предвыборный период, сразу поднимается шум. Некоторые партии пытаются построить на экологических проблемах свою предвыборную программу. Я не против. Это хорошо, конечно - когда проблемы реальные, а не надуманные, и когда люди предлагают пути их решения, а не просто скандалят.
Поэтому я уверен в том, что в следующем году нам надо будет еще больше общаться с москвичами, в том числе, и с избирателями, которые будут голосовать за депутатов Госдумы, чтобы объяснять и показывать, что у нас в городе происходит на самом деле, чего удалось добиться и какие задачи ставим на перспективу. Думаю, в этом смысле 2016 год будет годом общественного согласия. Надеюсь, что в следующем году будет принята и вступит в силу наша экологическая стратегия.
Надеюсь, что многие планы, в том числе, проект по созданию общественного пространства на набережных Москвы-реки, уже начнет реализовываться. От этого река только выиграет. Продолжим охранять природные территории, создавать условия для отдыха москвичей, причем, стараемся учитывать общественное мнение.
У нас своя специфика: не индустрия развлечений, а больше общение с лесом. Там, где возможно, - с животными. Для того чтобы городской житель отдыхал именно в черте города, никуда не выезжал.
Будем продолжать программу "Миллион деревьев", озеленять город, будем стараться внедрять новые технологии - озеленение крыш, вертикальное озеленение, рокарии, альпинарии, экограффити. В следующем году планируем принять закон об охране животного мира, закон о недрах. В сфере обращения с отходами планируется много изменений. Все это необходимо для движения вперед.
Беседовала Нино Иосебадзе