Прокуратура РФ: плановые проверки бизнеса незаконны, если надзорный орган не утвердил чек-листы - «Экологические новости» » Новости Экологии
Создать акаунт
Новости Экологии » Здравоохранение » Прокуратура РФ: плановые проверки бизнеса незаконны, если надзорный орган не утвердил чек-листы - «Экологические новости»

Прокуратура РФ: плановые проверки бизнеса незаконны, если надзорный орган не утвердил чек-листы - «Экологические новости»

12 сен 2018, 09:13
Здравоохранение / Цели в области устойчивого развития
264
0

Прокуратура РФ: плановые проверки бизнеса незаконны, если надзорный орган не утвердил чек-листы - «Экологические новости»


Прокуратура назвала недопустимыми плановые проверки бизнеса (письмо Генеральной прокуратуры РФ от 9 февраля 2018 г. № 76/2-156-2018), если:
проверку нужно проводить с использованием чек-листа, а таковой еще не утвержден, либо

проверяемые лица не отнесены к определенной категории риска (классу опасности), хотя Правительство РФ уже ввело риск-ориентированный подход (далее – РОП) в соответствующем надзоре (проверочные листы (списки контрольных вопросов), применяемые в ходе плановых проверок).
Правовое обоснование для таких выводов следующее.
Федеральный закон от 26 декабря 2008 г. № 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля" (далее – Закон № 294-ФЗ) допускает, что Положением о виде федерального госконтроля/надзора может быть предусмотрена обязанность использования чек-листа должностным лицом контролирующего органа при плановой проверке. Чек-листы разрабатываются и утверждаются самим надзорным органом. Следовательно, если чек-листов еще нет (не утверждены), а обязанность их использования уже есть (предусмотрена положением о виде госконтроля/надзора), то в ходе осуществления такого надзора не допускается проведение плановых проверок.
Кроме того, ст. 8.1 Закона № 294-ФЗ обязывает применять риск-ориентированный подход при организации отдельных видов контроля (надзора), определенных Правительством РФ. В силу ч. 9.3 ст. 9 Закона № 294-ФЗ при осуществлении этих видов надзора периодичность плановых проверок устанавливает Правительство РФ, и она уже установлена постановлением Правительства РФ от 17 августа 2016 г. № 806, притом зависит исключительно от категории риска/класса опасности, к которым отнесена деятельность поднадзорных субъектов или используемые ими поднадзорные объекты. Более того, объекты низкой категории риска (6 класса опасности) вообще не подлежат плановым проверкам, а все поднадзорные объекты, которым не присвоены определенные категории риска/ классы опасности, автоматически считаются отнесенными к самым низким категориям риска/классам опасности.
Следовательно, для видов надзора, которые осуществляются с применением РОП, возможность проведения плановых проверок без категорирования подконтрольных объектов законодательством не предусмотрена.
А значит, проведение таких проверок может рассматриваться как несоблюдение установленной периодичности проведения плановой проверки – то есть грубое нарушение, влекущее признание результатов такой проверки недействительными и их отмену (подп. 1 п. 2 ст. 20 Закона № 294-ФЗ).
Отметим, что в настоящее время распространено как отсутствие утвержденных чек-листов для проведения плановых проверок, так и отсутствие утвержденных критериев для определения категорий риска/ классов опасности в РОП-надзорах.
Например, такие критерии не утверждены для:

лицензионного контроля за производством и оборотом алкоголя (см. соответствующий проект1),

федерального госнадзора в области защиты прав потребителей (см. проект2),

лицензионного контроля за предпринимательской деятельностью по управлению МКД и государственного жилищного надзора (см. проект3),

государственного контроля в области долевого строительства,

государственного контроля за деятельностью аккредитованных лиц.

Для всех этих видов контроля и надзора, однако, применяется РОП.
Подобные правовые пробелы характерны и для видов надзора, в которых давно пора применять чек-листы. Например:
чек-листы не утверждены для объектов, поднадзорных Роспотребнадзору в рамках санитарно-эпидемиологического надзора (проверочные листы утверждены только для общепита, магазинов, соляриев, парикмахерских и салонов красоты),

чек-листы не утверждены МВД России для плановых миграционных проверок и проверок безопасности дорожного движения,

чек-листы не утверждены МЧС России для плановых пожарных проверок (кроме некоторых МКД, организаций торговли и общепита) и проверок соблюдения требований закона о гражданской обороне (приказ МЧС России от 11 сентября 2017 г. № 376),

чек-листы не утверждены для плановых проверок в сфере промышленной безопасности.

_______________

1 С текстом постановления Правительства РФ "Об утверждении критериев отнесения деятельности юридических лиц, сельскохозяйственных товаропроизводителей к определенной категории риска для целей лицензионного контроля за производством и оборотом этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции (за исключением розничной продажи)" можно ознакомиться на федеральном портале проектов нормативных правовых актов (ID: 02/07/05-17/00064604).

2 С текстом постановления Правительства РФ "О внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации" можно ознакомиться на федеральном портале проектов нормативных правовых актов (ID: 02/07/05-17/00064672).

3 С текстом постановления Правительства РФ "О применении риск-ориентированного подхода при организации государственного жилищного надзора и государственного лицензионного контроля в сфере осуществления деятельности по управлению многоквартирными домами" можно ознакомиться на федеральном портале проектов нормативных правовых актов (ID: 04/12/04-17/00064568).

Прокуратура назвала недопустимыми плановые проверки бизнеса (письмо Генеральной прокуратуры РФ от 9 февраля 2018 г. № 76/2-156-2018), если: проверку нужно проводить с использованием чек-листа, а таковой еще не утвержден, либо проверяемые лица не отнесены к определенной категории риска (классу опасности), хотя Правительство РФ уже ввело риск-ориентированный подход (далее – РОП) в соответствующем надзоре (проверочные листы (списки контрольных вопросов), применяемые в ходе плановых проверок). Правовое обоснование для таких выводов следующее. Федеральный закон от 26 декабря 2008 г. № 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля" (далее – Закон № 294-ФЗ) допускает, что Положением о виде федерального госконтроля/надзора может быть предусмотрена обязанность использования чек-листа должностным лицом контролирующего органа при плановой проверке. Чек-листы разрабатываются и утверждаются самим надзорным органом. Следовательно, если чек-листов еще нет (не утверждены), а обязанность их использования уже есть (предусмотрена положением о виде госконтроля/надзора), то в ходе осуществления такого надзора не допускается проведение плановых проверок. Кроме того, ст. 8.1 Закона № 294-ФЗ обязывает применять риск-ориентированный подход при организации отдельных видов контроля (надзора), определенных Правительством РФ. В силу ч. 9.3 ст. 9 Закона № 294-ФЗ при осуществлении этих видов надзора периодичность плановых проверок устанавливает Правительство РФ, и она уже установлена постановлением Правительства РФ от 17 августа 2016 г. № 806, притом зависит исключительно от категории риска/класса опасности, к которым отнесена деятельность поднадзорных субъектов или используемые ими поднадзорные объекты. Более того, объекты низкой категории риска (6 класса опасности) вообще не подлежат плановым проверкам, а все поднадзорные объекты, которым не присвоены определенные категории риска/ классы опасности, автоматически считаются отнесенными к самым низким категориям риска/классам опасности. Следовательно, для видов надзора, которые осуществляются с применением РОП, возможность проведения плановых проверок без категорирования подконтрольных объектов законодательством не предусмотрена. А значит, проведение таких проверок может рассматриваться как несоблюдение установленной периодичности проведения плановой проверки – то есть грубое нарушение, влекущее признание результатов такой проверки недействительными и их отмену (подп. 1 п. 2 ст. 20 Закона № 294-ФЗ). Отметим, что в настоящее время распространено как отсутствие утвержденных чек-листов для проведения плановых проверок, так и отсутствие утвержденных критериев для определения категорий риска/ классов опасности в РОП-надзорах. Например, такие критерии не утверждены для: лицензионного контроля за производством и оборотом алкоголя (см. соответствующий проект1), федерального госнадзора в области защиты прав потребителей (см. проект2), лицензионного контроля за предпринимательской деятельностью по управлению МКД и государственного жилищного надзора (см. проект3), государственного контроля в области долевого строительства, государственного контроля за деятельностью аккредитованных лиц. Для всех этих видов контроля и надзора, однако, применяется РОП. Подобные правовые пробелы характерны и для видов надзора, в которых давно пора применять чек-листы. Например: чек-листы не утверждены для объектов, поднадзорных Роспотребнадзору в рамках санитарно-эпидемиологического надзора (проверочные листы утверждены только для общепита, магазинов, соляриев, парикмахерских и салонов красоты), чек-листы не утверждены МВД России для плановых миграционных проверок и проверок безопасности дорожного движения, чек-листы не утверждены МЧС России для плановых пожарных проверок (кроме некоторых МКД, организаций торговли и общепита) и проверок соблюдения требований закона о гражданской обороне (приказ МЧС России от 11 сентября 2017 г. № 376), чек-листы не утверждены для плановых проверок в сфере промышленной безопасности. _______________ 1 С текстом постановления Правительства РФ "Об утверждении критериев отнесения деятельности юридических лиц, сельскохозяйственных товаропроизводителей к определенной категории риска для целей лицензионного контроля за производством и оборотом этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции (за исключением розничной продажи)" можно ознакомиться на федеральном портале проектов нормативных правовых актов (ID: 02/07/05-17/00064604). 2 С текстом постановления Правительства РФ "О внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации" можно ознакомиться на федеральном портале проектов нормативных правовых актов (ID: 02/07/05-17/00064672). 3 С текстом постановления Правительства РФ "О применении риск-ориентированного подхода при организации государственного жилищного надзора и государственного лицензионного контроля в сфере осуществления деятельности по управлению многоквартирными домами" можно ознакомиться на федеральном портале проектов нормативных правовых актов (ID: 04/12/04-17/00064568).
Комментарии
Минимальная длина комментария - 50 знаков. комментарии модерируются
Комментарии для сайта Cackle

Смотрите также:

Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика