ТКО виноват - «Экологические новости»
ТКО виноват - «Экологические новости»
УФАС возбудило дело об антиконкурентном соглашении между перевозчиками мусора
Управление Федеральной антимонопольной службы России по Челябинской области возбудило дело об антиконкурентном соглашении между перевозчиками твердых коммунальных отходов (ТКО), которое, по мнению ведомства, привело к сентябрьскому мусорному коллапсу в Челябинске. Начальник управления Анна Козлова сообщила, что в бойкотировании вывоза мусора подозреваются 13 компаний. Конечной целью сговора, по ее словам, было повышение роста тарифов для населения на транспортировку отходов. Представители организаций-перевозчиков отрицают факт сговора и объясняют отказ от работы объективными причинами: транспортное плечо с переносом свалки в Полетаево увеличилось, а никаких субсидий от властей они не получили.
Челябинское УФАС России возбудило дело по ч. 1 ст. 11 ФЗ «О защите конкуренции» (организация картеля), заподозрив в заключении антиконкурентного соглашения большинство компаний, занимавшихся в начале осени этого года вывозом коммунальных отходов в Челябинске. Признаки нарушения антимонопольного законодательства выявлены в деятельности МУП «Горэкоцентр», ООО «Горэкоцентр+», ООО «Антей», предпринимателей Елены Лисятиной, Елены Подкорытовой, Олега Чудова, ООО «Кондор», ООО «Нео», ООО «Торгтранс», ООО «Трансэко», ООО «Уральская жемчужина», ООО «Эко-сервис», ООО «Экоспецбаза». В сентябре компании одновременно, или с разницей в несколько дней, отказались исполнять обязательства по вывозу мусора из Челябинска на новый полигон в Полетаево. Это привело к тому, что отходы накапливались на контейнерных площадках. Властям пришлось ввести режим ЧС, чтобы разрешить регоператору «Центр коммунального сервиса» начать работать на несколько месяцев раньше положенного срока.
Руководитель УФАС России по Челябинской области Анна Козлова сообщила, что расследование займет три-четыре месяца, после чего будет принято решение о мере наказания. Если перевозчиков признают виновными в сговоре, им грозят оборотные штрафы в размере от 1 до 15% от суммы выручки за предыдущий год. «Мы полагаем, что перевозчики не имели права отказываться от перевозки. Экономические разногласия не решаются таким путем – взял и всех бросил. В течение трех месяцев мы занимались этой темой. Мы знаем, что прокуратура поддерживает нас. Сложности добавляло то, что мы оказались первопроходцами в контроле “мусорной реформы”. Мы будем привлекать к расследованию и министерство экологии, и “Центр коммунального сервиса”, и министерство тарифного регулирования», — отметила Анна Козлова. По ее словам, антиконкурентное соглашение между перевозчиками было заключено для того, чтобы вынудить власти поднять тариф на вывоз мусора. «Антиконкурентное соглашение, по нашему мнению, направлено на то, чтобы повысить цены на перевозку. При этом перевозчики поставили в некрасивое положение управляющие компании, которые в дальнейшем были привлечены к административной ответственности, и администрацию, которая была вынуждена ввести режим чрезвычайного положения»,— подчеркнула госпожа Козлова.
В конце сентября большинство перевозчиков в одностороннем порядке перестали вывозить мусор из Челябинска после закрытия городской свалки и направления потоков мусора на свалку в Полетаево. Предприниматели объяснили отказ увеличением расходов на топливо из-за удлинения маршрута. Власти сообщали о том, что из бюджета Челябинской области была выделена субсидия в размере 88,7 млн на возмещение организациям недополученных доходов в связи с захоронением твердых коммунальных отходов на свалке в Полетаево. Однако деньги получают юридические лица, которые владеют мусоросортировочными комплексами и полигоном, за это они предоставляют перевозчикам льготы на размещение ТКО. Субсидии на покрытие увеличившихся топливных расходов предусмотрены не были.
Председатель ассоциации «Чистая среда» Константин Смолин рассказал “Ъ-Южный Урал”, что ему ничего не известно о возбуждении УФАС дела в отношении всех пяти компаний, которые входят в объединение (ООО «Антей», ООО «Горэкоцентр+», ООО «Трансэко», ООО «Эко-сервис», ООО «Экоспецбаза»). Господин Смолин подчеркнул, что ассоциация не согласна с обвинениями УФАС в антиконкурентном поведении. «Нам уведомлений никаких не поступало. Задавались вопросы о возможных антиконкурентных нарушениях, но о том, что будет возбуждено дело, я слышу в первый раз. Мы не согласны с претензиями, потому что ничего не нарушали. Мы за месяц предупреждали управляющие компании о росте платы за услуги, и имели на это право, потому что у нас договорные отношения. Мы направляли письма в прокуратуру, главному федеральному инспектору, городскую думу, администрацию Челябинска, уполномоченному по правам предпринимателя, везде нам это подтвердили»,— отметил Константин Смолин.
Господин Смолин сообщил, что ассоциация «Чистая среда» обращалась к властям с просьбой о субсидировании перевозок в связи с увеличением транспортных расходов, но получила отказ. «После закрытия городской свалки члены ассоциации возили мусор на полигон в течение семи–десяти дней. А потом просто деньги кончились. И администрация отказалась выделить субсидию на топливо переходный период. Нам все время говорят о субсидиях на захоронение отходов. Но они предоставляются полигонам, те нам дают льготы в 10-15% на размещение ТКО. Но эта сумма — ничто, по сравнению с тем, как наши расходы на топливо увеличились на 300%»,— говорит Константин Смолин. «Мы изначально говорили, что если все делать по закону, то работать в таких условиях невозможно. Вот и результат — в отношении компаний, которые нас заменили на маршрутах, завели уголовные дела по 159 статье»,— отметил председатель «Чистой среды».
В конце октября следственные органы по материалам прокурорской проверки возбудили дело по статье 159 УК РФ («Мошенничество в особо крупном размере») по факту присвоения средств жителей Челябинска. По версии следствия, пять компаний-перевозчиков в октябре 2018 года должны были транспортировать из города 1,5 тыс. тонн мусора. Однако фактически на полигоны попало 961 т. Таким образом фирмы незаконно снизили издержки и сокрыли полученные от граждан денежные средства в размере более 1 млн. руб. Под подозрение попали ООО ПКФ «Экотранс», ООО «Спецавтоколонна», ООО «Транссервис», ООО «ЭкоИнвестГрупп», ООО «Чистый город» и регоператор ООО «Центр коммунального сервиса».
24 декабря в Челябинском кластере утвердили единый тариф на вывоз мусора. Для жителей многоквартирных домов он составил 67,59 руб. на человека в месяц, для владельцев индивидуальных домов — 52, 18 руб. Регоператор ООО «Центр коммунального сервиса» (ЦКС) требовал установить тариф в размере 107,55 руб. и 83,03 соответственно, однако его предложения были отклонены.
Карина Кальярова