Что таится в глубинах старинных канализаций Лондона - «В мире»
Что таится в глубинах старинных канализаций Лондона - «В мире»
Фатберг (англ. fatberg) — это плотные комья застывшей массы, состоящей из жира, и прочих бытовых предметов, которые люди продолжают смывать в канализацию каждый день, несмотря на многочисленные запреты. Подобные образования являются причиной большинства поломок и засоров любой старой (а часто и новой) канализационной городской системы. Огромные пробки из человеческих отходов полностью закупоривают трубы, которые в конечном итоге рвутся и расплескивают зловонные воды на улицы города. По каким же причинам образуются эти отложения?
Следует учесть тот факт, что в викторианском Лондоне лишь площади и главные улицы были достаточно просторными. Если говорить о домах, то они лепились друг к другу очень тесно, а нечистоты иногда сливали прямо на улицы.
К примеру город на Темзе никогда не был образцом чистоты и до XIX века заслуженно считался одним из самых грязных городов в Европе. Основным источником воды для горожан была, разумеется, река. В 1582 году было начато строительство водяного колеса, закачивающего воду из реки, а наиболее зажиточные лондонцы даже подводили к своим поместьям персональные водопроводные сооружения. К XIX веку городской водопровод стал общедоступным, и в домах появились сливные туалеты, канализационные стоки которых в конечном итоге попадали все в ту же Темзу. Поначалу река справлялась с отходами человеческой жизнедеятельности и растворяла в своих водах нечистоты, унося их подальше от города. Однако население Лондона продолжало расти, и очищать стоки и выгребные ямы становилось все труднее. Власти решили проблему просто — направили абсолютно все канализационные выходы прямо в Темзу. Было бы разумно сделать их намного ниже по течению реки, но слив был открыт в черте города!
Разумеется, после этого воды реки очень быстро помутнели. Применять ее для бытовых нужд становилось все труднее: река стала такой грязной, что буквально источала зловонные запахи. Летом 1855 года Темза вышла из берегов, после спада воды оставив на суше огромное количество полуразложившихся нечистот. Исторически период после этого носит название «Великого смрада»: такой уровень загрязнения спровоцировал вспышку тифа и холеры, и начался массовый мор. Город опустел.
Начало прекрасной эпохи связано с тем, что по лондонским коллекторам бежит самая настоящая подземная река, которую горожане называют Флит.
В конце года, когда ливневые дожди очистили берега, а эпидемия постепенно сошла на нет, итальянский архитектор Джозеф Базальгетти выиграл конкурс на строительство новой, улучшенной канализационной системы. Благодаря пяти основным перехватывающим коллекторам, он решил сразу несколько проблем: нечистоты попадали в реку намного ниже по течению, и вода в черте города стала намного чище, в городе появились добротные каменные набережные. Голливудские кинокартины часто любят демонстрировать канализацию как систему обширных светлых туннелей, выложенных кирпичом и наполненных лишь слегка мутноватой водой. Разумеется, настоящие канализационные коллекторы куда менее живописны, однако именно лондонская система подземных каналов наиболее близко подошла к этому эталону и до сих пор считается одним из самых красивых подземных сооружений мира. Сообщается в «Популярной механике».
Увы, за полтора века канализация достигла пика своей эффективности и все хуже справляется с возложенными на нее задачами. В 2013 году сотрудники очистительной службы обнаружили в Кингстоне огромный фатберг — 12 с лишним тонн жира и слизи, покрывающих гниющее органо-синтетическое месиво. Но даже эта находка меркнет в сравнении с тем, что было найдено на днях в Уайтчепеле: в канализации выросла настоящая колонна из смрадных отходов, вес которой составил порядка 130 тонн! В настоящее время она блокирует участок викторианской канализации длиной в 250 метров, то есть территорию в два раза длиннее футбольного поля. Это самый большой в истории фатберг, на уборку которого брошены все силы городских коммунальных служб. По словам Мэтта Риммера, главы компании Thames Water, колонна «твердая как бетон» и для ее уничтожения используются промышленные водометы. В день команда из 8 рабочих удаляет по 20−30 тонн материала, который потом транспортируется на станцию переработки в Стратфорде. Для того, чтобы вычистить подобные засоры в лондонских канализациях, Thames Water необходимо потратить около 1 миллиона фунтов стерлингов (1 328 000 долларов США). Поэтому была запущена информационная кампания Bin it-Don’t Block It, которая предупреждает о том, что некоторые предметы личной гигиены нельзя выбрасывать в туалет. Возможно, некоторым легкомысленным гражданам пошло бы на пользу хотя бы разок заглянуть в лондонские подземелья и осознать всю серьезность своего поведения.
По материалам сайта Популярная механика