Kawasaki запустила крупнейший в Японии проект по улавливанию CO₂ из воздуха - «В мире»
Kawasaki запустила крупнейший в Японии проект по улавливанию CO₂ из воздуха - «В мире»

Компания Kawasaki Heavy Industries объявила о запуске крупнейшего в Японии пилотного проекта по удалению углекислого газа из воздуха методом прямого улавливания (Direct Air Capture, DAC), а также о планах по созданию коммерческой установки, способной поглощать от 500 000 до 1 000 000 тонн CO₂ в год к 2030 году.
Согласно заявлению компании, пилотная установка, размещённая на заводе в Кобе, имеет высоту около 13 метров и рассчитана на улавливание 100–200 тонн CO₂ в год. Устройство построено на основе запатентованного сорбента, который отделяет CO₂ при температуре примерно 60°C, тогда как традиционные системы поглощения требуют нагрева до 100–120°C и выше. Такая сниженная температура позволяет использовать тепло от производственных процессов предприятия и тем самым уменьшать энергопотребление и экологическую нагрузку установки.
Прямое улавливание CO₂ из атмосферы — технология, рассматриваемая как инструмент для компенсации выбросов, которые трудно сократить традиционными методами, например в авиации, тяжёлой промышленности и морском транспорте. Однако она остаётся энергоёмкой и дорогостоящей: большинство существующих систем требуют регенерации сорбента при температурах от 100 °C до нескольких сотен градусов. Новая система Kawasaki ориентирована на снижение этой барьеры благодаря использованию низкотемпературного цикла и отходящего тепла фабрики.
В пресс-брифинге вице-президент компании Мотохико Нисимура отметил, что «помимо сокращения выбросов, технологии отделения и улавливания также становятся незаменимыми». При этом компания планирует ориентироваться на страны с высокой зависимостью от ископаемого топлива, в том числе государства Юго-Восточной Азии, Ближнего Востока и части Африки, рассчитывая на спрос на технологии улавливания CO₂.
Развёртывание такого рода систем совпадает с целями японской промышленной и энергетической политики. В рамках программы «Green Transformation (GX)» Министерство экономики, торговли и промышленности Японии (METI) выбрали технологии улавливания, использования и хранения CO₂ (CCUS) и переработки углерода как приоритетные направления для экспорта и внутренней декарбонизации. В стратегии Японии по снижению выбросов к финансовому году 2035-му предусматривается сокращение парниковых газов на 60% по сравнению с уровнем 2013 года, а к 2040-му — на 73%. В более долгосрочной перспективе — достижение углеродной нейтральности к 2050 году. Также правительство ставит перед собой задачу к 2030 году улавливать или хранить от 6 до 12 миллионов тонн CO₂ в год, а к 2050-му — от 120 до 240 миллионов тонн ежегодно.
Пока что пилотный масштаб проекта остаётся сравнительно небольшим — 100–200 тонн в год, что уступает мировым стандартам. Тем не менее для Японии это важный технологический шаг: установка демонстрирует способность промышленного предприятия интегрировать прямое улавливание CO₂ в производственный контекст. В случае успешного масштабирования такой системе может достаться ключевая роль в азиатском регионе.
Заметим, что технология DAC и её промышленное применение остаются предметом активных дискуссий: вопросы энергоэффективности, стоимости, инфраструктуры для хранения или использования CO₂ и потенциального влияния на экологическую политику ещё в значительной мере открыты. Вместе с тем, новый проект Kawasaki показывает, как крупные промышленные компании и государства рассматривают DAC как один из компонентов комплексной стратегии декарбонизации.
Смотрите также: