Комментарий к Постановлению Правительства РФ от 03.03.2018 N 222 - «Экологические новости» » Новости Экологии
Создать акаунт
Новости Экологии » Здравоохранение » Комментарий к Постановлению Правительства РФ от 03.03.2018 N 222 - «Экологические новости»

Комментарий к Постановлению Правительства РФ от 03.03.2018 N 222 - «Экологические новости»

14 мая 2018, 11:03
Здравоохранение / СТАТЬИ
237
0

Комментарий к Постановлению Правительства РФ от 03.03.2018 N 222 - «Экологические новости»


Постановление Правительства РФ от 03.03.2018 N 222 "Об утверждении Правил установления санитарно-защитных зон и использования земельных участков, расположенных в границах санитарно-защитных зон"
Вот революционная деятельность нормотворца добралась и до санитарно-защитной зоны (СЗЗ). В рамках настоящей аннотации мы коснемся только основных вопросов, т.к. многое пока остается неясным.
1.
СЗЗ устанавливается для объекта капитального строительства от контура объекта. Каким образом будет рассматриваться предприятие, на самом деле состоящее из совокупности объектов капитального строительства, и как будет определяться контур объекта капитального строительства, не разъяснено. Логично предположить, что контур в этом случае должен совпадать с границами промышленной площадки, а СЗЗ устанавливаться единой для совокупности объектов капитального строительства. К тому же Постановление отсылает к санитарной классификации, которая пока определена только СанПиН 2.2.1/2.1.1.1200-03 "Санитарно-защитные зоны и санитарная классификация предприятий, сооружений и иных объектов" (Новая редакция) (далее – СанПиН) в отношении предприятий, а не объектов капитального строительства. В этой классификации, например, есть такие объекты, как карьеры, которые не являются объектами капитального строительства. Если же нормотворец решает, что СЗЗ должна быть только у объектов капитального строительства, тогда можно ожидать в качестве контура предприятия внешние границы совокупности его объектов капитального строительства (огибающую внешних границ этой совокупности объектов). Навесы, будки и хоздвор, расположенные за зданиями цехов, окажутся уже в его СЗЗ. Плюс в таком подходе — СЗЗ можно будет устанавливать за счёт собственного земельного участка. Минус — много вредных производств, которые можно разместить в объектах некапитального строительства, не будут требовать СЗЗ. Требовать же установления СЗЗ от каждого объекта капитального строительства, построенного на одной промышленной площадки, в отдельности, как можно сейчас трактовать данную норму, руководствуясь исключительно буквой закона, представляется совсем неразумным.
2. Постановление традиционно содержит отсылочные нормы к ведомственным актам. СанПиН не отменен, соответственно, пока не будет принят заменяющий его ведомственный акт, он действует в части, Постановлению не противоречащей. Особенно в части, в которой Постановление отсылает к подобному ведомственному акту.
3. СЗЗ устанавливается для объектов капитального строительства, за контуром которого не соблюдаются санитарно-эпидемиологические требования. Трактовка, с одной стороны, кажется всеобъемлющей и размытой, с другой стороны, представляется разумной по сравнению с требованием СанПиНа устанавливать СЗЗ для объектов, оказывающих воздействие свыше 0,1 предельно допустимого уровня (ПДУ) воздействия за пределами промышленной площадки. Действительно — СЗЗ — это территория за пределами предприятия, на которую предприятие оказывает воздействие свыше нормативно дозволенного. Причем здесь 0,1 ПДУ? Для перестраховки? Зачем такая перестраховка?
4. Постановление распространяется на действующие предприятия. В течение года от вступления в силу Постановления, т.е. к 15 марта 2019 года, предприятие должно измерить своё воздействие за контуром и, в случае, если обнаружится превышение нормативов - подать заявление на установление СЗЗ. При этом не определено в каких точках, с какой периодичностью и в отношении какой номенклатуры веществ (если мы говорим о выбросах) необходимо провести эти измерения. Как не определено и то, что считается превышением нормативов – однократное или постоянное (в среднем).
Затем, в течение трех месяцев после подачи заявления, необходимо исправлять замечания. Соответственно, если возникает коррупциогенная ситуация, то можно спокойно «копить» отказы. Вероятность привлечения к ответственности при этом будет мала, т. к. коррупционеры сами не захотят привлекать к себе внимание. Другое дело, если из подачи в подачу не будет исправляться правомерное замечание. Здесь, полагаем, можно будет найти способ привлечь к ответственности.
Таким образом, вместо существовавшей ранее конструкции — пока не получишь Решение об установлении СЗЗ, то и работать нельзя, предусмотрено именно требование подачи заявления. Правда, к нему должно быть приложен проект СЗЗ и экспертное заключение на него. Должен ли заявитель предварительно получить санитарно-эпидемиологическое заключение, не указано. Федеральный закон «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» от 30.03.1999 № 52-ФЗ (п.3 ст. 20), который обладает более высокой юридической силой, чем Постановление, требует наличия санитарно-эпидемиологического заключения до утверждения проекта СЗЗ: «Нормативы предельно допустимых выбросов химических, биологических веществ и микроорганизмов в воздух, проекты санитарно-защитных зон утверждаются при наличии санитарно-эпидемиологического заключения о соответствии указанных нормативов и проектов санитарным правилам». При этом норма , отсылающая к Постановлению в части порядка установления СЗЗ (п. 2 ст. 12), является более новой нормой, чем норма п. 3 ст.20. А новая норма, как известно из теории права, отменяет более старую. Но, с другой стороны, Постановление отсылает к СанПиНу, в котором, в действующей его редакции, санэпидзаключение требуется. Вот такая правовая коллизия оставлена, что может свести на нет попытку нормотворца положительно разрешить проблему, существовавшую в отношении действующих предприятий.
5. Граница СЗЗ и ограничения в границах СЗЗ устанавливаются со дня внесения сведений о них в ЕГРН. Сведения вносит Роспотребнадзор в рамках межведомственного взаимодействия без привлечения правообладателя объекта.
6. Устранена многоэтапность и многократность (после каждой реконструкции или перевооружения) установления СЗЗ. Теперь акцент делается на замеры. Если замеры показывают необходимость создания либо изменения СЗЗ, тогда и следует подавать заявление на установление СЗЗ.
7. Предусмотрена возможность сокращения, прекращения существования СЗЗ или прекращения действия отдельных ограничений использования земельных участков, расположенных в границах такой зоны, по инициативе третьих лиц.
8. Любой проект СЗЗ теперь должен содержать в том числе оценку риска для здоровья человека для объектов всех классов без исключений.
9. Компенсация собственникам земельных участков, попадающих в СЗЗ и обремененных в связи с этим определенными ограничениями, предусмотрена «в соответствии с действующим законодательством». Действующее законодательство существует — это статья 57 Земельного кодекса РФ.
Выпуск подготовлен
компанией правового EHS консалтинга ЭКОТИМ


Постановление Правительства РФ от 03.03.2018 N 222 "Об утверждении Правил установления санитарно-защитных зон и использования земельных участков, расположенных в границах санитарно-защитных зон" Вот революционная деятельность нормотворца добралась и до санитарно-защитной зоны (СЗЗ). В рамках настоящей аннотации мы коснемся только основных вопросов, т.к. многое пока остается неясным. 1. СЗЗ устанавливается для объекта капитального строительства от контура объекта. Каким образом будет рассматриваться предприятие, на самом деле состоящее из совокупности объектов капитального строительства, и как будет определяться контур объекта капитального строительства, не разъяснено. Логично предположить, что контур в этом случае должен совпадать с границами промышленной площадки, а СЗЗ устанавливаться единой для совокупности объектов капитального строительства. К тому же Постановление отсылает к санитарной классификации, которая пока определена только СанПиН 2.2.1/2.1.1.1200-03 "Санитарно-защитные зоны и санитарная классификация предприятий, сооружений и иных объектов" (Новая редакция) (далее – СанПиН) в отношении предприятий, а не объектов капитального строительства. В этой классификации, например, есть такие объекты, как карьеры, которые не являются объектами капитального строительства. Если же нормотворец решает, что СЗЗ должна быть только у объектов капитального строительства, тогда можно ожидать в качестве контура предприятия внешние границы совокупности его объектов капитального строительства (огибающую внешних границ этой совокупности объектов). Навесы, будки и хоздвор, расположенные за зданиями цехов, окажутся уже в его СЗЗ. Плюс в таком подходе — СЗЗ можно будет устанавливать за счёт собственного земельного участка. Минус — много вредных производств, которые можно разместить в объектах некапитального строительства, не будут требовать СЗЗ. Требовать же установления СЗЗ от каждого объекта капитального строительства, построенного на одной промышленной площадки, в отдельности, как можно сейчас трактовать данную норму, руководствуясь исключительно буквой закона, представляется совсем неразумным. 2. Постановление традиционно содержит отсылочные нормы к ведомственным актам. СанПиН не отменен, соответственно, пока не будет принят заменяющий его ведомственный акт, он действует в части, Постановлению не противоречащей. Особенно в части, в которой Постановление отсылает к подобному ведомственному акту. 3. СЗЗ устанавливается для объектов капитального строительства, за контуром которого не соблюдаются санитарно-эпидемиологические требования. Трактовка, с одной стороны, кажется всеобъемлющей и размытой, с другой стороны, представляется разумной по сравнению с требованием СанПиНа устанавливать СЗЗ для объектов, оказывающих воздействие свыше 0,1 предельно допустимого уровня (ПДУ) воздействия за пределами промышленной площадки. Действительно — СЗЗ — это территория за пределами предприятия, на которую предприятие оказывает воздействие свыше нормативно дозволенного. Причем здесь 0,1 ПДУ? Для перестраховки? Зачем такая перестраховка? 4. Постановление распространяется на действующие предприятия. В течение года от вступления в силу Постановления, т.е. к 15 марта 2019 года, предприятие должно измерить своё воздействие за контуром и, в случае, если обнаружится превышение нормативов - подать заявление на установление СЗЗ. При этом не определено в каких точках, с какой периодичностью и в отношении какой номенклатуры веществ (если мы говорим о выбросах) необходимо провести эти измерения. Как не определено и то, что считается превышением нормативов – однократное или постоянное (в среднем). Затем, в течение трех месяцев после подачи заявления, необходимо исправлять замечания. Соответственно, если возникает коррупциогенная ситуация, то можно спокойно «копить» отказы. Вероятность привлечения к ответственности при этом будет мала, т. к. коррупционеры сами не захотят привлекать к себе внимание. Другое дело, если из подачи в подачу не будет исправляться правомерное замечание. Здесь, полагаем, можно будет найти способ привлечь к ответственности. Таким образом, вместо существовавшей ранее конструкции — пока не получишь Решение об установлении СЗЗ, то и работать нельзя, предусмотрено именно требование подачи заявления. Правда, к нему должно быть приложен проект СЗЗ и экспертное заключение на него. Должен ли заявитель предварительно получить санитарно-эпидемиологическое заключение, не указано. Федеральный закон «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» от 30.03.1999 № 52-ФЗ (п.3 ст. 20), который обладает более высокой юридической силой, чем Постановление, требует наличия санитарно-эпидемиологического заключения до утверждения проекта СЗЗ: «Нормативы предельно допустимых выбросов химических, биологических веществ и микроорганизмов в воздух, проекты санитарно-защитных зон утверждаются при наличии санитарно-эпидемиологического заключения о соответствии указанных нормативов и проектов санитарным правилам». При этом норма , отсылающая к Постановлению в части порядка установления СЗЗ (п. 2 ст. 12), является более новой нормой, чем норма п. 3 ст.20. А новая норма, как известно из теории права, отменяет более старую. Но, с другой стороны, Постановление отсылает к СанПиНу, в котором, в действующей его редакции, санэпидзаключение требуется. Вот такая правовая коллизия оставлена, что может свести на нет попытку нормотворца положительно разрешить проблему, существовавшую в отношении действующих предприятий. 5. Граница СЗЗ и ограничения в границах СЗЗ устанавливаются со дня внесения сведений о них в ЕГРН. Сведения вносит Роспотребнадзор в рамках межведомственного взаимодействия без привлечения правообладателя объекта. 6. Устранена многоэтапность и многократность (после каждой реконструкции или перевооружения) установления СЗЗ. Теперь акцент делается на замеры. Если замеры показывают необходимость создания либо изменения СЗЗ, тогда и следует подавать заявление на установление СЗЗ. 7. Предусмотрена возможность сокращения, прекращения существования СЗЗ или прекращения действия отдельных ограничений использования земельных участков, расположенных в границах такой зоны, по инициативе третьих лиц. 8. Любой проект СЗЗ теперь должен содержать в том числе оценку риска для здоровья человека для объектов всех классов без исключений. 9. Компенсация собственникам земельных участков, попадающих в СЗЗ и обремененных в связи с этим определенными ограничениями, предусмотрена «в соответствии с действующим законодательством». Действующее законодательство существует — это статья 57 Земельного кодекса РФ. Выпуск подготовлен компанией правового EHS консалтинга ЭКОТИМ
Комментарии
Минимальная длина комментария - 50 знаков. комментарии модерируются

Смотрите также: