Как становятся экологами - «Экология России» » Новости Экологии
Создать акаунт
Новости Экологии » Климат и окружающая среда » Как становятся экологами - «Экология России»

Как становятся экологами - «Экология России»

11 янв 2022, 20:08
Климат и окружающая среда
392
0

Как становятся экологами - «Экология России»

Как становятся экологами - «Экология России»

Фото: Национальные проекты России


Адам Калиматов инициатор создания и глава Всероссийского общественного движения волонтёров-экологов. В интервью «АиФ-СК» он признался, что любовь к природе в нем воспитал отец, который работал лесником и брал его в рейды. Он рассказывал сыну много важной информации – от пород деревьев до правил выживания в лесу.



— Я с удовольствием изучал разных мелких зверушек, включая мышей и белок — вспоминает Адам. — Однажды, собирая хворост, заметил красивую коричневую змею с пятнышками. Схватил её и прибежал к отцу. До сих пор удивляюсь, как она меня не укусила — громко шипела.



Адаму не безразлично нынешнее состояние реки Сунжа — единственной полноводной в Ингушетии


Раньше в Сундже купались, ее воду пили сырой, теперь река мелеет и «тонет» в мусоре и нечистотах / Фото: Общероссийский народный фронт

Река Сунджа, Ингушетия / Фото: Вода России


— Мы с ребятами купались в ней, когда я ещё не ходил в школу. Со временем она мелела. Мусора в воде и на берегах становилось всё больше, — вспоминает экоактивист. — Сначала это были картон и бумага, а потом их постепенно вытеснил пластик. Взрослые запрещали мне и другим детям нырять в Сунжу, опасаясь за нас. Уже тогда я задумывался о том, что происходит с нашей речкой.



Еще в школе юноша начал проводил свои экологические акции. В пятом классе вместе с ребятами он создал правительство, в котором возглавил министерство экологии и охраны окружающей среды. Адам был министром вплоть до десятого класса.



— Мы ежегодно очищали от мусора высохший городской пруд площадью почти два гектара. Каждую весну сажали на приусадебных участках деревья, ездили и на акции по восстановлению леса. Приводили в порядок берега Сунжи. Часто беседовали с младшими учениками, учили их бережному отношению к окружающей среде, — рассказал Адам Калиматов.



После школы молодой человек поступил на юридический факультет Российского государственного университета правосудия.



— Профессию юриста выбрал не зря, — уточнил он. — Знание правовых основ государства сейчас помогает мне максимально эффективно защищать природные ресурсы от необдуманного использования и загрязнения.



Постепенно Адам Калиматов пришел к мысли, что бороться лишь с последствиями загрязнения природы мало, нужно вести активное экопросвещение.



— Мы с друзьями убирали свалки на берегах рек Сунжи и Ассы, но спустя неделю отходов становилось ещё больше. Мы поняли, что занимаемся последствиями, а надо устранять причину появления проблемы, то есть заниматься экопросвещением. В 2018 году мы создали экологический центр «Зелёный полумесяц». Беседовали со школьниками и студентами. Старались приводить понятные примеры. Объясняли, что если 100 тыс. человек оставят на земле по обёртке от конфеты, то масса этого мусора составит несколько сотен килограммов. Ведь свалки так и появляются, — сказал Адам.



К экопросвещению активисты подключили и духовенство. В Ингушетии имамы собирают на свои проповеди по несколько десятков тысяч человек, это отличная площадка, чтобы донести полезную информацию до большого количества людей.



— Встретились с муфтием республики и договорились о сотрудничестве. Поделились информацией об уничтожении животного мира, загрязнении воды и незаконной вырубке в республике. Предложили на примере самых громких уголовных дел рассказывать, что вредить окружающей среде запрещают не только российские законы, но и нормы ислама. После этой акции мы реально увидели, как серьёзно сократилось количество мусора на природе. Вообще в последнее время уровень экологического сознания в республике заметно вырос. Мои земляки стали задумываться, стоит ли выбрасывать на землю грязную салфетку или другой мусор, — отметил активист.



С 2020 года Адам Калиматов руководит Всероссийским общественным движением волонтёров-экологов. Оно имеет 50 региональных отделений и около 5 тысяч сторонников.



— Наши волонтёры участвуют в общественных рейдах и федеральных экологических проектах, включая проекты «Вода России» и «Сохраним лес».


Закупили специальное оборудование для анализа выбросов в атмосферу и гидросферу, а также беспилотники для выявления незаконных стоков в реку. Передаём его региональным координаторам.


В следующем году запустим информационную платформу VOLECO ID, которая объединит эколовонтёров и некоммерческие организации со всего мира. Они смогут создавать на этой площадке личные кабинеты, петиции, краудфандинговые компании для сбора средств на экологические проекты и акции. Будем публиковать там полезную информацию о конкурсах, премиях и стажировках, — поделился планами волонтер.



В 2021 году проект Адама «Школа ресайклинга» победил в конкурсе National Geographic «Я берегу планету». Проект позволяет без дорогостоящего оборудования создать небольшую локальную мастерскую по переработке пластика.


Мастерская по переработке пластика / Фото из личного архива Адама Калиматова


— Кавказ буквально утопает в пластике. Он у нас используется везде. При его транспортировке экологии наносится двойной ущерб, а для производства пол-литровой бутылки с водой затрачивается в три раза больше этого ресурса, — сетует Адам Калиматов. — Нужно, чтобы производители заранее оплачивали переработку каждой пластиковой бутылочки, которую выпускают. Эта схема называется «расширенная ответственность производителя», она работает во многих странах мира. Если её начнут использовать в России, производители будут сами заинтересованы в создании системы ресайклинга отходов.



Еще одна большая экологическая проблема Северного Кавказа, которую озвучил экоактивист, — загрязнение рек.



— Наши регионы нуждаются в очистных сооружениях. Решать эту проблему нужно как можно быстрее, так как городские канализации не справляются с объёмами стоков из-за увеличения населения в городах. Но реконструировать и построить очистные сооружения недостаточно, нужно ещё их поддерживать в рабочем состоянии, — уточняет Адам.


Вдобавок большинство наших рек протекает через несколько регионов. Одни чересчур активно используют воду для орошения и других целей, что приводит к дефициту в остальных регионах.


Серьёзные опасения вызывает и незаконная вырубка лесов, которые работают как кислородные станции и предотвращают эрозию почвы. Бесконтрольное уничтожение деревьев грозит нашему региону страшными экологическими последствиями.


Наша организация ранее предложила использовать государственно-частное партнёрство в лесоохране. Можно отдать частным предприятиям отдельные участки леса для охраны, платить им долю от уплаченных нарушителями штрафов.


Важно использовать и современные технологии — дроны с тепловизорами и звуковые ловушки для отслеживания чёрных лесорубов. Чтобы лесники работали лучше, их стоило бы оснастить камерами наблюдения, видеорегистраторами и GPS-трекерами.



В конце интервью Адам Калиматов сообщил, что в скором времени планирует войти в экспертный совет при комитете Госдумы по экологии. Там он будет предлагать использовать перечисленные им меры улучшения экологической обстановки в регионах.


Фото: Национальные проекты России Адам Калиматов инициатор создания и глава Всероссийского общественного движения волонтёров-экологов. В интервью «АиФ-СК» он признался, что любовь к природе в нем воспитал отец, который работал лесником и брал его в рейды. Он рассказывал сыну много важной информации – от пород деревьев до правил выживания в лесу. — Я с удовольствием изучал разных мелких зверушек, включая мышей и белок — вспоминает Адам. — Однажды, собирая хворост, заметил красивую коричневую змею с пятнышками. Схватил её и прибежал к отцу. До сих пор удивляюсь, как она меня не укусила — громко шипела. Адаму не безразлично нынешнее состояние реки Сунжа — единственной полноводной в Ингушетии Раньше в Сундже купались, ее воду пили сырой, теперь река мелеет и «тонет» в мусоре и нечистотах / Фото: Общероссийский народный фронт Река Сунджа, Ингушетия / Фото: Вода России — Мы с ребятами купались в ней, когда я ещё не ходил в школу. Со временем она мелела. Мусора в воде и на берегах становилось всё больше, — вспоминает экоактивист. — Сначала это были картон и бумага, а потом их постепенно вытеснил пластик. Взрослые запрещали мне и другим детям нырять в Сунжу, опасаясь за нас. Уже тогда я задумывался о том, что происходит с нашей речкой. Еще в школе юноша начал проводил свои экологические акции. В пятом классе вместе с ребятами он создал правительство, в котором возглавил министерство экологии и охраны окружающей среды. Адам был министром вплоть до десятого класса. — Мы ежегодно очищали от мусора высохший городской пруд площадью почти два гектара. Каждую весну сажали на приусадебных участках деревья, ездили и на акции по восстановлению леса. Приводили в порядок берега Сунжи. Часто беседовали с младшими учениками, учили их бережному отношению к окружающей среде, — рассказал Адам Калиматов. После школы молодой человек поступил на юридический факультет Российского государственного университета правосудия. — Профессию юриста выбрал не зря, — уточнил он. — Знание правовых основ государства сейчас помогает мне максимально эффективно защищать природные ресурсы от необдуманного использования и загрязнения. Постепенно Адам Калиматов пришел к мысли, что бороться лишь с последствиями загрязнения природы мало, нужно вести активное экопросвещение. — Мы с друзьями убирали свалки на берегах рек Сунжи и Ассы, но спустя неделю отходов становилось ещё больше. Мы поняли, что занимаемся последствиями, а надо устранять причину появления проблемы, то есть заниматься экопросвещением. В 2018 году мы создали экологический центр «Зелёный полумесяц». Беседовали со школьниками и студентами. Старались приводить понятные примеры. Объясняли, что если 100 тыс. человек оставят на земле по обёртке от конфеты, то масса этого мусора составит несколько сотен килограммов. Ведь свалки так и появляются, — сказал Адам. К экопросвещению активисты подключили и духовенство. В Ингушетии имамы собирают на свои проповеди по несколько десятков тысяч человек, это отличная площадка, чтобы донести полезную информацию до большого количества людей. — Встретились с муфтием республики и договорились о сотрудничестве. Поделились информацией об уничтожении животного мира, загрязнении воды и незаконной вырубке в республике. Предложили на примере самых громких уголовных дел рассказывать, что вредить окружающей среде запрещают не только российские законы, но и нормы ислама. После этой акции мы реально увидели, как серьёзно сократилось количество мусора на природе. Вообще в последнее время уровень экологического сознания в республике заметно вырос. Мои земляки стали задумываться, стоит ли выбрасывать на землю грязную салфетку или другой мусор, — отметил активист. С 2020 года Адам Калиматов руководит Всероссийским общественным движением волонтёров-экологов. Оно имеет 50 региональных отделений и около 5 тысяч сторонников. — Наши волонтёры участвуют в общественных рейдах и федеральных экологических проектах, включая проекты «Вода России» и «Сохраним лес». Закупили специальное оборудование для анализа выбросов в атмосферу и гидросферу, а также беспилотники для выявления незаконных стоков в реку. Передаём его региональным координаторам. В следующем году запустим информационную платформу VOLECO ID, которая объединит эколовонтёров и некоммерческие организации со всего мира. Они смогут создавать на этой площадке личные кабинеты, петиции, краудфандинговые компании для сбора средств на экологические проекты и акции. Будем публиковать там полезную информацию о конкурсах, премиях и стажировках, — поделился планами волонтер. В 2021 году проект Адама «Школа ресайклинга» победил в конкурсе National Geographic «Я берегу планету». Проект позволяет без дорогостоящего оборудования создать небольшую локальную мастерскую по переработке пластика. Мастерская по переработке пластика / Фото из личного архива Адама Калиматова — Кавказ буквально утопает в пластике. Он у нас используется везде. При его транспортировке экологии наносится двойной ущерб, а для производства пол-литровой бутылки с водой затрачивается в три раза больше этого ресурса, — сетует Адам Калиматов. — Нужно, чтобы производители заранее оплачивали переработку каждой пластиковой бутылочки, которую выпускают. Эта схема называется «расширенная ответственность производителя», она работает во многих странах мира. Если её начнут использовать в России, производители будут сами заинтересованы в создании системы ресайклинга отходов. Еще одна большая экологическая проблема Северного Кавказа, которую озвучил экоактивист, — загрязнение рек. — Наши регионы нуждаются в очистных сооружениях. Решать эту проблему нужно как можно быстрее, так как городские канализации не справляются с объёмами стоков из-за увеличения населения в городах. Но реконструировать и построить очистные сооружения недостаточно, нужно ещё их поддерживать в рабочем состоянии, — уточняет Адам. Вдобавок большинство наших рек протекает через несколько регионов. Одни чересчур активно используют воду для орошения и других целей, что приводит к дефициту в остальных регионах. Серьёзные опасения вызывает и незаконная вырубка лесов, которые работают как кислородные станции и предотвращают эрозию почвы. Бесконтрольное уничтожение деревьев грозит нашему региону страшными экологическими последствиями. Наша организация ранее предложила использовать государственно-частное партнёрство в лесоохране. Можно отдать частным предприятиям отдельные участки леса для охраны, платить им долю от уплаченных нарушителями штрафов. Важно использовать и современные технологии — дроны с тепловизорами и звуковые ловушки для отслеживания чёрных лесорубов. Чтобы лесники работали лучше, их стоило бы оснастить камерами наблюдения, видеорегистраторами и GPS-трекерами. В конце интервью Адам Калиматов сообщил, что в скором времени планирует войти в экспертный совет при комитете Госдумы по экологии. Там он будет предлагать использовать перечисленные им меры улучшения экологической обстановки в регионах.
Комментарии
Минимальная длина комментария - 50 знаков. комментарии модерируются

Смотрите также: