Китай ускоряет переход тяжёлого транспорта на электротягу - «В мире»
Китай ускоряет переход тяжёлого транспорта на электротягу - «В мире»

Китай стремительно заменяет дизель-грузовики на электрические модели, что может коренным образом изменить глобальный спрос на дизельное топливо и сжиженный природный газ (СПГ). По данным источника, уже в первой половине 2025 года доля новых тяжёлых грузовиков на батареях достигла 22%, тогда как годом ранее — 9,2%. Британская исследовательская фирма BMI прогнозирует, что доля электромобилей среди новых грузовиков может вырасти до 46% к концу 2025 года и до 60% — в 2026 году.
Рост инвестиций в инфраструктуру зарядки, налоговые стимулы и снижение стоимости аккумуляторных технологий оказывают мощное воздействие. В докладе отмечено, что оператор аккумуляторов CATL запустил систему быстрой замены батарей для тяжёлых грузовиков и планирует развернуть сеть обменных станций вдоль основных автомагистралей протяжённостью до 150 000 км. Технология замены батарей в Китае уже применима примерно в 40% электрических тяжёлых грузовиков.
Сокращение дизельного спроса в Китае уже фиксируется: к примеру, потребление дизельного топлива снизилось до 3,9 млн баррелей в день в июне 2024 года — падение составило около 11% по сравнению с предыдущим годом. Это снижение частично объясняется отказом от дизель- и СПГ-грузовиков в пользу батарейных моделей. Аналитики подчёркивают, что этот сдвиг может иметь далеко идущие последствия для рынков топлива и логистики.
В отечественной логистике и транспорте тяжёлые дизель-грузовики почти всегда считались «труднопереводимыми» в электрическую форму из-за массы батарей, ограниченного пробега и времени зарядки. Однако китайский опыт показывает, что новые бизнес-модели и инфраструктурные решения позволяют преодолевать эти ограничения.
Данный переход имеет потенциал изменить не только внутренний рынок грузового транспорта в Китае, но и глобальные цепочки поставок транспорта и топлива. В частности, снижение спроса на дизель и СПГ-грузовики может усилить давление на рынки ископаемого топлива и ускорить переход к «нулевым выбросам». При этом китайские производители уже выходят на международные рынки: электрические тяжёлые грузовики китайского производства экспортируются в страны Ближнего Востока, Латинской Америки и другие регионы.
Важно отметить, что для успешного перехода требуется не только производство электрических моделей, но и развитая сеть зарядки, стандартизированные батареи, изменение логистики и поддержка со стороны государства. Китайские власти используют стимулы — например, программы утилизации старых дизельных грузовиков и субсидии на замену до почти 19 000 долларов США.
С учётом масштаба транспортного парка и роли Китая на мировом рынке, этот процесс заслуживает внимания как с точки зрения экологии, так и с точки зрения глобальной энергетики: переход тяжёлых грузовых транспортных средств на электрическую тягу может стать одним из ключевых элементов декарбонизации грузоперевозок.
Смотрите также: