О проверках Росприроднадзора в 2018 году - «Экологические новости»
О проверках Росприроднадзора в 2018 году - «Экологические новости»
Специалисты Росприроднадзора сформировали план проверок на 2018 год, опираясь на риск-ориентированный подход, и учли применение опросников.
С 2017 года ведомство изменило порядок проведения проверок, теперь он зависит от категории риска, присвоенной объекту государственного надзора, и выглядит так: объекты категории чрезвычайно высокого риска ревизия посетит раз в год; объекты высокого риска — раз в 2 года; значительного риска — раз в 3 года; среднего риска — раз в 4 года; умеренного риска — раз в 5 лет.
По объектам госнадзора, которые относятся к категории низкого риска, плановых проверок вообще не будет.
Принимая план проверок на 2018 год, Росприроднадзор вписывал предприятия, исходя из степени риска объектов.
Плановые проверки состоят из таких этапов:
Шаг 1. Составляется план на год;
Шаг 2. План проходит согласование с прокуратурой, после чего утверждается;
Шаг 3. Инспекторы проводят плановую выездную или документарную проверку;
Шаг 4. Составляется акт;
Шаг 5. Если нарушения не найдены, то проверка благополучно заканчивается, если найдены — будет вынесено предписание или составлен протокол об административном правонарушении.
При этом тем, кто относится к сфере малого предпринимательства, можно не искать название своей организации в графике проверок.
С 1 января 2016 года по 31 декабря 2018 года плановые проверки в отношении таких субъектов проводить запрещено. Исключение составляют те, чей бизнес касается здравоохранения, образования и т. д. (полный список в ч. 9 ст. 9 Федерального закона от 26.12.2008 № 294-ФЗ), и те, кого в предыдущие три года привлекали к административной ответственности за грубые нарушения.
Если включенное в ежегодный план ревизий лицо полагает, что его внесли в список проверок в нарушение требований закона, оно может подать заявление об исключении проверки в отношении юридического
лица, индивидуального предпринимателя из ежегодного
плана проведения плановых проверок юридических лиц
и индивидуальных предпринимателей.
Разумеется, составляя график на 2018 год контролеры учитывали сведения о том, относятся ли потенциальные проверяемые к малому предпринимательству. Но если кто-то все же оказался в списке вопреки запрету, это будет сочтено грубым нарушением законодательства о государственном контроле, и результаты ревизии будут сочтены недействительными.
Плановые ревизии могут проверять соблюдение требований закона или наличие всех необходимых документов. При документарной проверке в соответствии с п. 9 ст. 15 Закона № 294-ФЗ инспекторы не могут истребовать документацию, в том числе разрешительную, если она есть в распоряжении у других государственных органов, органов местного самоуправления или у подведомственных организаций, включенных в определенный Правительством РФ перечень (распоряжение Правительства Российской Федерации от 19.04.2016 г. № 724-р).
С 2018 года основные надзорные ведомства, и Росприроднадзор тоже, изменили механизм проведения плановых проверок. Теперь специалисты не могут спрашивать обо всем подряд, надеясь найти нарушение. Их компетенция ограничена опросными листами. Проверочные листы Росприроднадзора утверждены Приказом от 18.09.2017 № 447 — туда вошли 7 форм опросников, содержащих 339 вопросов. Часть проверочных листов начала применяться ведомством еще в 2017 году, а с 1 июля 2018 года опросники будут применяться по всем видам экологического надзора и лицензионному контролю.
Принятием Приказа № 447 ведомство не ограничится. Планируется проанализировать практику использования чек-листов и в перспективе оставить в опросниках только требования высокой степени риска. Все остальное в последующем, вероятнее всего, будет исключено.
Когда проверяющие придут с ревизией, чек-листы будут заполняться по тем видам надзора, которые перечислены в приказе о проведении проверки. Если конкретные виды экологического надзора не вписаны, придется заполнять все опросники.
В случае проведения инспекции на нескольких объектах, принадлежащих проверяемому лицу, в п. 4 чек-листов нужно вписывать все адреса, куда выезжала ревизия. А перечисляя проверяемые объекты — из тех, что отрицательно влияют на окружающую среду, — инспектор должен указывать коды, присвоенные им при постановке на госучёт.
Причем до 01.07.2018 г. по объектам I категории проверочные листы не применяются, а значит, в п. 4 они не указываются. Таким образом, неважно, сколько объектов и адресов было проинспектировано — опросник по результатам проверки по каждому направлению надзора заполняется только один. Он подкалывается к акту и заверяется подписями инспектора и представителя ревизуемого лица. Второй экземпляр обязательно передается представителю организации. Если он отсутствовал при проведении инспекции или отказывается получать акт с приложенным чек-листом, ведомству следует направить документы заказным письмом с уведомлением о вручении.
Как и прежде, у проверяемого лица есть возможность в течение 15 дней с момента получения результатов инспекции направить письменные возражения — в том числе и по сведениям, отображенным в опроснике, — в адрес Росприроднадзора.
Сотрудники ведомства намерены провести анализ применения опросников, чтобы выявить:
избыточные, устаревшие или дублирующие друг друга обязательные требования;
как ведется статистика нарушений обязательных требований;
как проводится профилактика нарушений, благодаря появившейся у бизнесменов возможности самостоятельно оценивать выполнение обязательных требований.
Все это позволит в дальнейшем упростить контроль за соблюдением законодательства, но при этом увеличить эффективность надзора.