Никакого бензапирена. Челябинская угольная компания опровергла заявления о выбросах опасного вещества - «Экологические новости»
Никакого бензапирена. Челябинская угольная компания опровергла заявления о выбросах опасного вещества - «Экологические новости»
Челябинская угольная компания (ЧУК) ответила на обвинения депутата Госдумы от Тюменской области Максима Шингаркина, который утверждает, что разрез «травит» местных жителей.
Напомним, недавно депутат Максим Шингаркин провел в Челябинске пресс-конференцию, посвященную проблемам жителей Коркинского района. По информации Шингаркина, расходование средств в рамках переселения людей из опасной зоны было проведено с нарушениями, кроме того, жители поселка Роза вынуждены дышать бензапиреном, который якобы выделяется в процессе самовозгорания угля в разрезе.
Пожары «занормированы»
Отметим, что бензапирен является сильным канцерогеном, это вещество высокотоксично и опасно для человека даже в малой концентрации. Очевидно, в ЧУКе уже устали оправдываться (еще не так давно разрез называли главным виновником в образовании удушливого смога над Челябинском), но и оставлять без комментариев такие заявления недопустимо. «От эндогенных пожаров, как от неорганизованных источников, проектом ПДВ предусмотрены выбросы в атмосферу пяти ингредиентов: это угарный газ, сернистый ангидрид, окись и двуокись азота, сероводород, — рассказал «ЮП» руководитель группы экологов ОАО «ЧУК» Геннадий Федосеенков. — Поскольку бензапирен не образуется при горении угля, его в этом перечне нет. Выбросы рассчитаны в соответствии с методикой, которая в 2013 году была утверждена и согласована с министерствами природных ресурсов и энергетики. Что касается эндогенных пожаров, то они у нас «занормированы», поскольку самовозгорания угля неизбежны и являются частью технологического процесса».
Однако бензапирен входит в перечень вредных веществ, разрешенных к выбросам со всех источников разреза, организованных и неорганизованных (всего этих веществ 25). «И единственный источник, от которого образуется бензапирен, это котельная, — продолжает Федосеенков. — Мы провели специальное исследование, по нашему заказу аккредитованная лаборатория сделала замеры во всех точках разреза. 11 ноября было выдано заключение: «Уровень соответствует требованиям в объемах допустимых норм».
Голословными были названы и заявления о нарушениях при расходовании средств в рамках переселения розинцев. Границы территории, подлежащей расселению граждан, были определены в соответствии с заключением межотраслевого научного центра НИИ горной геомеханики и маркшейдерского дела. На данный момент переселены 1596 семей, то есть все жители поселка Роза, имевшие на это право. Средства распределили на переселение, снос жилья, рекультивацию территории и вынос инфраструктуры. Все расходы в рамках программы проверялись контрольно-счетной палатой Челябинской области и контрольно-счетной палатой РФ, а также контрольным департаментом полпредства УрФО.
Из 4 млрд рублей, выделенных из областного и федерального бюджетов, неосвоенными остались 23,59 млн рублей. Это общая сумма судебных исков, которые были поданы предпринимателями, чьи магазины пошли под снос. Предприниматели не были включены в программу переселения, и путем судебных решений можно компенсировать стоимость утраченного бизнеса. «Челябинская область будет расходовать оставшиеся деньги по ходу получения судебных решений в пользу предпринимателей», — пояснял ранее вице-губернатор Сергей Комяков.
Остановить оползень
Сейчас ЧУК проводит все работы, связанные с выполаживанием бортов разреза, с предотвращением разрушений и эндогенных угольных пожаров. Работы по приведению бортов разреза в безопасное состояние проводятся в соответствии с мероприятиями, утвержденными департаментом угольной промышленности. Контроль за выполнением мероприятий производит Московская группа реструктуризации шахт при Министерстве энергетики РФ. Ситуацию с пожарами мониторит и экологическая комиссия, созданная по поручению главы региона Бориса Дубровского.
Пожары здесь тушили разными способами: порошком, антипирогенами, пеной. Это оказалось дорого и малоэффективно, поэтому специалисты ЧУКа пришли к выводу, что идеальный вариант — это засыпка глиной и выгрузка пожаров. Сейчас здесь подготовлен достаточный запас глины, чтобы продолжать работу в зимний период.
Сегодня в разрезе зарегистрировано пять эндогенных пожаров, однако руководство предприятия советует не заострять внимание на этих цифрах. Главное — не количество, а площадь пожаров. И, несмотря на то, что возгорания продолжаются, в этом отношении есть очевидный прогресс. Меньше чем за год площадь пожаров на разрезе удалось сократить с 1100 до 540 кв. метров. «Сейчас три возгорания находятся в оползневой зоне, которая постепенно двигается ко дну разреза, — говорит заместитель главного маркшейдера ОАО «ЧУК» Николай Шумкин. — Пожары там можно будет ликвидировать только после того, как тело оползня перестанет двигаться. Сейчас мы проводим ряд мероприятий, чтобы его замедлить, думаю, в следующем году сможем эти пожары ликвидировать. Говорить о том, что мы с ними не боремся, по меньшей мере некорректно».
Когда будет озеро
Однозначного ответа на вопрос, сколько еще проживет карьер, пока нет. Срок службы разреза, как подчеркивают в компании, во многом зависит от позиции энергетиков, которые могут закупать уголь и в соседнем Казахстане. С ОАО «Фортум» у ЧУКа заключен контракт до 2017 года, а с Южноуральской ГРЭС (входит в ОГК-3) — до 2016-го. Эксперты видят два сценария развития ситуации. Позитивный предполагает согласие энергетиков и дальше закупать уголь в Коркино. Угля здесь еще много (около 15 млн тонн разведанных запасов), и этих объемов хватит на пять-десять лет нормальной работы. При негативном сценарии, если ЧУК прекратит свое существование по окончании срока действия контрактов с энергетиками, разрез станет головной болью региональных властей (сейчас предприятие находится в состоянии банкротства, и когда этот процесс закончится, выработка перейдет в муниципальную собственность). Да и пожары сами собой не прекратятся.
Между тем по заказу ЧУКа Магнитогорский государственный технический институт разрабатывает долгосрочный проект ликвидации Коркинского разреза. Предполагается, что план работ будет готов в 2017 году. Самым лучшим вариантом было бы засыпать дно карьера до определенного уровня, после чего залить водой. Подсыпку и подвалку бортов начали еще в 2012 году, уже засыпано около шести миллионов кубов из планируемых 150. В любом случае озеро на месте карьера появится нескоро: по словам Николая Шумкина, на то, чтобы поднять уровень воды условно на 100 метров, уйдет около 100 лет. «Сейчас сложно сказать, какие отметки будут достигнуты на самом деле, но мы придерживаемся именно такого варианта закладки разреза», — говорит он.
Согласно расчетам, сделанным несколько лет назад, рекультивация разреза обойдется в сумму порядка 26 млрд рублей. Сейчас эксперты называют другую цифру — около 30 млрд. Самостоятельно такие расходы ЧУК точно не осилит, хотя, наверное, и не должна компания действовать в одиночку.
Ликвидация разреза, который отработал больше 80 лет, должна быть в том числе и проблемой государства, уверены в компании. Однако ситуация в экономике сейчас сложная, поэтому рассчитывать на то, что государство сразу и в полном объеме профинансирует этот проект, было бы наивно. Поэтому оптимальный вариант — продолжать работу. «Если разрез будет работать, можно контролировать все процессы и проводить рекультивацию для поддержания безопасности», — резюмирует Николай Шумкин.