Проведение мероприятий по уменьшению выбросов в атмосферный воздух - позиция КС РФ - «Экологические новости» » Новости Экологии
Создать акаунт
Новости Экологии » Здравоохранение » Проведение мероприятий по уменьшению выбросов в атмосферный воздух - позиция КС РФ - «Экологические новости»

Проведение мероприятий по уменьшению выбросов в атмосферный воздух - позиция КС РФ - «Экологические новости»

12 ноя 2021, 17:20
Здравоохранение / Экология
243
0

Проведение мероприятий по уменьшению выбросов в атмосферный воздух - позиция КС РФ - «Экологические новости»


Предприятия, осуществляющие выбросы в атмосферный воздух обязаны разрабатывать и проводить мероприятия по уменьшению выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух при неблагоприятных метеорологических условиях (НМУ).
Триггер, запускающий процедуру выполнения данных мероприятий - получение прогноза о НМУ.
При этом получать прогноз (любым доступным способом, в том числе и за плату) должны были хозяйствующие субъекты. Отсутствие договора на получение прогнозов НМУ с учреждениями гидрометеорологии зачастую вызывало претензии со стороны контролирующих органов - при том, что регулирование заключения подобных договоров отсутствует. И вот наконец Конституционный Суд РФ выразил своё мнение по данному вопросу в постановлении от 29.09.2021 N 42-П.
Поводом стала жалоба ООО "Валмакс" (далее - Общество), которому Министерство экологии Челябинской области по результатам проверки выдало предписание заключить договор на получение прогнозов НМУ и осуществлять мероприятия по уменьшению выбросов в атмосферный воздух загрязняющих веществ в такие периоды. Общество ссылалось на отсутствие нормативно установленной процедуры заключения и условий такого договора.
- КС РФ счел регулирование в данной области неудовлетворительным, особо отметив публичный характер информации о НМУ, а также необходимость заключения возмездного договора с подведомственным учреждением, установить условия которого из действующих нормативных актов не представляется возможным.
- Суд признал неконституционными нормы ФЗ "О гидрометеорологической службе" и Положения об информационных услугах в области гидрометеорологии в той мере, в какой они в силу неоднозначности своего нормативного содержания не позволяют определить критерии, исходя из которых на хозяйствующий субъект может быть возложена обязанность заключить с учреждением в области гидрометеорологии договор на оказание информационных услуг.
- Федеральному законодателю и Правительству РФ предписано внести в действующее правовое регулирование соответствующие изменения.
При этом КС РФ оговаривается, что не ставит под сомнение допустимость разумных и соразмерных публично-правовых требований, связанных с охраной атмосферного воздуха, и обязанности по принятию мер, направленных на сокращение выбросов в периоды НМУ.
- Поэтому с хозяйствующих субъектов не снимается обязанность, действуя разумно и осмотрительно, получать такие прогнозы из имеющихся источников, в том числе на основе ранее заключенных договоров, и Постановление 42-П не является основанием для их прекращения.
При этом в связи со вступлением в силу Постановления контролирующие органы не имеют права выдавать компаниям предписания заключить договор на получение прогнозов НМУ, а отсутствие договора не должно повлечь за собой какие-либо негативные последствия до изменения правового регулирования.
- Данная правовая позиция может быть использована как в текущих спорах с контролирующими органами, так и при оценке целесообразности заключения или продления договоров на предоставлении информации о НМУ.


Предприятия, осуществляющие выбросы в атмосферный воздух обязаны разрабатывать и проводить мероприятия по уменьшению выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух при неблагоприятных метеорологических условиях (НМУ). Триггер, запускающий процедуру выполнения данных мероприятий - получение прогноза о НМУ. При этом получать прогноз (любым доступным способом, в том числе и за плату) должны были хозяйствующие субъекты. Отсутствие договора на получение прогнозов НМУ с учреждениями гидрометеорологии зачастую вызывало претензии со стороны контролирующих органов - при том, что регулирование заключения подобных договоров отсутствует. И вот наконец Конституционный Суд РФ выразил своё мнение по данному вопросу в постановлении от 29.09.2021 N 42-П. Поводом стала жалоба ООО "Валмакс" (далее - Общество), которому Министерство экологии Челябинской области по результатам проверки выдало предписание заключить договор на получение прогнозов НМУ и осуществлять мероприятия по уменьшению выбросов в атмосферный воздух загрязняющих веществ в такие периоды. Общество ссылалось на отсутствие нормативно установленной процедуры заключения и условий такого договора. - КС РФ счел регулирование в данной области неудовлетворительным, особо отметив публичный характер информации о НМУ, а также необходимость заключения возмездного договора с подведомственным учреждением, установить условия которого из действующих нормативных актов не представляется возможным. - Суд признал неконституционными нормы ФЗ "О гидрометеорологической службе" и Положения об информационных услугах в области гидрометеорологии в той мере, в какой они в силу неоднозначности своего нормативного содержания не позволяют определить критерии, исходя из которых на хозяйствующий субъект может быть возложена обязанность заключить с учреждением в области гидрометеорологии договор на оказание информационных услуг. - Федеральному законодателю и Правительству РФ предписано внести в действующее правовое регулирование соответствующие изменения. При этом КС РФ оговаривается, что не ставит под сомнение допустимость разумных и соразмерных публично-правовых требований, связанных с охраной атмосферного воздуха, и обязанности по принятию мер, направленных на сокращение выбросов в периоды НМУ. - Поэтому с хозяйствующих субъектов не снимается обязанность, действуя разумно и осмотрительно, получать такие прогнозы из имеющихся источников, в том числе на основе ранее заключенных договоров, и Постановление 42-П не является основанием для их прекращения. При этом в связи со вступлением в силу Постановления контролирующие органы не имеют права выдавать компаниям предписания заключить договор на получение прогнозов НМУ, а отсутствие договора не должно повлечь за собой какие-либо негативные последствия до изменения правового регулирования. - Данная правовая позиция может быть использована как в текущих спорах с контролирующими органами, так и при оценке целесообразности заключения или продления договоров на предоставлении информации о НМУ.
Комментарии
Минимальная длина комментария - 50 знаков. комментарии модерируются
Комментарии для сайта Cackle

Смотрите также:

Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика