Сбросы в горканализацию - «Экологические новости»
Сбросы в горканализацию - «Экологические новости»
Вопрос:
Подскажите пожалуйста если сброс производственных, хоз-бытовых и ливневых сточных вод производится в горканализацию, в Договоре с водоканалом прописано, что контроль качества стоков должен осуществляться 1 раз в квартал, а по факту с такой периодичностью не осуществляется. Обязательно ли предприятию самому с привлечением аккредитованной лаборатории осуществлять контроль качества сточных вод 1 раз в квартал или нет?
При прохождении проверки инспектор ссылался на то,что в договоре прописано же 1 раз в квартал и поэтому надо делать.
Отвечает Алымова Валерия, ведущий юрист ООО "Центр правовой экологии"
Ни Федеральный закон "О водоснабжении и водоотведении", ни Правила холодного водоснабжения и водоотведения, утв. Постановлением Правительства РФ от 29.07.2013 г. № 644, не устанавливают:
- обязанности абонентов ЦСВ, связанные с осуществлением [локального] контроля состава и свойств сточных вод;
- требования к порядку осуществления абонентами ЦСВ [локального] контроля состава и свойств сточных вод.
В то же время обязанность абонентов ЦСВ осуществлять контроль за качество отводимых сточных вод предусмотрена в настоящее время пунктом 64 Правил пользования системами коммунального водоснабжения и канализации в Российской Федерации, утв. Постановлением Правительства РФ от 12.02.1999 г. № 167, в соответствии с которым:
абонент должен обеспечить лабораторный контроль и соблюдение установленных требований и нормативов по составу сбрасываемых в систему канализации сточных вод.
Вместе с тем, необходимо учитывать, что Правила, утв. Постановлением Правительства РФ от 12.02.1999 г. № 167, не предусматривают требования к периодичности осуществления абонентами ЦСВ локального контроля состава и свойств сточных вод.
При этом в соответствии с п. 1 Правил осуществления контроля состава и свойств сточных вод, утв. Постановлением Правительства РФ от 21.06.2013 г. № 525 (далее – Правила, утв. Постановлением Правительства РФ от 21.06.2013 г. № 525):
Правила устанавливают порядок осуществления организацией, осуществляющей водоотведение, либо уполномоченной ею организацией (далее - организация, осуществляющая водоотведение) контроля состава и свойств сточных вод, отводимых абонентами, для объектов которых устанавливаются нормативы допустимых сбросов загрязняющих веществ, иных веществ и микроорганизмов в централизованную систему водоотведения, в соответствии с программой контроля состава и свойств сточных вод, а также абонентами, для объектов которых нормативы допустимых сбросов загрязняющих веществ, иных веществ и микроорганизмов в централизованную систему водоотведения не устанавливаются (далее соответственно - абоненты, контроль состава и свойств сточных вод).
Согласно п. 2 Правил, утв. Постановлением Правительства РФ от 21.06.2013 г. № 525:
при осуществлении контроля состава и свойств сточных вод организация, осуществляющая водоотведение, проверяет состав и свойства сточных вод, отводимых абонентами, на соответствие нормативам допустимых сбросов загрязняющих веществ, иных веществ и микроорганизмов (далее - нормативы допустимых сбросов), и (или) лимитам на сбросы загрязняющих веществ, иных веществ и микроорганизмов (далее - лимиты на сбросы), указанным абонентами в декларации о составе и свойствах сточных вод, отводимых в централизованную систему водоотведения (далее - декларация о составе и свойствах сточных вод), и (или) нормативам водоотведения по составу сточных вод, требованиям к составу и свойствам сточных вод, установленным в целях предотвращения негативного воздействия сточных вод на работу централизованной системы водоотведения.
Согласно п. 6 Правил, утв. Постановлением Правительства РФ от 21.06.2013 г. № 525:
периодичность планового контроля состава и свойств сточных вод не может превышать 1 раза в квартал, за исключением случая, указанного в пункте 7 данных Правил, и не может быть реже 1 раза в год.
В соответствии с п. 7 Правил, утв. Постановлением Правительства РФ от 21.06.2013 г. № 525:
периодичность планового контроля состава и свойств сточных вод не может превышать 1 раза в месяц в случае, если за последние 3 года, предшествующие дате отбора проб, был выявлен сброс сточных вод, осуществляемый с нарушением декларации о составе и свойствах сточных вод, сверх установленных нормативов допустимых сбросов, и (или) лимитов на сбросы, и (или) нормативов водоотведения по составу сточных вод, требований к составу и свойствам сточных вод, установленных в целях предотвращения негативного воздействия сточных вод на работу централизованной системы водоотведения.
Таким образом, действующим законодательством в области водоснабжения и водоотведения предусмотрена обязанность организаций ВКХ осуществлять контроль состава и свойств сточных вод в порядке и с периодичностью, установленными Правилами, утв. Постановлением Правительства РФ от 21.06.2013 г. № 525.
При этом ни ФЗ "О водоснабжении и водоотведении", ни какие-либо подзаконные НПА не содержат требований к:
1) порядку осуществления абонентами ЦСВ [локального] контроля состава и свойств сточных вод;
2) периодичности осуществления абонентами ЦСВ [локального] контроля состава и свойств сточных вод.
Вместе с тем положения Правил, утв. Постановлением Правительства РФ от 21.06.2013 г. № 525, устанавливающие периодичность планового контроля состава и свойств сточных вод, осуществляемого организацией ВКХ:
1) не применимы к порядку осуществления абонентами ЦСВ [локального] контроля состава и свойств сточных вод;
2) не возлагают на абонентов обязанности по самостоятельному осуществлению [локального] контроля состава и свойств сточных вод с определенной периодичностью.
Более того, невыполнение организацией ВКХ возложенных на нее обязанностей по периодическому плановому контролю состава и свойств сточных вод "не переносит", не возлагает данную обязанность на подконтрольных абонентов ЦСВ.
Однако при решении вопроса о периодичности [локального] контроля, осуществляемого абонентом ЦСВ следует учесть условия договора водоотведения лишь в том случае, если в договоре водоотведения прямо предусмотрена обязанность именно абонента ЦСВ выполнять контроль с определенной периодичностью.
Здесь можно предположить, что подобных условий договор водоотведения, составленный по типовой форме, не содержит, а только предусматривает общие положения о периодичности контроля состава и свойств сточных вод, выполнение которого является обязанностью водоканала, а не абонента ЦСВ.