Эксперты оценили влияние введения "углеродного налога" на стоимость электроэнергии - «Экологические новости» » Новости Экологии
Создать акаунт
Новости Экологии » Здравоохранение » Эксперты оценили влияние введения "углеродного налога" на стоимость электроэнергии - «Экологические новости»

Эксперты оценили влияние введения "углеродного налога" на стоимость электроэнергии - «Экологические новости»

08 ноя 2021, 17:20
Здравоохранение / Экология / В мире
536
0

Эксперты оценили влияние введения "углеродного налога" на стоимость электроэнергии - «Экологические новости»

Регуляторы и участники рынка сделали первые попытки оценить влияние введения платы за выбросы СО в России на стоимость электроэнергии. При обязательной оплате только 10% от объема выбросов, по оценкам "Совета рынка", оптовая цена на электроэнергию может увеличиться до 9%, а дополнительная нагрузка на энергорынок - до 139 млрд руб. По расчетам генераторов, при копировании европейской системы стоимость электроэнергии тепловых ТЭС может вырасти в три-пять раз. Введение платы за выбросы создаст стимул для строительства ВИЭ и модернизации ТЭС, но механизм нужно запускать постепенно, предупреждают аналитики.
"Совет рынка" (регулятор энергорынков) оценил, во сколько могло бы обойтись российским потребителям электроэнергии введение квот на выбросы СО в России. В том случае, если квоты затронут только 10% от объема выбросов СО в энергетическом секторе, оптовая цена может вырасти на 0,7% (до 2,6 руб. за 1 кВт·ч) при стоимости квоты как в Китае (около $6 за тонну). Если же цена квоты будет на уровне ЕС (€60 за тонну), то рост оптовой цены электроэнергии может составить 9,1% (2,81 руб.). Речь идет об одноставочной цене (включает плату за мощность и цену электроэнергии) для бизнеса.
Дополнительная нагрузка на энергорынок составит от 14 млрд до 139 млрд руб. соответственно, рассказал зампред правления регулятора Олег Баркин на конференции "Приоритеты рыночной электроэнергетики в России. Экология рынка, рынок и экология".
При копировании европейской системы с полной оплатой выбросов по €50 за тонну СО стоимость электроэнергии угольной ТЭС вырастет в 5,3 раза, до 4,8 тыс.руб. за 1 МВт·ч, а газовой - в 2,7 раза, до 3,34 тыс.руб., рассказал директор "Совета производителей энергии" Дмитрий Вологжанин.
Государство может регулировать выбросы двумя способами: ввести налог на выбросы или квотировать их абсолютное количество. Для запуска торговли квотами государство устанавливает лимит выбросов: часть квот выдается бесплатно, остальной объем продается на бирже. Деньги, вырученные от продажи квот, могут идти в специальные "зеленые" инвестиционные фонды.
По логике механизма квотирования выбросов углеродоемкие тепловые станции (например, выбросы угольных ТЭС - более 900 г СО на 1 кВт·ч) будут подавать ценовые заявки на продажу своей выработки по более высокой цене и просто не будут проходить отбор на рынке на сутки вперед (РСВ, сектор торговли электроэнергией). Но если топливная станция расположена в дефицитном энергорайоне, то она будет отобрана и сформирует цену для энергорынка.
Плата за выбросы должна приводить к снижению углеродного следа генерации, а не к росту цены электроэнергии, отмечают в "Сообществе потребителей энергии".
"Электроэнергия от низкоуглеродных источников на жизненном цикле, как правило, дешевле, чем у топливных ценозамыкающих станций, которых у нас в избытке. Поэтому рост цены электроэнергии в результате введения платы за выбросы будет указывать на то, что проблема выбросов в электроэнергетике не решается, а перекладывается на остальную экономику", - считают потребители.
Пока преждевременно делать прогнозы, поскольку в части выбросов CO еще не сформированы регулирующие правила, заявили "Ъ" в Минэнерго. Однако там отметили, что прямой связи между возможной платой за выбросы СО и энергоценами нет. Потенциальные изменения цен не влияют на тарифы для населения, говорят в Минэнерго.
"При оплате только 10% выбросов все может быть не так драматично, но если брать по полной, то китайские $6 за тонну СО обойдутся российским потребителям примерно в 150-160 млрд руб. в год, или в 14-15 дополнительных копеек за каждый 1 кВт·ч. Для сравнения: 153 млрд руб.- это вся инвестпрограмма "Росатома" в 2019 году. Европейские цены на углерод в €60 придавят рынок дополнительными 1,7-1,8 трлн руб. в год, или 1,6-1,7 руб. за 1 кВт·ч", - говорит заместитель гендиректора Института проблем естественных монополий Александр Григорьев.
Плата за углеродный след создаст мощнейший сигнал для перестройки энергосистемы: капитальной модернизации ТЭС, закрытия старых неэффективных мощностей, масштабных вводов ВИЭ и развития водородной энергетики, полагает Николай Посыпанко из Vygon Consulting. Но если немедленно ввести европейские ставки, оптовые энергоцены вырастут в два раза. "Ввод углеродного налога - невероятно ответственное решение, требующее сложных нормативных механизмов, переходного периода и затрагивающее еще более социально окрашенный сектор - теплоснабжение", - считает аналитик.


Регуляторы и участники рынка сделали первые попытки оценить влияние введения платы за выбросы СО в России на стоимость электроэнергии. При обязательной оплате только 10% от объема выбросов, по оценкам "Совета рынка", оптовая цена на электроэнергию может увеличиться до 9%, а дополнительная нагрузка на энергорынок - до 139 млрд руб. По расчетам генераторов, при копировании европейской системы стоимость электроэнергии тепловых ТЭС может вырасти в три-пять раз. Введение платы за выбросы создаст стимул для строительства ВИЭ и модернизации ТЭС, но механизм нужно запускать постепенно, предупреждают аналитики. "Совет рынка" (регулятор энергорынков) оценил, во сколько могло бы обойтись российским потребителям электроэнергии введение квот на выбросы СО в России. В том случае, если квоты затронут только 10% от объема выбросов СО в энергетическом секторе, оптовая цена может вырасти на 0,7% (до 2,6 руб. за 1 кВт·ч) при стоимости квоты как в Китае (около $6 за тонну). Если же цена квоты будет на уровне ЕС (€60 за тонну), то рост оптовой цены электроэнергии может составить 9,1% (2,81 руб.). Речь идет об одноставочной цене (включает плату за мощность и цену электроэнергии) для бизнеса. Дополнительная нагрузка на энергорынок составит от 14 млрд до 139 млрд руб. соответственно, рассказал зампред правления регулятора Олег Баркин на конференции "Приоритеты рыночной электроэнергетики в России. Экология рынка, рынок и экология". При копировании европейской системы с полной оплатой выбросов по €50 за тонну СО стоимость электроэнергии угольной ТЭС вырастет в 5,3 раза, до 4,8 тыс.руб. за 1 МВт·ч, а газовой - в 2,7 раза, до 3,34 тыс.руб., рассказал директор "Совета производителей энергии" Дмитрий Вологжанин. Государство может регулировать выбросы двумя способами: ввести налог на выбросы или квотировать их абсолютное количество. Для запуска торговли квотами государство устанавливает лимит выбросов: часть квот выдается бесплатно, остальной объем продается на бирже. Деньги, вырученные от продажи квот, могут идти в специальные "зеленые" инвестиционные фонды. По логике механизма квотирования выбросов углеродоемкие тепловые станции (например, выбросы угольных ТЭС - более 900 г СО на 1 кВт·ч) будут подавать ценовые заявки на продажу своей выработки по более высокой цене и просто не будут проходить отбор на рынке на сутки вперед (РСВ, сектор торговли электроэнергией). Но если топливная станция расположена в дефицитном энергорайоне, то она будет отобрана и сформирует цену для энергорынка. Плата за выбросы должна приводить к снижению углеродного следа генерации, а не к росту цены электроэнергии, отмечают в "Сообществе потребителей энергии". "Электроэнергия от низкоуглеродных источников на жизненном цикле, как правило, дешевле, чем у топливных ценозамыкающих станций, которых у нас в избытке. Поэтому рост цены электроэнергии в результате введения платы за выбросы будет указывать на то, что проблема выбросов в электроэнергетике не решается, а перекладывается на остальную экономику", - считают потребители. Пока преждевременно делать прогнозы, поскольку в части выбросов CO еще не сформированы регулирующие правила, заявили "Ъ" в Минэнерго. Однако там отметили, что прямой связи между возможной платой за выбросы СО и энергоценами нет. Потенциальные изменения цен не влияют на тарифы для населения, говорят в Минэнерго. "При оплате только 10% выбросов все может быть не так драматично, но если брать по полной, то китайские $6 за тонну СО обойдутся российским потребителям примерно в 150-160 млрд руб. в год, или в 14-15 дополнительных копеек за каждый 1 кВт·ч. Для сравнения: 153 млрд руб.- это вся инвестпрограмма "Росатома" в 2019 году. Европейские цены на углерод в €60 придавят рынок дополнительными 1,7-1,8 трлн руб. в год, или 1,6-1,7 руб. за 1 кВт·ч", - говорит заместитель гендиректора Института проблем естественных монополий Александр Григорьев. Плата за углеродный след создаст мощнейший сигнал для перестройки энергосистемы: капитальной модернизации ТЭС, закрытия старых неэффективных мощностей, масштабных вводов ВИЭ и развития водородной энергетики, полагает Николай Посыпанко из Vygon Consulting. Но если немедленно ввести европейские ставки, оптовые энергоцены вырастут в два раза. "Ввод углеродного налога - невероятно ответственное решение, требующее сложных нормативных механизмов, переходного периода и затрагивающее еще более социально окрашенный сектор - теплоснабжение", - считает аналитик.
Комментарии
Минимальная длина комментария - 50 знаков. комментарии модерируются

Смотрите также: